Тема 1. Понятие культуры. Дисциплинарный статус культурологии

РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

1. Происхождение и смысл термина «культура»

2. Многообразие знаний о культуре

3. Дисциплинарный статус культурологии

1. Происхождение и смысл термина «культура».

Ключевое понятие культурологии – культура. Это слово мы слышим ежедневно в обыденной речи, в средствах массовой информации, сталкиваемся с ним при изучении фактически любой гуманитарной дисциплины, и всякий раз вкладываем в это слово разный смысл. Наверное, сложно отыскать понятие, которое бы имело столько смысловых оттенков, как понятие культуры. В повседневной жизни мы употребляем такие словосочетания, как «культура поведения», «культура речи», «физическая культура», «политическая культура». В обыденном сознании слово «культура» выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т.д. Но в то же время, как считают ученые, культура – «одно из фундаментальных научных понятий социально-гуманитарного познания, которое играет в нем такую же важную роль, как понятие массы в физике или наследственности в биологии» [12, с. 13].

Прежде, чем дать определение понятию культуры, обратимся к происхождению самого термина «культура».

Появлению слова «культура» в различных европейских языках предшествовало латинское cultura, происходившее от colere, имеющего множество значений: населять, культивировать, покровительствовать, поклоняться, почитать и т.д. Во всех случаях раннего употребления слово culture означало процесс культивирования, выращивания чего-нибудь, обычно животных и растений.

Дальнейшая эволюция слова «культура» связана с перенесением представлений о культивировании, возделывании с естественных процессов на человеческое развитие, хотя агрикультурный, сельскохозяйственный смысл сохранялся долгое время. Понятие «культура» требовало рядом с собой пояснения: agri cultura – обработка земли, juris cultura – выработка законов и правил поведения, cultura lilterare – выработка правил письменности и т.д. И только в XVII веке немецкий юрист Самюэль Пуфендорф (1632–1694) употребил это понятие как самостоятельный научный термин. Так началась многообразная и запутанная современная история слова «культура».

В эпоху Просвещения культура трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Ее развитие связывали с просвещением и воспитанием людей. В конце XVIII – начале XIX века слово «культура» часто заменяли словами «просвещенность», «гуманность», «разумность».

В современных европейских языках можно выделить несколько основных смыслов слова культура:

· абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития;

· обозначение состояния общества, основанного на праве, порядке, мягкости нравов и т.д. (в этом смысле слово культура совпадает с одним из значений слова цивилизация);

· абстрактное указание на особенности способа существования или образа жизни, свойственных какому-то обществу, какой-то группе людей, какому-то историческому периоду (например, культура скифов, культура западноевропейского средневековья и пр.);

· абстрактное обозначение форм и продуктов интеллектуальной и художественной деятельности: музыка, литература, живопись, театр, кино и т.д. (то есть все то, чем занимается министерство культуры). Пожалуй, именно этот смысл слова культура наиболее распространен среди широкой публики. [8, с. 9-12].

Как мы видим, в само слово «культура» вкладывается множество смыслов, и каждый раз, говоря о культуре, мы имеем в виду совершенно разные явления. Но все же есть нечто их объединяющее: именно культура отличает человека от всех остальных существ.

Человек живет в мире природы и в мире культуры, сотворенной им «второй природы». Известный поэт Н. Заболоцкий, писал:

Два мира есть у человека:

Один – который нас творил,

Другой – который мы от века

Творим по мере наших сил.

Замечательные слова. Но все же необходимо внести коррективы в это высказывание поэта. Безусловно, мы, люди, и только мы, создаем («творим по мере наших сил») мир культуры. Но нас самих творит не только и не столько мир природы, сколько мир культуры. И в процессе исторического развития культурные факторы все более и более доминируют над природными.

Приведем простой пример. Рождается на свет человек. Еще находясь в утробе, он ощущает влияние культуры – в виде медикаментов, витаминов, которые принимает мать, обследования на УЗИ и пр. Место его рождения – роддом – не природный, а культурный феномен. С первых секунд своего бытия он попадает в объятия культуры, которая его пеленает, одевает, предлагает свои достижения в виде прививок, искусственных смесей и пр. Но рождение ребенка – не только факт физического продолжения рода. Это событие обрастает своей символикой (например, мальчиков одевают в голубое, девочек – в розовое). Выбор имени, смотрины, крестины, множество традиций, связанных с рождением нового человека – все, чего нет в мире природы, – это проявления культурного способа освоения мира человеком.

