Легитимация процедуры разрешения конфликта

Принципы управления конфликтами

Управление конфликтами

Общие принципы, правила и рекомендации, используе­мые при управлении конфликтами

Известно несколько достаточно универсальных принци­пов управления конфликтами. К ним относятся прежде всего следующие принципы:

1) институциализация конфликта, т.е. установление норм и процедур урегулирования или разрешения конфликта. Обычно институциализация включает:

♦ запрет на применение насильственных средств;

♦ ограничение количества участников и сфер проявления Конфликта;

♦ принятие всеми сторонами определенных правил разреше­ния конфликта — организационных и (или) этических норм, Четких договоренностей и т.д.;

♦ контроль со стороны третьих лиц (государственных ор­ганов, арбитров и т.п.);

т.е. признание всеми его сторонами правомерности и справедли­вости определенного порядка действий по разрешению спора даже в том случае, если установленные процедуры расходятся с некоторыми (устаревшими) правовыми нормами. Легитимация процедур требует их фиксации в специальных документах и широкого ознакомления с ними всех участников конфликта;

3) структурирование конфликтующих групп, т.е. оп­ределение состава участников конфликта, представителей (ли­деров) соперничающих групп, различных центров группового влияния и их силу. Важно знать, с кем можно вести работу по разрешению конфликта, договариваться и заключать соответ­ствующие соглашения. Неструктурированные, аморфные груп­пы носителей конфликтных интересов более опасны, поскольку они менее управляемы и склонны к непредсказуемым разруши­тельным действиям;

4) редукция конфликта, т.е. его последовательное ос­лабление путем перевода на более мягкий уровень противобор­ства или противостояния.

Можно выделить две взаимосвязанные линии (два поля) редукции конфликта в зависимости, во-первых, от характера восприятия оппонента, во-вторых, от характера соперниче­ства.

Первая линия предполагает последовательное продвиже­ние в восприятии образа оппонента по следующим ступеням: противник (непримиримая борьба) — соперник (противоборство по определенному вопросу) — сотрудник (временное взаимо­действие) — партнер (постоянное сотрудничество) — союзник (помощник в определенной области) — друг.

По второй линии, характеру соперничества, редукция противоборства проходит следующие ступени: война (неограни­ченный спектр борьбы, применение крайних средств) — наси­лие (ограниченная сфера крайнего противоборства) — агрессив­ность (отдельные враждебные действия) — соперничество (кон­куренция, состязание по определенным правилам) — враждеб­ность (неприязнь, недружеские отношения) — напряженность (настороженность, ожидание недружественных действий) — спор (идейное противоборство) — несогласие (расхождение мнений) — консенсус (согласие).

Конечно, грани между отдельными ступенями в снижении конфликтной напряженности очень относительны, во многом условны. При управлении конфликтом не обязательно последо­вательно проходить все указанные этапы. Иногда можно пере­скочить, например, от агрессивности к спору. В любом случае снижение напряженности повышает шансы на уменьшение раз­рушительных последствий конфликта и на его более быстрое и безболезненное разрешение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: