Культурологической мысли
Тема 3. Основные стратегии современной
1. Общая характеристика культурологических концепций ХХ века.
2. Психоаналитические концепции культуры
3. Культурная антропология.
4. Семиотическая концепция культуры
В ХХ веке в культурологии формируется множество направлений, которые исследуют культуру, находясь на разных мировоззренческих и методологических позициях. Выделим наиболее важные из них.
Философско-культурологические теории. Развитие культурологии в XX в. тесно связано с философией. Основная проблематика культурологии формировалась как часть философского знания или под его сильным воздействием. Вместе с тем методы и результаты культурологических исследований воспринимались философией и использовались в решении чисто философских вопросов. Такое взаимодействие наиболее ярко проявилось в творчестве Освальда Шпенглера (см. темы «Культура и цивилизация», «Динамика культуры»)
Социологические теории. В начале XX в. социологическая мысль была направлена на рассмотрение причин кризисного состояния общества и его ценностных систем, обращаясь к изучению различных аспектов культуры и религии. Это стало основанием для появления аксиологического подхода к анализу общества и культуры и привело к возникновению социологической школы в культурологии, которая объединила тех исследователей, кто искал истоки и объяснение культуры в общественной природе человека и в общественной организации человечества. Идеи социологической школы изложены, в частности, в работах американского социолога русского происхождения П.А. Сорокина (1889–1968) ( Cм. тему «Динамика культуры»).
|
|
Символические теории культуры продолжают кантовскую традицию понимания культуры как чисто человеческого феномена. В XX в. культурологические идеи Канта получили свое развитие в марбургской школе неокантианства, основателем и ведущим представителем которой был Э. Кассирер (1874–1945). Истоки культуры он находит не в инстинктах человека, не в социальной организации общества, не в глубинах божественного духа, а в способности человека творить искусственный мир, где реальность обозначается определенными символами. Человек может и должен познать эти символы, которые сам же и создает. Сущностью культуры является символическая деятельность.
Игровая концепция Голландский культуролог Й. Хейзинга (1872–1945) посвятил игре свою книгу «Homo Ludens» – «Человек играющий». Ее основным лейтмотивом стало утверждение – игра старше культуры, игра предшествует культуре, игра творит культуру.
Этология. Это новое направление появилось во второй половине XX в. Его создатели – К. Лоренц (1903–1989), Н. Тинберген (1907–1988) и др., основатели этологии, науки о поведении животных. Начав с изучения животного мира, ученые распространили свои исследования на человека. Проводя параллели между животным миром и миром человеческой культуры, этологи разработали теорию «инстинктивных основ человеческой культуры». Инстинкты животных, отраженные в их устойчивом поведении («свадебные» пляски, строительство жилищ, забота о потомстве и др.) отождествляются с естественными истоками человеческой культуры. Согласно Лоренцу, стереотипы поведения животных соответствуют культурным ритуалам и нормам поведения человека, созданным в результате естественного отбора.
|
|