Мы входим в мир культуры еще до момента рождения. Мы смотрим на мир через «очки культуры», линзы которых – ценности, символы, нравственные, религиозные, социальные нормы и пр. Культура формирует среду нашего обитания (жилище, питание, одежда и пр.), но в то же время дает нам возможности для личностной реализации (профессия, творчество и пр.) И наш уход из этого мира – не просто факт физической смерти. Только в человеческом мире смерть становится феноменом культуры, сопровождаясь похоронными обрядами, захоронениями, поминальными молитвами, только в человеческом мире существует символическая связь с ушедшими, культ предков.

Таким образом, культура – это мир человеческого бытия во всем многообразии его проявлений. И это многообразие порождает множество подходов к пониманию культуры.

1. Культура – это все, что создано руками человека и привнесено в мир человеком. Продукты и результаты человечес­кой деятельности на­зывают артефактами (от лат. arte – искусственный и factus – сделанный). Артефактами являются сделанные человеком вещи, рожденные им мысли, найденные и используемые им средства и способы действий. Артефакт имеет искусственное происхождение, все природное – антипод артефакта.

2. Но если рассматривать культуру как совокупность артефактов, то окажется, что и оружие массового уничтожения, и концлагеря, и войны, и терроризм, и религиозный экстремизм – тоже явления культуры. Культура несет в себе как позитивные, так и негативные проявления человеческой деятельности. Однако мы не ставим на одну чашу весов столь разные артефакты. Некоторые ученые считают, что многое из творимого человеком, культурой не является. Например, изобретение письма явилось великим культурным событием. Но современный человек, пишущий на заборе матерное слово, создает все, что угодно, только не культуру. Так мир культуры предстает перед нами как мир ценностей. В этом заключена суть аксиологического (ценностного) подхода к культуре. В свете такого подхода культура понимается как совокупность лучших творений человеческого духа, высших духовных ценностей, созданных человеком. Такой взгляд на культуру относит к ней лишь позитивные результаты деятельности людей, исключая из нее такие явления, как преступность, рабство, социальное неравенство, наркомания и многое другое, что нельзя считать ценностью. Но ведь подобные явления постоянно сопровождают человеческое бытие, играя в нем немаловажную роль и игнорировать их существование вряд ли возможно.

3. Все, что делает человек – лепит ли глиняный горшок, строит ли собор, сочиняет музыку, открывает ли научный закон, красит ли забор, пишет ли картину – наделено неким смыслом, в котором выражено человеческое отношение к миру, к самому себе. Так человек делает мир «своим», превращая его в Дом человеческого (смыслового) бытия. Этот смысловой мир вдохновляет людей и сплачивает их в некоторое сообщество (нацию, религиозную или профессиональную группу и т.д.) Он передается из поколения в поколение, определяя образ жизни, формируя мироощущения людей.

Так культура предстает перед нами как мир смыслов. Именно наличие смысловой доминанты культуры, как считает А.А. Радугин, создает саму возможность культурологии как науки: нельзя сразу охватить культуру во всех ее аспектах, но можно выделить, понять и проанализировать доминирующий смысл [22, с. 17].

Рассмотрев происхождение термина «культура», описав некоторые подходы к пониманию ее сущности, выделим основополагающие моменты в определении понятия культуры:

· культура – это мир человеческого бытия, отличный от мира природы. Это «вторая природа», это нечто надвитальное, выходящее за пределы природной необходимости. От культивирования почвы и создания сельскохозяйственной среды, понятие культуры эволюционировало в сферу духа. Культивация души и ума, развитие интеллектуальных способностей и духовных качеств человека признается прерогативой культуры.

· культура – это не результат материальной и духовной деятельности человека, но мир смыслов и ценностей, способности к интерпретации окружающего мира и включение его в систему координат человеческого бытия. Именно ценностное ядро культуры защищает ее от распада, создает условия культурной преемственности, служит основой культурных различий.

· человек – творец культуры, но в то же время, он и ее творение. Культура созидает человека, приобщая его к уже созданным и транслируемым ценностям, нормам, образцам и моделям поведения, образовывая его и формируя его мировоззрение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: