Понятие культурного артефакта и культурной формы

Тема 5. Морфология культуры

1. Понятие культурного артефакта и культурной формы как элементарных единиц культурного мира.

2. Структура культуры в свете деятельностной концепции.

3. Обыденная и специализированная культура.

4. Функции культуры.

Культура представляет собой сложную системную целостность, каждый элемент которой обладает своей неповторимостью и в то же время вступает со всеми другими элементами в многообразные отношения и связи. Изучением структуры культурного пространства, внутренней структуры культуры, ее организационно-функционального строения занимается раздел культурологии, называемый морфологией культуры.

В различных словарях и энциклопедиях термин «морфология» (от греч. morphe – форма) означает знание о форме и строении познаваемого объекта. В самом общем виде морфология – это знание о формах. Уместно также говорить, что морфология изучает структуру.

В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать формами, типами, видами, отраслями культуры, сформировалось множество концепций, делящих культуру по разным основаниям. Так, существует достаточно устоявшийся подход деления культуры на материальную и духовную. Однако и он имеет разные варианты. Например, в концепции М.С. Кагана как отдельная структурная часть выделяется художественная культура. Иные авторы вовсе отказываются от принципа построения морфологии культуры на основании духовного и материального уровней. Существуют виды культуры, которые невозможно однозначно отнести только к материальной или духовной форме. Они представляют собой как бы «вертикальное сечение» культуры, пронизывающее всю ее систему. Это экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культура.

Однако в рамках любого подхода к морфологии культуры мы не можем обойти стороной ее базовые понятия – культурный артефакт и культурная форма.

Артефакт (от лат. arte – искусственный и factu s – сделанный) – это мельчайшая и неделимая частица культуры, то, что отличает культуру (мир искусственного) от природы (мира естественного). С понятием артефакта мы уже встречались (См. тему 1. «Понятие культуры. Дисциплинарный статус культурологии»).

Артефакт – это продукт человеческой деятельности. Создавая культуру, люди отделяются от природы и строят новую, «сверхприродную» среду обитания. Нас с детства и до старости окружает эта «сверхприродная» культурная среда (вспомним пример с рождением человека, из материнского лона попадающего в объятия культуры, пеленающей его в пеленки или одевающей в распашонки).

Но не всякая человеческая деятельность приводит к созданию артефактов. Их создает только та деятельность, которая связана с поиском смыслов. Человек вносит в результаты деятельности свою «человечность», т. е. «опредмечивает» в них свои представления, цели, желания и т. д. Попадая в сферу человеческой деятельности, эти предметы приобретают новое, «сверхприродное» качество: способность заключать в себе некий смысл, нести на себе отпечаток человеческого духа, служить человеку его собственным отражением. Таким образом, они выступают как предметы культуры благодаря духовной творческой активности человека. П.А. Флоренский приводил интересный пример. Когда мы смотрим на звездное небо, то видим там, не звезды вообще, а например, семь звезд Большой Медведицы такой-то величины. И тут же философ вспоминает анекдот об умном мужике, который спросил у астронома: «Я понимаю… что можно было сосчитать звезды и определить их расстояния, но скажите, Бога ради, как вы узнали их названия?» [79, c.376]. Названия звезд – продукт культурного творчества (как, например расстояние между ними или закон всемирного тяготения). Поэтому «Большая медведица» выступает для нас уже не как физическое тело, а как культурный артефакт.

Артефакты делятся на материальные и духовные, хотя, бесспорно, четкой границы между ними провести нельзя. Мир материальных артефактов – предметный мир – от палки-копалки до космической ракеты, современного технического оснащения, компьютерных технологий и пр. Однако, бесспорно, в этих артефактах воплотился дух человеческий, знания, умения, ценности. Материальные артефакты составляют материальную культуру, а она, по меткому выражению А.А. Радугина, есть «человеческое «Я», переодетое в вещь» [22, с. 67].

Артефакты духовной культуры выражены в человеческих представлениях и знаниях, взглядах и убеждениях, идеях, моральных нормах и ценностях. Такие понятия, как добро, долг, совесть, честь, достоинство, ответственность, смысл жизни, счастье и пр. являются духовными артефактами.

Любой артефакт есть единство материальной формы и духовного содержания. Например, одна и та же книга может быть напечатанной на бумаге или быть представленной в электронном варианте. Изменение материальной формы не изменило ее духовного содержания (хотя ценители бумажной книги говорят, что чтение с экрана компьютера изменяет восприятие содержания текста).

Артефакты являются воплощением какой-либо культурной формы. Культурная форма – это своеобразная оболочка, в которой представлен тот или иной культурный объект (артефакт), в которой создаётся, хранится и передаётся из поколения в поколение информационно-знаковое содержание общественной жизни (знания, ценности и регулятивы). Одну и ту же форму могут воплощать разные артефакты. Например, такая культурная форма, как жилище, может быть представлена разными артефактами – хатой белорусского крестьянина, юртой скотовода-кочевника, дворцом падишаха или, например, типовой постройкой советской эпохи, без которой не было бы фильма Э. Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром».

Мы познакомились с первичными понятиями морфологии культуры. Теперь рассмотрим наиболее известные подходы к описанию строения культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: