Многообразие знаний о культуре

Многогранность культуры нашла свое отражение в многочисленных попытках ее определения и в разнообразии самих подходов к ее определению. В 1964 г. американские ученые А.Кребер и К.Клакхон собрали 257 дефиниций культуры, и, по мнению Л.Кертмана, их количество в 1987 г. удвоилось. Такая поразительная многозначность свидетельствует не только о все более активном обращении ученых к проблемам культуры, но и об объективной сложности и многогранности самого феномена культуры.

Специалисты по теории культуры А. Кребер и К. Клакхон [62] проанализировали свыше ста основных определений и сгруппировали их следующим образом:

Описательные определения – это определения, которые восходят в своей основе к определению культуры как суммы всех видов деятельности, обычаев, верований. Она, как сокровищница всего созданного людьми, включает в себя книги, картины и т.п., а также знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычай, систему этикета, этику, религию, которые складывались веками.

Исторические определения подчеркивают роль традиций и социального наследия, доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов развития человечества.

Генетические определения примыкают к историческим и утверждают, что культура является результатом исторического развития. В нее входит все, что искусственно, что люди произвели и что передается от поколения к поколению – орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования.

Нормативные определения акцентируют значение принятых правил и норм, поэтому культура – это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением.

Ценностные определения – культура – это материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакции поведения.

Психологические определения исходят из решения человеком определенных проблем на психологическом уровне. Культура есть особое приспособление людей к природному окружению и экономическим потребностям, поэтому складывается из всех результатов такого приспособления.

Определения на базе теорий обучения: культура – это поведение, которому человек научился, а не получил в качестве биологического наследства.

Структурные определения выделяют важность моментов организации или моделирования. Здесь культура представляет собой систему определенных, связанных между собой признаков. Материальные и нематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью) культуры.

Идеологические определения указывают на культуру как на поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т. е. с помощью слов или подражаний.

Символические определения: культура – это организация различных феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого.

Каждая из перечисленных групп определений схватывает какие-то важные черты культуры. Действительно, она является результатом поведения людей и деятельности общества, она исторична, включает идеи, модели и ценности, избирательна, изучаема, основана на символах, она эмоционально воспринимается или отбрасывается индивидами. И все же этот перечень свойств не дает нам достаточно полного понимания тех сложных явлений, которые имеются в виду, когда речь заходит о культурах майя, Древней Греции, Киевской Руси и пр.

Культура является предметом изучения многих гуманитарных наук. Попытаемся выделить и обосновать основные определения культуры, сложившиеся на сегодняшний день в различных областях гуманитарного знания.

Философский подход. Данный подход обладает наиболее широкой панорамой видения культуры. Суть философского понимания культуры заключается в разнообразных попытках раскрыть целостным образом ее сущность с точки зрения всеобщих связей и закономерностей.

В рамках философского подхода выделяются несколько позиций, которые выражают различные оттенки и смысловые значения понятия «культура».

· культура как «вторая природа» (мир артефактов). Существенные признаки, позволяющие зафиксировать качественное отличие культуры от природы – использование огня и орудий, возникновение речи, способы насилия над собой (табу и другие ограничения), образование организованных сообществ, формирование мифов и образов.

· культура как способ развития и саморазвития личности, способ личностного бытия в мире, истории. На первый план здесь выходят вопросы, связанные с ролью культуры в жизни человека, ее влиянии на формирование личности.

· культура как мир ценностей (аксиологический подход). Культура есть не что иное, как реализация идеально-ценностных целей, предметный мир, взятый под углом зрения его значения для человека. Его главные проблемы – понимание природы ценностей, их происхождение и общезначимость.

· культура как способ деятельности. Суть деятельностного подхода сводится к тому, что культура рассматривается как система внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе. К ним относятся социогенные потребности человека, знания, орудия труда, юридические установления, одежда, пища, жилища и множество других явлений.

Антропологический подход. С точки зрения этого подхода культураэто – система знаний и верований, унаследованных членами данного сообщества и проявляющихся на поведенческом уровне. Отсюда вытекает вывод: чтобы понять культуру того или иного сообщества, необходимо изучить его поведение в повседневных жизненных ситуациях. Специфика антропологического подхода заключается в направленности исследования на целостное познание человека в контексте определенной культуры.

Важное условие антропологического познания культуры – установка на поиск биологических предпосылок культуры и ее досовременных (традиционных или примитивных) форм. Считается, например, что у каждого культурного явления существует свой биологический аналог, своего рода «протокультура». Утверждается, что в процессе эволюции человек прошел все стадии культурного развития. Поэтому чтобы познать культуру, необходимо изучить ее первобытные формы. Именно это обстоятельство повлекло за собой весьма распространенное заблуждение (даже среди самих специалистов), что антропологи занимаются только первобытными обществами и культурами.

Социологический подход. Культура здесь трактуется как фактор организации и образования жизни какого-либо общества. Подразумевается, что в каждом обществе (как и в каждом живом организме) есть некие культуротворческие «силы», направляющие его жизнь по организованному, а не хаотическому пути развития. Культурные ценности создаются самим обществом, но они же затем и определяют развитие этого общества. Таково своеобразие общественной жизни: над человеком часто господствует то, что рождено им самим.

Термин «культура» в социологическом смысле не заключает в себе никакой оценки. Он относится к образу жизни любого общества в целом. У каждого общества есть своя культура, и каждый человек культурен в том смысле, что участвует в той или иной культуре. [7, c. 5-20].

Мы рассмотрели некоторые наиболее распространенные определения культуры, которые сложились в разных областях гуманитарных исследований. Однако все они не исчерпывают такого сложного явления, как культура. Каждое из уже названных определений выделяло какой-либо один принцип, лежащий в основании культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: