Развитие конфликта, его основные этапы

Любой конфликт — это в первую очередь процесс, развивающийся в определенной последовательности. Выделяют пять стадий развития конфликта.

Первую стадию называют скрытой. Конфликт всегда имеет при­чины, он не возникает на пустом месте, хотя наличие конфликтных ин­тересов не всегда сразу осознается. На этой стадии противоречия не осознаются участниками конфликта. Конфликт проявляется лишь в явном или неявном недовольстве ситуацией. Несоответствие ценностей, инте­ресов, целей, средств их достижения не всегда выливается в непосред­ственные действия, направленные на изменение ситуации: противопо­ложная сторона иногда либо смиряется с несправедливостью, либо ждет своего часа, затаив обиду.

Вторая стадия — это формирование конфликта. На этой стадии четко осознаются претензии, которые могут быть высказаны противо­положной стороне в виде требований. Оформляются группы, принима­ющие участие в конфликте, в них выдвигаются лидеры. Аргументы выс­казываются противоположной стороне, аргументы противников крити­куются. Используется также провокация, то есть действия, которые на­правлены на формирование выгодной одного стороне общественного мнения.

Третья стадия — инцидент. На данном этапе происходит некото­рое событие, которое переводит конфликт в стадию активных действии, то есть стороны решают вступить в открытую борьбу. Это событие может быть как значительным, так и незначительным, особенно в ситу­ации, когда оппоненты долгое время не проявляют чувств по отноше­нию к противнику.

Четвертая стадия — активные действия сторон. Конфликт тре­бует большого количества энергии, поэтому он быстро достигает мак­симума конфликтных действий — критической точки, а затем быстро идет на убыль.

Последнюю стадию называют завершением конфликта. На этом этапе конфликт завершается, что, однако, не означает, что притязания сторон удовлетворены. В действительности может существовать не­сколько исходов конфликта. В целом можно сказать, что каждая из сторон либо выигрывает, либо проигрывает, причем выигрыш одной из них не всегда означает, что другая проиграла. Любой конфликт имеет три исхода: «выигрыш — проигрыш», «выигрыш — выигрыш», «проиг­рыш — проигрыш». Впрочем, такое представление исхода конфликта достаточно неточно. Например, компромисс не всегда можно считать победой обеих сторон; сторона нередко добивается компромисса лишь для того, чтобы ее оппонент не смог считать себя победившим, и это происходит даже в том случае, если компромисс для нее так же невы­годен, как и проигрыш.

Что касается схемы «проигрыш — проигрыш», то в нее не уклады­ваются в полной мере случаи, когда обе стороны становятся жертвами некоей третьей стороны, которая пользуется их раздором для получе­ния выгоды. Кроме того, нетрудно представить себе ситуацию, в кото­рой руководитель предприятия отказывает двум сотрудникам в оспари­ваемой ими должности и отдает ее третьему лицу только потому, что, по его мнению, данные обязанности сможет выполнять лишь человек, который не вступает в конфликты.




double arrow
Сейчас читают про: