К управлению мотивационными факторами Р.А. Гендерсон подходил с тех позиций, что мотивация работника в конце концов сопряжена с общей системой вознаграждений данной организации, которая может обеспечить почти неограниченное их разнообразие, «подключая» к системе интенсификации труда. В то же время в организации могут быть такие события, которые будут «отключать» работников. Для того, чтобы деятельность организации была высокопроизводительной, необходимо, чтобы степень воздействия «подключающих» событий была значительно более мощной, чем «отключающих». Одним из наиболее мощных инструментов «подключения», имеющихся в «распоряжении» организации, является программа оплаты и стимулирования труда, которые должны использовать неограниченное количество факторов и способов воздействия на мотивацию конкретного человека. Более того, тот фактор, который сегодня мотивирует работника к интенсивному труду, завтра может способствовать «отключению» того же самого человека. Талант менеджера состоит в том, чтобы предупредить отрицательное воздействие действующих факторов, помня, что работник трудится ради денежного вознаграждения и комплекса компенсационных и поощрительных мер. Денежное вознаграждение и другие компоненты компенсации обеспечивают необходимые условия выживания, развития работника, проведения им досуга в настоящем, а также уверенность в будущем, развитие и высокое качество жизни в расчете на перспективу. Эти компоненты компенсации, конечно, не могут удовлетворить всех потребностей работника. Вместе с тем, организация обеспечивает своим работникам буквально сотни других вознаграждений, которые могут временами существенно усилить и дополнять программу оплаты и стимулирования труда и зачастую удовлетворять те потребности, которые оказываются не по силам этой программе. Например, на фирме ИБМ используются следующие принципы построения системы стимулирования, которые состоят из двух частей: общие и специальные.
|
|
Общие принципы включают: сильные убеждения, политику полной занятости, косвенный контроль, личные стимулы, развитие неспециализированной карьеры, повышение степени разнообразия работы, личное участие работников в принятии решений, развитие общей культуры работников.
К специальным принципам системы стимулирования могут быть отнесены: сильная вера в индивидуализм, специфичность кадровых процедур, характеризующих индивидуализм, единый статус сотрудников, продолжительная подготовка, максимальная ответственность, поощрение расхождения во взглядах, горизонтальные связи.
|
|
При разработке программы стимулирования используются такие термины, как «заработная плата», «жалование», «вознаграждение» Общепринято, что «жалование» и «заработная плата» относятся к платежам за работу. Обычно «жалование» связывают с «белыми воротничками», понятие «вознаграждение» включает пенсии, пособия по нетрудоспособности, оплачиваемые отпуска, пользование автомобилем компании и другие дополнительные льготы, доля в прибылях, комиссионные. Однако всегда следует помнить, что программа стимулирования или сквозная программа мер компенсации какой-либо организа-ции должна в наибольшей степени учитывать как ценность какого-либо вида деятельности, так и ценность человека, осуществляющего данную работу. Только в этом случае можно говорить об эффективном труде.
В современном обществе сложилось понятие «нового работника» в «новой рабочей обстановке», т.е. необходим учет новых факторов, относящихся к мотивации этого работника. Об этом свидетельствуют результаты обзора, сделанного американским социологом Д. Янкеловичем. Его исследование показало, что такие традиционные формы мотивации, как деньги, страх и наказание, сохранили свою действенность для 56% опрошенных работников. Для остальных 44% эти стимулы были незначительными. Другой вывод этого исследования, состоит в утверждении большей половины респондентов, что они хотели бы работать как можно лучше независимо от оплаты. В целом 75% опрошенных сказали, что они могли бы быть значительно эффективней. На вопрос, почему они работали с такой низкой продуктивностью, большинство отвечало, что, во-первых, им не будут платить за более напряженную работу, и во-вторых, что руководители давали им мало стимулов для напряженной работы.
Имеет право на существование точка зрения на заработную плату, как стоящую отдельно от системы вознаграждения. Однако, более распространенным является взгляд на заработную плату как основное денежное вознаграждение, выплачиваемое организацией работнику за выполненную работу. Организация не сможет набрать рабочую силу высокого качества и удержать ее, если не выплачивает вознаграждение в форме заработной платы по конкурентоспособным ставкам и не имеет шкалы оплаты, стимулирующей людей в работе на данном месте.
Разработка структуры заработной платы является обязанностью отдела кадров или трудовых ресурсов. Дня определения структуры заработной платы в конкретной организации необходимо проводить исследование уровня заработной платы, условий на рынке труда, производительности и прибыльности фирмы, а также осуществлять тщательный анализ полученных данных. Болеесложным является вопрос о разработке структуры вознаграждения административно-управленческого персонала, так как помимо самой зарплаты в нее часто входят различные льготы, схемы участия в прибылях, оплата акциями и т.д.
К вознаграждениям, предоставляемым организацией своим работникам, относятся также дополнительные льготы, которые называли раньше «мелкими привилегиями», В современных условиях эти доплаты стали составлять значительную часть пакета вознаграждений, поэтому их называют дополнительными льготами. Подтверждением этого является тот факт, что в США усредненная стоимость таких дополнительных льгот находится на уровне 40% всей зарплаты.
К основным видам льгот относятся оплаченные отпуска, частичная оплата больничных, страхование здоровья и жизни, пенсионное обеспечение, которые стали составной частью любой работы. К прочим видам льгот относятся субсидируемые предприятием кафетерии, ссуды с пониженной процентной ставкой на обучение в колледжах детей сотрудников, детские учреждения, предоставление оплаченных юридических услуг, коллективные гаражи, оплаченные творческие отпуска после определенного количества лет работы, а также те льготы, о которых говорилось выше как об отдельных от зарплаты вознаграждениях.
|
|
В традиционном подходе к предоставлению дополнительных льгот работникам есть отрицательный момент, который связан с тем, что одинаковые льготы имеют все работники одного уровня, а это снижает их стимулирующее воздействие на индивидуальные затраты труда, так как не учитываются различия между людьми. Исследования показывают, что не все служащие ценят такие льготы. Воспринимаемая ценность дополнительных льгот зависит от таких факторов, как возраст, семейное положение, размер семьи и т.д. Например, в зависимости от возрастной группы ценность предоставляемых льгот будет выражаться следующим образом:
• пожилые люди особенно ценят льготы, предоставляемые при выходе напенсию;
• работники среднего возраста с семьей озабочены размерами льготного медицинского обслуживания и страхованием жизни;
• молодые работники ценят возможность немедленного получения наличных денег.
Подобные исследования привели к тому, что в некоторых фирмах разработана и действует «система вознаграждения по принципу кафетерия», суть которой состоит в возможности каждым работником выбрать в установленных пределах индивидуальный пакет льгот. В данном случае усиливается индивидуальная мотивация, однако система выбора вознаграждений по принципу «самообслуживания в кафетерии» имеет ряд недостатков. Главные из них состоят в том, что общая стоимость льгот повышается, поскольку влечет за собой дополнительные административные накладные расходы, а также в том, что ряд льгот, например, страхование персонала, обходятся дешевле при приобретении их в больших объемах. Кроме того, появляется необходимость просвещения работников в вопросах индивидуального набора льгот и предполагаемого эффекта от их получения в настоящем и в будущем, что связано с временными и стоимостными издержками. В целом же большинство работников приветствует гибкие программы предоставления льгот, что усиливает их положительный мо-тивационный эффект,
|
|
Таким образом, управление мотивационными факторами неотделимо от создания гибкой системы стимулирования, включающей различные виды вознаграждений. Вид и количество вознаграждений, предлагаемых организацией за вложенный труд имеют важное значение для оценки качества трудовой жизни, что самым непосредственным образом влияет на развитие трудовых ресурсов, а следовательно, становится основным элементом системы управления персоналом. Факторы, которые мотивируют работников в настоящее время, значительно изменились. Люди сейчас стремятся к сложной работе и к личному развитию. Это означает, что компаниям, в частности их управляющему звену, придется значительно изменить свои подходы к системе мотивации, так как в постиндустриальной экономике началось перемещение от рынка покупателей к рынку продавцов, где у работников появляется возможность искать и найти наиболее подходящую для себя организацию. Уже усиливается конкуренция среди организаций по привлечению талантливых образованных работников, и преуспевающие из них используют широкий спектр творческих стимулов. В этих условиях важнейшей задачей сегодняшнего управления является создание той «питательной среды», которая позволит работникам развить свои умения и вырасти как в профессиональном, так и в личностном плане. Достичь этого можно только при изменении роли самого менеджера: преобразования его из «человека, дающего указания», в «человека, способствующего развитию человеческого потенциала».