Философия эпохи Просвещения

Мыслю, следовательно, существую. Рене Декарт

1. Предпосылки формирования эпохи.

2. Основные направление философии эпохи Просвещения.

3. Характерные особенности эпохи.

4. Представители атеистически-материалистического направления.

5. Социально-политическая философия эпохи Просвещения.

6. Выводы и вопросы для самоконтроля.

Эпоха Просвещения XVIII в. явилась важным поворотным пунктов в развитии человечества. Она явилась историческим и логическим продолжением духовных ценностей эпохи Ренессанса, передовой мысли Европы XVI-XVII столетий.

Следует отметить значительную роль французского Просвещения в развитии естественных и общественных наук. Опираясь на достижения своей эпохи, просветители в свою очередь стимулировали дальнейшее развитие научной мысли, в конечном итоге, идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789-1794 гг. Идеи Просвещения выражали интересы буржуазии, беспощадно критикуя отживающий феодально-крепостнический строй. Основное направление критики - паразитирующий на темноте и невежестве масс образ жизни имущих и нецивилизованные порядки крепостничества.

Просвещением называют идейное движение в европейских странах XVIII в., представители которого полагали, что недостатки общественного мироустройства происходят от невежества людей и что путем просвещения возможно переустроить общественный порядок на разумных началах. Смысл «просвещения» (свет науки и культуры) в том, что оно должно приблизить такой государственный строй, который в корне изменит к лучшему жизнь человека. Просвещение - течение в области культурной и духовной жизни, ставящее своей целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого, разума.

Философия Просвещения была подготовлена работами П. Гассенди (1592-1655), его атомистистическим материализмом, сочинениями Р. Декарта, влиянием идей Эпикура, в том числе его этики, критикой схоластики и религиозного догматизма в работах П. Бейля (1647-1706).

Конечно, философия XVIII в. неоднородна: в ней присутствуют различные мировоззренческие ориентации.

Наиболее ярко в эту эпоху выделяются следующие направления:

- атеистическо-материалистическое – его сторонники отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму. Представители этого направления: Т. Гоббс (1588-1679 гг.), Д. Локк (1632-1704 гг.), Ф. Вольтер (1694-1778 гг.), Ш. Монтескье (1689-1755 гг.), Ж. Руссо (1712-1778 гг.), Ж. Ламерти (1709-1775 гг.), П. Гольбах (1723-1789 гг.); Д. Дидро (1713-1784 гг.), К. Гельвеций (1715-1771 гг.), Ж. Мелье (1664-1729 гг.),

- утопически-соцалистическое (коммунистическое) направление начало формироваться еще в середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789-1794 гг. и после ее завершения. Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости. Представители: Г. Мабли (1909-1785 гг.), Э-Г. Морелли, Г. Бабеф (1760 – 1797 гг.) Р. Оуэн (1771-1858 гг.), А. Сен-Симон (1760-1825 гг.).

Понятие Просвещения стало выражением общего процесса, постепенно охватившего, в первую очередь, ряд европейских стран.

Характерные особенности философии эпохи Просвещения:

- рационализм как общая вера в разум;

- антиклерикализм (от греч. anti - против и лат. clericalis - церковный) - направленность против засилья церкви (но не религии) в духовной жизни общества;

- антиобскурантизм (от лат. obscurant - затемняющий) - борьба с мракобесием, с враждебными науке и образованию силами.

Философия Просвещения известна главным образом своей социально-политической частью. В ней получили свое обоснование принципы буржуазного общества (свобода, равенство прав, частная собственность) взамен феодальных (зависимость, сословность, условная собственность, абсолютизм). Социальные явления философия Просвещения объясняла законами природы: законы развития общества и законы природы отождествлялись.

Английское Просвещение XVII в. представлено прежде всего общественно-политическими учениями Томаса Гоббса (1588-1679 гг.) и Джона Локка (1632-1704 гг.), современников и идеологов преобразований, наступивших вследствие Английской буржуазной революции. Главное место в наследии этих философов занимает проблема государственного устройства.

Гоббс в трактате «Левиафан» разработал теорию общественного договора, согласно которой государство возникает из договора людей между собой об ограничении некоторых своих свобод в обмен на права. Он утверждал, что природа человека изначально зла, поскольку движущей силой действий человека являются личная выгода и эгоизм, страсти, потребности, аффекты. Поэтому без общественного договора люди не способны к мирному сосуществованию в силу своей естественной вражды друг к другу, «борьбы всех против всех», в которой не может быть победителя и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и экономический прогресс.

А чтобы договор был обязателен для всех, нужна непреклонная власть, которая обеспечила бы следование закону. У Гоббса абсолютная власть сосредотачивалась в руках государства, которое есть «Левиафан - библейское морское чудовище» (название взято Гоббсом из книги Иова). Государство Гоббса по своему характеру - абсолютистская организация, которая обладает такой силой власти, что внушает страх. Гоббс приносит в жертву государству свободу гражданина, делая это как бы в интересах последнего, таким образом, оно у него становится всесильным. Худшим из зол, считает Гоббс, является анархия, неизбежная при отсутствии государства.

Джон Локк развил многие социальные идеи Ф. Бэкона, Т. Гоббса, сформулировал ряд собственных теорий, продолжая эмпирическую и материалистическую традицию английской философии Нового времени. В частности, Д. Локк в «Двух трактатах о государственном правлении» дополняет теорию идеей существования естественных прав человека. К естественным правам он относил право на жизнь, свободу, собственность. Но он, как и Т. Гоббс, считал, что для защиты «естественных прав» граждан, включая их жизнь, необходимо государство, которое является результатом «общественного договора». Но государственная власть не может действовать по произволу.

Локк выдвинул идею конституционного ограничения монархической власти и идею разделения властей, которая делится у Локка на исполнительную, законодательную и судебную. Решающее значение, по его мнению, должна иметь сосредоточенная в парламенте законодательная власть. Он стал первым, кто выдвинул эти идеи, и в этом его большая заслуга. Правовая концепция Локка ставит во главу угла соблюдение гражданской самостоятельности индивида и уважение к конституции.

В заключение следует отметить, что новый стиль философского мышления привел к выработке развитого юридического мышления.

Мы отмечали, что расцвет философии Просвещения приходится на XVIII столетие. Ее идейным центром становится предреволюционная Франция. Начало эпохи французского Просвещения XVIII в. связывают с появлением сатирических сочинений Франсуа Вольтера (1694-1778гг., настоящее имя Франсуа Мари Аруэ). Вольтер не внес в философскую мысль принципиально новых идей, однако антифеодальный и антиклерикальный пафос его произведений стал отправной точкой формирования новой идеологии.

Вольтер вошел в историю философии как блестящий публицист и пропагандист физики и механики Ньютона, английских конституционных порядков и учреждений, защитник свободы личности от посягательств церкви, иезуитов, инквизиции. «Кандид», «Орлеанская дева», его статьи в «Философском словаре», «Энциклопедии» получили широкое распространение во всей Европе.

Философские воззрения Ф. Вольтера можно свести к следующим основным положениям: критика религии, особенно католицизма (Ему принадлежит известное высказывание в отношении религии «Раздавите гадину!»). Вместе с тем он считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако был убежден, что никакая теория и практика не сможет достоверно доказать, ни его наличие, ни его отсутствие. Вольтер видел необходимость в признании существования Бога с морально-этической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей (из-за угрозы Божьего наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности.

Развивая гуманистические традиции европейской философии Ф.Вольтер выступал за гуманное отношение к простому народу и уважение его прав, однако идеалом государства читал абсолютную монархию во главе с просвещенным властителем. Таким образом он выдвинул идею «просвещенного абсолютизма».

Шарль Луи Монтескье (1689-1755 гг.) французский философ, писатель, юрист, ученый, преуспевший во многих сферах знаний, современник Вольтера и во многом его единомышленник. Он является одним из основоположников географического детерминизма. Он считал, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер развития общества.

В своих философских взглядах он выступал, как и многие философы эпохи Просвещения, с позиции деизма - видел в Боге создателя, но отвергал его возможности вмешиваться в дела людей и процессы природы. Бог для него средство для поддержания порядка и воспитания нравственности. Он отвергал идею бессмертия души, критиковал христианство и католическую Церковь за притязания на власть и влияние в обществе, введение в заблуждение верующих и подавление человеческой инициативы. Полагал, что история делается людьми, а не в силу Божественного предопределения.

В своих социальных исследованиях он исходил из того, что до появления государства существовало «естественное состояние», где люди беспрепятственно проявляли свои инстинкты и удовлетворяли потребности, не считаясь друг с другом, но когда подобное существование стало невозможным, люди создали государство на основе «общественного договора», который предусматривал взаимное признание прав и обязанностей друг друга и возникновение публичной власти. Государство должно строиться на выдвинутой им идее «разделения властей», в целях более эффективного функционирования и предотвращения деспотизма. При этом верховенство в государстве должно принадлежать закону.

Монтескье развивал концепцию функциональной роли религии, необходимой для поддержания порядка в обществе и его нравственности.

На формирование революционной идеологии Европы огромное влияние оказал Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.), своей социально-политической философией и выступлением с позиций революционной демократии. Автор знаменитого произведения «Общественный договор», которое явилось теоретическим обоснованием гражданского общества, основанного на свободе и безусловном равенстве юридических прав, вдохновляло якобинцев в эпоху Великой французской революции.

Главной причиной противоречий в обществе он считал частную собственность, и выступал за справедливое, идеальное общество в котором все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена меду всеми гражданами в размерах, необходимых для жизни. Это позволяло ему обосновывать право народа на восстание, угнетенное, лишенное прав собственности большинство, полагал он, имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство и властителя, создав общество по собственному усмотрению.

Власть в этом обществе может осуществляться не через парламент, а гражданами непосредственно – через собрания, сходы. В будущем государстве должна быть применена принципиально новая система воспитания детей, дети должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где из них будут воспитывать людей нового общества – на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и деспотизму, обучать профессиям и пониманию основных наук.

Его философия в целом отличалась материалистическим подходом, он читал, что материя несотворима и объективно существует всегда. В Боге он видел мировую волю и мировой разум. Человек, по его мнению, состоит из смертного тела и бессмертной души. Вместе с тем он выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни того, что в случае ликвидации религии упадут нравы и исчезнут моральные ограничения, предлагал создать заменитель религии – «гражданскую религию», «культ великого существа (Бога)», культ мировой воли» и т.д.

Во взглядах на теорию познания он был убежден, что человек не в силах до конца познать мир, в частности сущность вещей и явлений. Он был сторонником эмпирического (опытного) познания.

Автор нашумевшей в свое время книги «Человек-машина» Жюльен Офрэ де Ламетри (1709-1751 гг.) является представителем французского Просвещения XVIII в. Ламетри утверждает, что материальный мир «существует сам по себе», что у него не было начала и не будет конца. Субстанция у него одна - материальная, и источник движения находится в ней самой.

Материализм Ламетри сложился под влиянием атомистического материализма Эпикура, материалистического учения Спинозы и сенсуализма Локка. Он полностью отвергал идеализм и теологию. Ж. Ламетри доказывал несостоятельность декартовой идеи о нематериальной бессмертной душе, считая душу функцией и проявлением деятельности мозга. Душа, сознание, чувства, по Ламетри, имеют естественное происхождение, являются свойствами материи. А поскольку материя самодостаточна, то нет необходимости в Боге.

В своей философии он ставит задачу опровергнуть взгляд Декарта на животное как на бесчувственную машину и доказать, что Человек - такое же животное, как и другие высшие животные, и отличается от них лишь степенью развития ума. Однако человека он изучает как машину, опираясь на законы механики, ошибочно полагая, что исследование механики тела человека автоматически приведет к раскрытию сущности его чувственной и мыслительной деятельности. Будучи утилитаристом он считал, что смысл жизни человека – личное счастье.

Наиболее последовательным выразителем философских учений французского материализма стал Поль Анри Гольбах (1723-1789 гг.). Его Произведение «Система природы» получило название «кодекса материализма и атеизма XVIII в.». Он написал яркие атеистические памфлеты: «Разоблаченное христианство», «Религия и здравый смысл», «Карманный богословский словарь» и др.

Его «Система природы, или о законах мира физического и мира духовного», содержала изложение таких важнейших онтологических проблем, как проблемы материи, природы, движения, пространства, времени, причинности, случайности, необходимости и др. Для него именно природа есть причина всего, ибо она существует только благодаря самой себе, а не Богу, Природа - причина движения, которое характеризуется автором как необходимое следствие существования природы.

Дени Дидро (1713-1784 гг.). Величайший представитель эпохи Просвещения, философ-материалист, крупнейший идеолог революционной буржуазии XVIII в., основатель и редактор «Энциклопедии наук, искусств и ремесел», которая своим обобщением достижений естествознания повлияла на развитие всех областей науки. Энциклопедия смело критиковала идеализм и религию, феодальные формы общественного и государственного устройства, в ней был основан новый принцип гуманизма.

По сути дела это означало идеологическую подготовку Великой французской революции (1789-1794 гг.). Дени Дидро по поводу создаваемой энциклопедии писал: «Наши притязания основываются на этой книге. Пусть потомство вынесет свой приговор». Ныне в Пантеоне Франции стоит памятник и Энциклопедии и ее главному редактору Д. Дидро. Потомство вынесло свой приговор. Они бессмертны.

В своих работах: «Философские принципы материи и движения», «Мысли об объяснении природы», «Письмо о слепых в назидание зрячим», «Сон Даламбера», выступая против субъективного идеализма, дает свое понимание важнейших онтологических проблем. Все, что существует, учил он, материально. Мир беспрерывно зарождается и умирает, в каждый момент находится в состоянии зарождения и смерти; никогда не было и не будет другого мира. Таким образом, он признавал материю единственно существующей субстанцией, проявлением котрой считал все единичные вещи. Движение он объяснял как свойство материи, рак разнородность (взаимодействие бесчисленного множества разнородных частей материи приводит к движению).

Как видим, Дидро вводит диалектику в рассмотрение проблем бытия. По его мнению, чувствует вся материя (это точка зрения гилозоизма). Однако он различает «чувствительность инертную» и «чувствительность деятельную». Последняя проявляется лишь в определенным образом организованной материи.

В основе социального развития он видел «общественный договор», исходя из которого, отрицал божественность власти короля. Идеалом государства философ считал «просвещенную монархию», а экономики – разделенную разумно, с учетом интересов большинства частную собственность.

Попытка решения вопроса о взаимодействии между социальной средой и личностью является одной из бесспорных заслуг французского материализма, особенно Клода Адриана Гельвеция (1715-1771 гг.). Идея зависимости человека, всего его духовного облика от внешней среды приобретает у Гельвеция характер общеметодологической значимости и пронизывает все его социально-философские взгляды. Гельвеции в работе «О человеке» пишет: «Люди не рождаются, а становятся такими, кто они есть». Человек «есть всегда то, чем его делает положение, в котором он находится». Под средой Гельвеции понимал не климат и почву, как Монтескье, а совокупность предметов и явлений, способных влиять на человека.

Французские материалисты воспели царство разума, вечной справедливости и равенства. Равенство ими понималось как равенство граждан перед законом. Существеннейшим из прав объявлялось право частной собственности. Весьма важным и глубоким у французских материалистов было рассмотрение роли личности в истории и роли среды в формировании личности.

Они полагали, что великие люди определяют характер и нравы народов, делают свои народы счастливыми и несчастными, воинственными, суеверными, жаждущими славы или денег, безрассудными или благоразумными. Они считали, что от рождения все люди равны и одинаковы. Умственное и нравственное их различие порождается только различным воспитанием и различными условиями жизни. Французский материализм предпринял попытку преодолеть разрыв между «царством» природы - растительным, животным миром - и человеком, господствовавший в естествознании.

Историко-философская литература указывает на прямую связь между французским Просвещением и Французской буржуазной революцией 1789-1794 гг., на ту роль, которую сыграли мыслители в подготовке умов к сокрушению феодальной системы и утверждению буржуазного строя. Они страстно писали о необходимости уничтожения феодально-сословного строя, деспотизма, власти католической церкви. Их идеи объективно служили предвестницами буржуазных революций в Европе. В «Декларации прав человека и гражданина» идеи свободы и равноправия людей, определение народа как единственного источника власти, принцип сочетания личных интересов с общественными, согласно которому общественное благо есть верховный закон, довольно точно воспроизводят идеи просветителей.

Подводя некоторые итоги изучения данного периода отметим, что просвещение - это большой и важный этап в истории культуры, философской и общественной мысли. Основные теории Просвещения - теория естественного права и общественного договора - подготовили будущие социально-политические преобразования. Согласно этой теории каждый участник общества должен свои личные интересы подчинить общественным, отдав при этом часть своих гражданских прав государству, но государство при этом должно взять на себя заботу о человеке, обеспечив мир и согласие. Но если власть не может выполнить свои обязательства перед народом, народ вправе свергнуть эту власть. Такую революционную теорию проводили самые радикальные идеологи Просвещения: Руссо, Дидро, Гельвеции и Гольбах.

Система философского мировоззрения просветителей включала в себя не только социальные, но и материалистические, и атеистические идеи, отражающие в себе математическое и описательное естествознание. Последующее развитие философии показало, что некоторые положения материалистического мировоззрения просветителей (отрицание бытия Бога, сведение разума к чувствам) являются такими же принимаемыми на веру догматами, как и отвергавшиеся ими положения христианства.

Значительный интерес в философии эпохи Просвещения представляет утопически-социалистическое направление.

Одним из его представителей был Габриэль Мабли (1709 – 1785 гг.) - философ, историк, писатель (брат Кондильяка), один из зачинателей утопическо-социалистического направления в философии Франции. Он всесторонне критиковал философию Просвещения в целом, называя свое время «веком болтовни и парадоксов». Он одновременно отвергал и материализм и деизм, считая, что материалисты и деисты слишком схематично, механически подходят к изучению окружающего мира и человека, убивают душу народа, практически не уделяют никакого внимания морали общества. В свою очередь главным назначением философии он считал распространение морали и нравственности.

Этой же цели должна быть подчинена сильная, поддерживаемая государством, широко распространенная религия. Будучи сторонником дуализма Р.Декарта, он полагал, что человек совмещает в себе как материальное (телесное) начало, так и духовное, - отсюда большое влияние на поступки и поведение людей, по Мабли, оказывают страсти, любовь к себе, стремление избежать неприятностей, тяга к удовольствиям. По своей природе человек не может не жить сообща с другими людьми в обществе. Золотой век человечества он видел в первобытном строе, где все было общим, а деятельность людей направлена на обеспечение себя и соплеменников (а не на обогащение).

Таким образом, именно первобытнообщинный коммунизм выступал у него как идеал общества. Причиной же всех современных несчастий является частная собственность и разделение людей на классы. Выход из создавшегося положения возможен через возвращение к обществу без частной собственности, без деления на классы, без оторванности народа от власти, где торжествовали бы равенство, справедливость, братство людей. В тоже время он понимал, что, его идеалы неосуществимы на практике, поскольку частная собственность вечна и неуничтожима, классовое разделение будет всегда, а народ не сможет подняться на восстание в силу забитости, а даже если и свергнет существующий строй, то в силу человеческой природы, страстей стремления к наживе и т.д. не сумеет удержаться в рамках коммунизма.

Франсуа Бабеф (псевдоним Гракх Бабеф 1760-1797 гг.), считается первым коммунистом – теоретиком и практиком. В своих философских воззрениях он решительно отвергал теории, которые, по его мнению, носили половинчатый характер и не имели целью принесение счастья народу. На этой основе он подергал жесткой критике существующее общество и государство, прежде всего за главное социальное зло, наличие в обществе частной собственности и разделения на классы – богатых и бедных.

Лучшее общество, по его мнению - это общество, где нет классового деления, частной собственности, вся земля разделена поровну между теми, кто на ней трудится, где существует полное экономическое и политическое равенство, совместный труд и всеобщее, равномерное государственное распределение произведенного всем обществом продукта между всеми его членами. Он был убежден, что указанное (по сути коммунистическое) общество можно построить только путем насильственной революции бедных против богатых и жестокого революционного порядка.

В XIX и XX вв. его учение получило название бабувизма и нашло много сторонников. Г. Бабеф стал первым философом-коммунистом, который попытался осуществить свои идеи на практике. Им была проделана работа по подготовке вооруженного восстания, найдены сторонники, составлен манифест и программа действий будущего революционного правительства. Данная организация получила название «Заговор во имя равенства». В 1797 году заговор был раскрыт, а Бабеф и некоторые его соратники – казнены.

Выдающийся мыслитель, социалист-утопист Сен-Симон Анри Клод де Рувруа (1760-1825 гг.). Участник Великой Французской революции, политический и общественный деятель, мыслитель. В своих философских трактатах вплотную подошел к диалектическому пониманию мира, через единство и борьбы противоположностей. В своих философских воззрениях на общество он опирался на идеи «социального физицизма», т.е. пытался применить ньтоновский закон всемирного тяготения к анализу общественных явлений.

В качестве определяющей, базовой сферы жизни общества видел экономику. Он полагал, что экономика, производственные отношения определяют все – политику, социальные отношения, мировоззрение, такой подход определяется как экономический детерминизм. Его идея о том, что общество в зависимости от экономики и производственных отношений в своем развитии проходит от низших форм к высшим, от одной ступени к другой, была впоследствии развита К. Марксом в теории общественно-экономической формации.

Целью философии Сен-Симон видел создание лучшего, разумного общества, которое представляет своим членам максимум возможностей для удовлетворения потребностей. Таким лучшим обществом он видел так называемое «промышленное общество», которое будет построено по иерархическому принципу, причем критерием нахождения на той или иной ступени социальной лестницы будут исключительно способности человека. В этом общество должно быть запрещено право наследования, будет введена всеобщая обязательность трудиться, а экономика будет развиваться по плану, чтобы избежать перепроизводства или дефицита и удовлетворить всех членов общества.

Руководить таким обществом будут лучшие представители индустриального «класса» (т.е. буржуазия), но не в качестве собственников, а в качестве управляющих различными звеньями народнохозяйственного организма. Пролетариат и буржуазия сольются в один класс. Переход к такому обществу будет осуществлен не революционным, а эволюционным путем – неуклонно развивающаяся экономика приведет к тому, что общество из классово-антагонистического постепенно преобразуется в ассоциативное. В таком обществе возникнет «новая религия», смыслом которой будет лозунг «Человек человеку – брат».

Идеи Сен-Симона оказали большое влияние на развитие социализма во Франции, Германии, Италии, России.

Против буржуазной морали и буржуазного общества выступал Фурье Франсуа Мари Шарль (1772-1837 гг.). Он не получил никакого систематического образования, поскольку большую часть жизни приходилось зарабатывать на существование в качестве служащего в торговых канторах. Поэтому знания получил путем самообразования. Фурье не разделял модные в то время философские и экономические идеи мыслителей Просвещения, говоря о том, что подобные взгляды защищают антинародный общественный строй. По мыслителю, общество в своем развитии минует последовательно три этапа: первобытности, дикости, варварства и цивилизации.

Высший этап человеческого развития – это «общество гармонии», в котором сохраняется частная собственность, разделение на классы, но при этом присутствует всеобщая трудовая обязанность, правильное распределение, высокий уровень экономики, свобода любви и нравов, уважение к Богу. Такое общество предстает одновременно как историческая закономерность и желание Бога-природы в виде ассоциации (большое коллективное сельское хозяйство, объединенное с промышленностью), где соединяются все виды наклонности человеческой деятельности. Все естественные наклонности человека в этом обществе, по утверждению философа, будут направлены на производительный труд, полный творчества и соревнования.

Идеология Просвещения легла в основу общественных преобразований, свершившихся в ходе буржуазных революций ХVШ-Х1Х вв. Однако уже в конце XVIII в. Фихте указал на отрицательные стороны Просвещения. В конце XIX в. возвращение к метафизике привело к частичному отходу от философии Просвещения.

Выводы:

1. Философия эпохи Просвещения выступала против всякой метафизики, содействовала развитию любого рода рационализма.

2. В науке эта эпоха способствовала развитию естествознания, достижения которого философия часто использовало для доказательства научной правомерности взглядов и веры в прогресс.

3. Философы эпохи Просвещения в области морали и педагогики проповедовали идеалы гуманности, в политике, юриспруденции и общественно-экономической жизни проповедовали освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: