По мнению специалистов в области разрешения конфликтов, стратегии взаимодействия, избираемые участниками конфликтной ситуации, становятся решающим фактором ее конструктивного преодоления.
Стратегии поведения участников межличностной конфликтной ситуации делятся на 3 основные категории.
1.К силовым стратегиям относятся стратегии поведения участников, направленные на достижение собственных интересов без учета интересов партнера. Стиль поведения при такой стратегии может быть как «жестким» (напористость, использование жестких аргументов, выставление ультимативных требований, эмоциональное давление на партнера и т.д.), так и «мягким» (стремление переиграть, перехитрить с помощью настойчивых просьб, эмоционального давления).
Примером является стиль принуждения. При этом стиле превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой, используя для этого власть путем принуждения. Такой стиль может быть эффективен, если руководитель имеет большую власть над подчиненными. Но при этом их инициатива подавляется, увеличивается вероятность принятия неверных решений, так как не предоставлены альтернативные варианты. Все это может вызвать возмущение у образованного «зрелого» персонала.
2. Другую группу стратегии взаимодействия в конфликте образуют такие формы поведения, которые имеют в своей основе стремление к уходу от конфликта. Они могут иметь характер игнорирования проблемы, непризнания существования конфликта, ухода от проблемы вместо ее решения, а также уступчивость, готовность пренебречь своими интересами и целями.
Примерами являются стили поведения, называемые уклонение и сглаживание.
В случае уклонения человек стремится выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не вступает в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Этот стиль выбирают в том случае, если предмет конфликта несуществен по сравнению с другими проблемами, нет сил и возможностей решить его в свою пользу и др.
При сглаживании человек убежден, что нет необходимости раздражаться, апеллирует к потребности в солидарности. В результате «забывания» проблемы, лежащей в основе конфликта, может наступить мир и покой, но проблема останется и, в конечном счете, произойдет «взрыв». Этот стиль часто избирает либеральный руководитель.
В тех случаях, когда уступчивость ничем не оправдана, она расценивается, как неспособность отстаивать свои интересы, как неконструктивный подход к разрешению конфликтов.
3. Третья группа стратегий расценивается как наиболее эффективный путь к решению межличностных конфликтов. Она объединяет разнообразные переговорные стратегии, ведущие к выработке решений, в большей или меньшей степени удовлетворяющие интересы обеих сторон.
Стили поведения, называемые компромисс и решение проблемы, - примеры стратегий этой группы.
Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность, что часто дает возможность быстро разрешить конфликт, ведет к удовлетворению обеих сторон. Однако использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшего по важной проблеме, может сократить поиск альтернатив, что, в свою очередь, повысит вероятность принятия неверного решения.
Решение проблемы. Это совместная выработка решения, удовлетворяющая интересы обеих сторон. В процессе этого приобретается совместный опыт и широкая информация для последующей интеграции, создается атмосфера сотрудничества. Стороны признают различие во мнениях и готовы ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех. Тот, кто использует такой стиль, не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения. Данный стиль является наиболее эффективным в решении проблем организации. Ниже приведены некоторые предложения по использованию этого стиля разрешения конфликта:
·Определите проблему в категориях целей, а не решений.
·После того, как проблема определена, определите решения, приемлемые для всех сторон.
·Сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны.
·Создайте атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией.
·Во время общения создайте положительное отношение друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнение другой стороны.
П. Внутренняя и внешняя среда организации.
Внутренняя среда организации.
Любая организация существует в определенной среде, которая воздействует на ее функционирование. Поэтому для эффективного управления фирмой нужно уметь определить влияние на организацию множества факторов среды и предвидеть это влияние.
Факторы среды принято называть переменными. Различают внутренние и внешние переменные.
Внутренние - факторы внутри организации. Они находятся в поле зрения менеджеров.
Внешние факторы находятся вне организации и способствуют или мешают ее функционированию.
Внутренние переменные - это:
• цели организации;
·структура;
·задачи;
· технология;
· люди (персонал).
Цель - это конкретное конечное состояние, которого стремится добиться группа.
Цель определяет направление движения. Все решения руководства направлены на то, чтобы приблизить организацию к цели.
Главные общие цели направлены на:
·выживание;
·прибыль;
·перспективы.
Крупные организации - многоцелевые. Они формулируют цели в разных областях, таких как:
·разработка новой продукции;
• качество услуг;
·подготовка кадров и т.д.
Цели отдельных подразделений организации должны быть согласованы между собой в рамках общей цели.
Структура - это взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет эффективно достигать целей организации.
Структура организации должна логически выстраиваться, исходя из целей организации.
Структура может быть плоской (или горизонтальной) или высокой (многоуровневой). Это зависит от сферы контроля - числа лиц, непосредственно подчиненных одному руководителю.
Если руководитель контролирует большое число подчиненных, то сфера его контроля широкая, а структура - плоская.
Если руководитель контролирует небольшое число подчиненных, то сфера его контроля узкая, а структура - высокая.
Сфера контроля и структура будут зависеть от специфики организации, ее целей и решаемых ею проблем.
Задача - предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным способом и в установленные сроки. Каждая должность включает ряд задач как необходимый вклад в достижение целей организации.
Традиционно задачи делятся на 3 категории:
1)работа с людьми;
2)работа с предметами (машинами, сырьем, инструментами);
3)работа с информацией.
Например, работа бухгалтера в основном связана с информацией, мастер участка работает с людьми, а работа токаря - это работа с предметами.
Задачи характеризуются частотой повторения и временем выполнения. Если задача может быть выполнена за короткое время (несколько секунд), и она повторяется множество раз в день, то труд носит монотонный характер. Работники конвейерного производства заняты таким трудом.
Управленческая работа по своим задачам характеризуется разнообразием, а время на ее выполнение увеличивается от низового к высшему уровню.
Люди - наиболее важная внутренняя переменная в свете современных концепций менеджмента. Характеристиками личности, влияющими на поведение и деятельность, выступают:
• статус личности;
· общественно - функциональные роли;
·ценностные ориентации;
·мотивы;
·характер;
• темперамент;
• потребности;
· способности;
·ожидания;
• восприятие и др.
Все внутренние переменные взаимосвязаны, изменение одной из них влияет на все другие. Совокупность внутренних переменных образует рабочую среду, которая с помощью процесса управления приспособлена к потребностям организации.