Лидерство и его роль в управлении организацией

ЧЕЛОВЕК В ОРГАНИЗАЦИИ

Лидерство - это способность человека оказывать влияние на людей и тем самым направлять их действия в необходимое для орга­низации русло. Лидерство — это явление, характерное в первую оче­редь для неформальных групп. Нередко случается, что лидером стано­вится человек, который занимает в организации далеко не первое мес­то. При этом его «выдвигают» другие люди, сам он может не прикладывать для этого никаких усилий. Лидера не назначают, лидером можно только стать, завоевав доверие и уважение сотрудников.

Лидерство — очень сложная ноша. Обычно члены формальной или неформальной группы скрыто требуют от лидера соответствия те* идеальным чертам, которые они ему приписывают. По этой причине малейшее несоответствие этим идеалам может стать причиной утраты лидерских позиций.

М.Х. Мескон в книге «Основы мёнеджмента» выделил ряд факто­ров, которые помогают стать лидером: должностное положение, профессиональная компетентность, возраст, свобода передвижения по ра­бочей зоне, расположение рабочего места и отзывчивость. Впрочем, нельзя утверждать, что наличие этих факторов автоматически делает человека лидером: иногда лидерами становятся даже в том случае, если условия этому не благоприятствуют.

Лидер выполняет как в формальных, так и в неформальных группах очень важные функции. Именно от него зависит, насколько эффектив­но действует группа, способна ли она достигать целей, которые перед ней стоят.

Лидерство может быть как полезным, так и вредным для организа­ции явлением. Полезным оно оказывается тогда, когда лидеру удается вести других людей к целям, выгодным для организации (даже если эти цели не были сформулированы как цели организации «официально»). Вредным же лидерство становится в тех случаях, когда из-за лидера люди начинают двигаться в каком-то другом направлении. Например, многие работники могут быть недовольны условиями труда, но будут держать свое недовольство при себе. Лишь лидер в этой ситуации может четко сформулировать потребности работников и повести их за собой в борьбе за улучшение условий труда. С точки зрения организа­ции, это может оказаться негативным явлением, поскольку цели органи­зации, к сожалению, не всегда включают заботу о работниках (хотя бесспорно и то> что любая организация должна отдавать себе отчет в том, что удовлетворенность работников — это важное условие ее эф­фективного функционирования).

Приведенный пример спорен, так как требования работников об улучшении условий труда не всегда противоречат целям организации. Однако иногда руководство организации думает лишь о том, насколь­ко эффективно функционирование организации, с точки зрения при­были, не задумываясь о том, что чем лучше условия работы, тем более высоким может быть качество работы сотрудников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: