Специализация и определение обязанностей

Разделение труда в организации

Термин «организация» подразумевает, что ее члены дого­ворились между собой о правилах и обязанностях разделить работу таким образом, чтобы она выполнялась с наибольшей отдачей.

Рассмотрим несколько основных проблем, имеющих отно­шение к разделению работы как предмета дальнейшей коорди­нации. Наиболее важными для понимания проблемы разделения труда в организации являются следующие вопросы:

♦ насколько специализированный персонал нужен и на­сколько точно нужно определять обязанности каждого человека;

♦ какой должна быть организационная структура в «гори­зонтальной» и «вертикальной» плоскости;

♦ какой должна быть сфера контроля для каждого руко­водителя и роль единоначалия в этом управлении;

♦ насколько сильно должно быть децентрализовано при­нятие важных решений при определенной централизации об­щих служб;

♦ каким должно быть разделение ответственности между линейными руководителями и основным производственным пер­соналом;

♦ на какой основе следует группировать членов организа­ции по отделам, отделениям и т.д.?

Первый вопрос, который напрашивается: насколько глубо­ко следует специализироваться и насколько должны быть оп­ределены обязанности? Степень самостоятельности или свобо­ды действий, которую люди получают в работе, тоже будет связана с тем, какова степень специализации в работе.

В больших компаниях, как правило, специализация работ проявляется сильней, чем в маленьких.

Разделяют два основных типа специализации. Первый — «базирующийся на знаниях». Второй — «рутинный».

К первому можно отнести: программистов, плановиков, нейрохирургов и т.п., у которых внимание сконцентрировано на относительно узком круге проблем, хотя эти проблемы сами по себе сложны и их нельзя назвать шаблонными.

Второй тип специализации основан на том, что задачи раз­биваются на более простые элементы, выполнение каждого из которых как постоянно повторяющейся стандартизованной процедуры поручается разным специалистам. Такая «рутинная» спе­циализация распространена в сфере производственных и кан­целярских работ, бухгалтерии. Такая специализация обесцени­вает умение правильно разбираться в работе и мастерство, тре­буя, чтобы сотрудники работали как хороший механизм и «без самодеятельности

Однако на обоих уровнях есть тенденция к ме­нее точному определению работ. При определении работы нуж­но решать следующие вопросы: какую часть работы следует оставлять на усмотрение подчиненных; на что следует обра­щать внимание при определении работы: на то, как должна быть выполнена она, или на то, что должно быть сделано.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: