Внешняя среда организации и ее характеристики

Организация может добиться успеха, только взаи­модействуя с внешней средой.

В экономической литературе в качестве внешней среды приводится обычно от 7 до 12 факторов. Есть и двадцатифакторная модель внешней среды, которая представлена следующими факторами:

1.Поставщики материальных ресурсов.

2.Поставщики технологий, техники.

3.Поставщики персонала.

4.Поставщики финансов.

5.Профсоюзы.

6.Общеэкономические факторы.

7.Политические факторы.

8.Международные факторы.

9.Государственные органы управления.

10.Налоговая система.

11.Социальные факторы.

12.Факторы образования.

13.Национальные факторы.

14.Региональные факторы.

15.Конкуренты.

16.Конкурентная среда.

17.Научно-технический прогресс.

18.Культурные факторы.

19.Барьеры входа в рынок.

20.Покупатель.

Факторы внешней среды влияют на деятельность фирмы, и организация должна быть в состоянии эф­фективно реагировать и приспосабливаться к измене­ниям среды, чтобы выживать и достигать поставлен­ных целей.

Различают среду прямого воздействия и среду кос­венного воздействия.

Среда прямого воздействия - это факторы, кото­рые непосредственно влияют на деятельность органи­зации. Это поставщики ресурсов, потребители, конку­ренты, законы и государственные учреждения.

Среда косвенного воздействия представлена фак­торами, которые могут не оказывать непосредствен­ного влияния на организацию, но сказываются на ее деятельности, и фирма их учитывает, планируя свое будущее. Это состояние экономики, научно-техничес­кий прогресс, социально-культурные и политические изменения, события в других странах и др.

Внешняя среда характеризуется сложностью, под­вижностью и неопределенностью.

Сложность внешней среды определяется числом факторов, на которые организация обязана реагировать, а также вариантностью фактора. Например, организа­ция, использующая всего несколько исходных мате­риалов и ведущая дела всего с несколькими фирмами своей страны, находится в менее сложных условиях, чем та, у которой технологии требуют множества са­мых разнообразных ресурсов, получаемых от много­численных поставщиков, а сама фирма имеет филиа­лы за границей.

Скорость происходящих в окружающей среде из­менений определяет ее подвижность. С развитием рыночной экономики подвижность нарастает. Наибо­лее быстрые изменения наблюдаются в электронике, фармацевтике, химической промышленности, произ­водстве компьютеров, в сфере коммуникаций. В этих отраслях за счет частых научных открытий происхо­дит обновление технологий, возникают новые фирмы, выпускающие новейшие виды товаров. Это обостряет конкурентную борьбу.

Учитывая сложность функционирования в услови­ях высокоподвижной среды, организация должна опи­раться на разнообразную информацию, чтобы прини­мать эффективные управленческие решения.

Если информации недостаточно или менеджер со­ мневается в ее достоверности или точности, то в этом случае среда становится более неопределенной, чем когда имеется высоконадежная информация в доста­точном объеме.

Таким образом, неопределенность внешней среды зависит от качества информации и ее достоверности. Принятие решений усложняется с ростом неопреде­ленности.

Остановимся на некоторых факторах внешней среды.

Поставщики. Все виды ресурсов организация по­лучает через поставщиков. Работа поставщиков, вы­полнение ими своих обязательств оказывает прямое воздействие на ритмичность производственного про­цесса, объем выпуска, прибыль и, следовательно, улуч­шение позиций в конкурентной борьбе.

Отсутствие финансовых ресурсов у российских предприятий, неблагоприятное положение в машино­строительном комплексе часто приводят к тому, что российские фирмы вынуждены закупать не самое пе­редовое оборудование, что снижает конкурентоспособ­ность фирм.

Фактор «Поставщики персонала» может оказать су­щественное влияние на состав кадров на фирме и уро­вень их подготовки. Необходимых работников можно набрать по объявлению, можно воспользоваться ус­лугами службы занятости и специализированных ком­паний, возможен вариант привлечения на более вы­годных условиях квалифицированных кадров. Реаль­но можно использовать деньги службы занятости для подготовки и переподготовки кадров. Все это требует хорошего знания состояния рынка труда и прогнозов его развития.

Потребители - фактор наиболее подвижный. В ус­ловиях насыщенного рынка вкусы и запросы их стре­мительно меняются. Фирма должны хорошо знать сво­их потребителей, анализировать причины, вызываю­щие те или иные изменения их поведения (изменения в доходах, семейном положении, численности и т.д.). Сегодня важно формировать, создавать покупателя, управлять его вкусами и потребностями. Факторы «об­разовательный», «культурный» - важнейшие в формировании стратегии фирм по отношению к покупа­телю.

Часто продукция-новинка появляется на рынке и сталкивается с неподготовленным покупателем. Ба­рьеры входа серьезно тормозили продвижение таких товаров, как очистители воздуха, новейшие виды бы­товой техники.

Скажем еще о важнейшем факторе «Государственные органы управления». Сегодня не знать законов и норм государственного регулирования, действующих и готовящихся законов, системы налогов, акцизов, по­шлин и пр. - равносильно проигрышу, финансовым потерям, потере рынка.

В международном бизнесе среда наиболее слож­на. Организации приходится считаться с социокуль­турными, экономическими, политическими фактора­ми, законодательством, государственным регулиро­ванием. Анализ факторов международной среды­ трудная задача. Вот пример, показывающий, как важ­но изучать и учитывать культурные различия потре­бителей разных стран. В свое время американская фирма «Кэмпбелл Суп», пытаясь проникнуть на бра­зильский рынок, столкнулась с проблемами. Когда выяснилось, что реальный сбыт растворимых супов сильно отличается от прогнозируемого сбыта, то была собра­на дополнительная информация. Углубленное интер­вьюирование показало, что бразильские хозяйки те­ряют ощущение хранительниц домашнего очага, если все, что от них требуется при варке супа, - налить воды в кастрюлю.

Итак, организация - это открытая система, зависящая от взаимообмена ресурсов и результатов дея­тельности с внешним миром. Руководитель должен учитывать внешнее окружение и его изменения для того, чтобы адаптировать внутреннюю среду к этим изменениям. Изменения каких-либо внешних факто­ров неизбежно будут требовать внесения изменений во внутренней среде.

Ш. Принятие решений. Методы и модели принятия решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: