Общая характеристика культурологических концепций ХХ века

Культурологической мысли

Тема 3. Основные стратегии современной

1. Общая характеристика культурологических концепций ХХ века.

2. Психоаналитические концепции культуры

3. Культурная антропология.

4. Семиотическая концепция культуры

В ХХ веке в культурологии формируется множество направлений, которые исследуют культуру, находясь на разных мировоззренческих и методологических позициях. Выделим наиболее важные из них.

Философско-культурологические теории. Развитие культурологии в XX в. тесно связано с философией. Основная проблематика культурологии формировалась как часть философского знания или под его сильным воздействием. Вместе с тем методы и результаты культурологических исследований воспринимались философией и использовались в решении чисто философских вопросов. Такое взаимодействие наиболее ярко проявилось в творчестве Освальда Шпенглера (см. темы «Культура и цивилизация», «Динамика культуры»)

Социологические теории. В начале XX в. социологическая мысль была направлена на рассмотрение причин кризисного состояния общества и его ценностных систем, обращаясь к изучению различных аспектов культуры и религии. Это стало основанием для появления аксиологического подхода к анализу общества и культуры и привело к возникновению социологической школы в культурологии, которая объединила тех исследователей, кто искал истоки и объяснение культуры в общественной природе человека и в общественной организации человечества. Идеи социологической школы изложены, в частности, в работах американского социолога русского происхождения П.А. Сорокина (1889–1968) ( Cм. тему «Динамика культуры»).

Символические теории культуры продолжают кантовскую традицию понимания культуры как чисто человеческого феномена. В XX в. культурологические идеи Канта получили свое развитие в марбургской школе неокантианства, основателем и ведущим представителем которой был Э. Кассирер (1874–1945). Истоки культуры он находит не в инстинктах человека, не в социальной организации общества, не в глубинах божественного духа, а в способности человека творить искусственный мир, где реальность обозначается определенными символами. Человек может и должен познать эти символы, которые сам же и создает. Сущностью культуры является символическая деятельность.

Игровая концепция Голландский культуролог Й. Хейзинга (1872–1945) посвятил игре свою книгу «Homo Ludens» – «Человек играющий». Ее основным лейтмотивом стало утверждение – игра старше культуры, игра предшествует культуре, игра творит культуру.

Этология. Это новое направление появилось во второй половине XX в. Его создатели К. Лоренц (1903–1989), Н. Тинберген (1907–1988) и др., основатели этологии, науки о поведении животных. Начав с изучения животного мира, ученые распространили свои исследования на человека. Проводя параллели между животным миром и миром человеческой культуры, этологи разработали теорию «инстинктивных основ человеческой культуры». Инстинкты животных, отраженные в их устойчивом поведении («свадебные» пляски, строительство жилищ, забота о потомстве и др.) отождествляются с естественными истоками человеческой культуры. Согласно Лоренцу, стереотипы поведения животных соответствуют культурным ритуалам и нормам поведения человека, созданным в результате естественного отбора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: