Четыре основных коммуникативных стиля

Деловое общение

Поскольку, руководителю приходится много общаться с самыми разными людьми, он должен быть знаком с основными типами собе­седников. Это необходимо, так как тип собеседника во многом опре­деляет и то, что он скажет, и то, как нужно вести себя по отношению к нему, чтобы получить необходимое.

Исследователи обобщили способы, при помощи которых люди об­щаются, и пришли к понятию коммуникативного стиля. Коммуника­тивный стиль — это способ, при помощи которого человек строит взаимодействие с другими. Каждый человек склонен использовать ка­кой-то один стиль общения; иногда человек использует в различных ситуациях два или более коммуникативных стилей.

В качестве основы для типологии коммуникативных стилей мож­но взять два признака: 1) адекватность, естественность обратной свя­зи, то есть внимание к реакции собеседника на сообщение, и 2) от­крытость по отношению к партнеру по коммуникации, то есть спо­собность и желание открыто выражать свои мысли и чувства. Оче­видно, что далеко не каждый человек дает адекватную обратную связь и открыт по отношению к партнеру. Это означает, что или один, или оба указанных признака могут не реализовываться (или, выражаясь иначе, «реализовываться со знаком минус»). Следовательно, можно выделить четыре коммуникативных стиля; схематично это можно представить в виде таблицы.

  Открытое поведение по отношению к партнеру Нежелание раскрываться перед партнером
Обратная связь адекватна «Самореализация» «Самозащита»
Обратная связь неадекватна «Самораскрытие» «Уход в себя»

Необходимо иметь в виду, что коммуникативный стиль может одно­временно рассматриваться и как характеристика стиля общения, свой­ственного конкретному человеку, и как особая тактика, которая приме­няется в зависимости от ситуации. Не существует определенного ком­муникативного стиля, который был бы оптимальным в любой ситуации. Гораздо важнее уметь избирать правильный стиль в соответствии с ситуацией. И если в данном случае можно говорить о совершенстве, то оно заключается в одинаково эффективном владении всеми стиля­ми. Описывая коммуникативные стили как характерные черты поведе­ния людей, можно увидеть, что в одних случаях они выглядят блестяще, а в других — нелепо или смешно. А это означает, что в некоторых ситуациях тот или иной коммуникативный стиль уместен, тогда как в других — нет.

1. «Самореализация» — это коммуникативный стиль, предполага­ющий как адекватность обратной связи, так и открытость перед парт­нером по коммуникации. В большинстве ситуаций это самый лучшим стиль поведения, поскольку, во-первых, он помогает установить доверительные отношения между коммуникантами, а во-вторых, делает комму­никацию эффективной благодаря тому, что человек способен увидеть, что его не понимают или понимают неправильно, и изменить свое пове­дение.

Впрочем, необходимо иметь в виду, что любое умение полезно в одних ситуациях и вредно в других. По этой причине

2. «Самораскрытие» — коммуникативный стиль, который осно­ван на полной открытости, но в то же время связан с неумением адекватно использовать обратную связь. Люди, которым свойствен такой стиль, создают впечатление увлекающихся: они могут быть очень эффек­тными ораторами, поскольку умеют эмоционально говорить, однако не способны увидеть, что аудитория их не слушает или не слышит. Общать­ся с такими людьми достаточно сложно, хотя — подчеркнем еще раз — их коммуникативный стиль может быть очень полезным. Иногда случа­ется, что люди, для которых характерен данный стиль, наоборот, чрез­мерно реагируют на обратную связь, воспринимая непонимание собе­седника как доказательство собственной неспособности говорить ясно или доказательство полнейшей глупости партнера.

3. «Самозащита» — третий коммуникативный стиль, который ха­рактеризуется высокой адекватностью обратной связи, сочетающейся с нежеланием раскрывать себя. Ярким примером этого коммуникатив­ного стиля может быть психолог, который внимательно выслушивает других людей, дает им советы, но никогда не говорит о себе. Конечно, реально психологи далеко не всегда являются людьми, склонными к такому стилю: к подобному поведению их обязывает профессия (кста­ти, умение слушать другого — это очень важное умение, которое дос­таточно трудно приобрести, а потому психологов можно считать людь­ми, хорошо овладевшими искусством коммуникации). Однако если вы столкнетесь с человеком, который, не будучи психологом, ведет себя так, как если бы вы пришли к нему на прием, чтобы поделиться своими проблемами, можете быть уверены: этот человек использует коммуни­кативный стиль «Самозащита».

4. «Уход в себя» — последний коммуникативный стиль, характери­зующийся как закрытостью, так и отсутствием адекватного использова­ния обратной связи. Такой человек не пускает других людей в свой внутренний мир и не считает нужным говорить о своем отношении к какому-то вопросу даже тогда, когда это необходимо и совершенно обоснованно. Точно так же эти люди поступают и со своими мыслями. Обычно этот стиль характерен для «интровертов» — людей, отдаю­щих предпочтение своей внутренней жизни и не проявляющих особоно интереса к жизни окружающих их людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: