Тема 2. Общество как социально-экономическая и социально-культурная система

1. Понятие об обществе как о системе.

2. Важнейшие подсистемы общества.

3. Закономерности функционирования и развития общества как социокультурной системы.

1. На протяжении всей истории социологии одной из важнейших ее проблем была проблема: что представляет собой общество? Как возможно его существование? Каковы механизмы социальной интеграции, обеспечивающие социальный порядок при таком многообразии интересов составляющих его индивидов и групп?

Понятие «общество» употребляется не только в социологии, но и в политологии, психологии, истории, юриспруденции и т.д. Каждая из этих наук подходит к определению общества со своей стороны. Складывается множество теорий, концепций, мнений о том, что такое общество, в чем его сущность, каковы его отличительные признаки и особенности развития. Общество рассматривается и как совокупность людей, объединенных конкретными интересами, и как социальная организация данной страны. Эти определения не исчерпывают его многогранной и сложной сущности.

Не смотря на то, что общество является объектом изучения социологии, она не создала его универсального определения. Вот некоторые из них:

«Надындивидуальная духовная реальность, основанная на коллективных представлениях» (Э.Дюркгейм).

«Система отношений, основой которой являются нормы и ценности» (Т.Парсонс).

«Исторически развивающаяся совокупность отношений, основанная на совместной деятельности» (К.Маркс).

«Взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных действий» (М.Вебер).

Несмотря на различие, в этих определениях выражен подход к обществу как к целостной системе элементов: людей, их связей, взаимодействий и отношений, обеспечивающих целостность общества. Рассмотрим эти элементы.

Социальная связь – набор фактов, обуславливающих совместную деятельность в конкретных общностях в конкретное время для достижение тех или иных целей. Устанавливаются объективно.

Социальное взаимодействие – процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Включает индивидов, совершающих те или иные действия, изменения, которые эти действия вызывают и влияние этих перемен на других индивидов, а также обратную реакцию этих индивидов. Взаимодействия приводят к становлению социальных отношений

Социальные отношения – устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.

Общество не является простой суммой индивидов, их связей, взаимодействий и отношений. Это целостная система, на уровне которой все элементы образуют новое системное качество. Под системой мы понимаем определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой, взаимодействующих в указанных границах и образующих целостное единство. Качеств, которыми обладает общество, нет ни одного из включенных в него элементов в отдельности. Вследствие этого оно приобретает определенную самостоятельность по отношению к составляющим ее элементам. Общественные взаимодействия и отношения носят надыиндивидуальный, надличностный характер, т.е. общество – это некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Каждый из нас, рождаясь, застает определенную структуру связей и отношений и в процессе социализации включается в нее. При этом общество как система находится в процессе изменения и развития. Это динамичная система.

Определение общества может звучать так:

Общество – это исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями, складывающаяся в процессе их совместной деятельности.

Основными характеристиками общества являются системность, динамизм и целостность. Общество состоит из людей, живых и разных, поэтому подчеркнем его сложный характер. Оно несотворимо и неуничтожимо.

Признаки, определяющие специфику общества:

1. Социальность, которая выражает общественную сущность жизни людей, их взаимодействий и отношений. Это специфическая черта, которая отличает человеческое сообщество от других форм группового взаимодействия, встречающихся в животном мире.

2. Наличие в обществе социальной структуры. Это не однородная масса индивидов и групп, а сложноструктурированная система, включающая в себя слои, классы, этносы, семьи и т.п., которые отличаются друг от друга, взаимодействуют между собой, изменяются.

3. Наличие территории, на которой развертывается взаимодействие. Своеобразие ландшафтно-климатических черт территории является существенным фактором, определяющим особенности общества.

4. Функционирование в определенном социальном пространстве и социальном времени. Например, общество эпохи средневековья отличается от современного, а общества западного региона отличаются от восточных. Социальные время и пространство далеко не всегда совпадают с физическими временем и пространством.

5. Наличие в обществе социальных институтов – надындивидуальных образований, которые координируют действия людей, упорядочивают их отношения, заставляют действовать в определенном, нужном системе направлении.

6. Способность общества к саморегуляции как способность без вмешательства извне создавать необходимый для данного исторического этапа уровень организации социальных взаимодействий, обеспечивающий его устойчивое саморазвитие и самовоспроизводство и удовлетворять потребности людей.

7. Наличие субъектов общественного развития. Это означает, что ничего в общественном развитии не осуществляется без сознания, воли и деятельности людей.

2. Важное значение в социологии имеет определение того, что входит в состав общества в качестве его структурных компонентов. Основными являются четыре вазаимосвязанные и взаимодействующие друг с другом подсистемы единой системы общества.

1) Социальная подсистема (исторически первичная). В ее состав входят:

· система стратификации (основанная на системе неравенства);

· этнонациональная система;

· территориальная система;

· профессиональная система;

· социально-демографическая (соотношение женщин и мужчин, детей и взрослых, динамика рождаемости и смертности);

· социальные институты, группы и организации, функционирующие в обществе, соответствующие статусы и роли.

2) Экономическая подсистема, в которую входят:

· производство;

· распределение, перемещение и обмен товаров и услуг;

· рынок труда (предприниматели, работники, безработные);

· экономическое стимулирование видов деятельности(зарплата, премия, пенсия, пособие).

· финансовые, кредитные организации.

3) Политическая подсистема, в которую входят:

· политическое устройство общества (монархия или республика, федерация или унитарное государство);

· политический режим (демократический или недемократический);

· политические институты (государство, политические партии).

4 ) Социокультурная система. Она включает в себя:

· искусство;

· мораль;

· религию;

· образование;

· науку, здравоохранение, СМИ и т.д.

Все подсистемы в своем взаимодействии создают непрестанно функционирующую целостную систему общества. Обеспечивают их взаимодействие компоненты социальной системы второго уровня. Их взаимодействия пересекают границы подсистем, образуя «узлы», связывающие ее в единую многозвенную сеть.

1) Множество индивидов (функционирование индивида как ведущего элемента социальной системы).

2) Социальные статусы и роли.

3) Иерархическая система ролей и статусов.

4) Социальные связи, отношения и взаимодействия.

5) Социальные институты и организации (социальные институты базируются на социальных ценностях и нормах, реализация которых является основной целью возникновения и деятельности института).

6) Социальный контроль (санкционирование нежелательного и одобрение желательного поведения индивида).

3. Общество как система устойчиво и стремится к стабильности. Но в мире нет ничего постоянного, данного изначально, иначе все общества были бы одинаковыми. Общество как система находится в процессе изменения и развития. Оно является динамичной системой.

Динамическая характеристика социальных систем рас­крывается в таких понятиях как функционирование, из­менение и развитие. Любая система находится в состоя­нии функционирования, изменения и развития. Солнеч­ная система, Земля как планета, живой отдельно взятый организм и биосфера в целом, а также общество постоянно находятся в состоянии функционирования, изменения и развития

Ес­ли речь идет о человеке, то его трудовая, общественная и бытовая деятельность и есть проявление функциональ­ной характеристики общественной системы в ее исходном варианте. А далее можно говорить о функционировании семьи, коллектива, организации, социального института, общности и т. д. Производственная деятельность, полити­ческие процессы, общественные движения, воспроизвод­ство духовных ценностей и многое, многое другое, что связано с жизнедеятельностью человека, выражают бога­тую палитру функциональной динамики общества. Само понятие «функция» обозначает деятельную характеристи­ку элемента в системе целого, это некая полезная «работа», которую выполняет часть системы для обеспечения жизне­деятельности системы в целом.

В процессе функционирования происходят частичные изменения в структуре системы, что-то устаревает, что-то изнашивается, что-то отмирает и заменяется новым, но система продолжает существовать в своем первозданном виде. Изнашиваются и заменяются детали машин, отми­рают клетки живого организма, люди приходят и уходят, а общество продолжает существовать и совершенствовать­ся. Изменение, таким образом, выступает как частичное преобразование отдельных элементов системы с сохранением ее целостности и качественной определенности.

Ни одна система не является вечной, как бы долго она ни существовала. Все, что существует в мире, приходит и уходит. Но особенность бытия материи состоит в том, что отмирающее, преходящее не исчезает бесследно, а успевает создать предпосылки для будущего существова­ния новых объектов, появления новых систем. Так измене­ние преобразуется в развитие. Это такая форма динамиз­ма, которая связана с коренным, качественным преобразо­ванием систем. Оно осуществляется в длительные интервалы времени и выра­жает их поступательное движений от простого к сложно­му, от менее совершенного к более совершенному. В насто­ящее время факт развития систем (природных, биологи­ческих, технических, социальных и духовных) очевиден и не требует особых доказательств. Но разбор теоретичес­ких концепций этого вопроса имеет большое методологи­ческое и познавательное значение. Поэтому рассмотрим некоторые из них.

В самом общем виде все концепции исторического раз­вития природы и общества, сформировавшиеся в теоло­гии, философии и науке, можно объединить в три основ­ные группы. К первой группе можно отнести теории неизбежного окончания бытия: конца света, гибели циви­лизации, заката Европы и т. д. Это, своего рода, эсхатоло­гические концепции. Во вторую группу включаются теории, проповедующие бесконечную повторяемость собы­тий, то есть теории циклического развития. Классической в данном роде является теория общественного развития итальянского мыслителя Дж. Вико. Наконец, к третьей группе относятся многочисленные теории закономерно­го прогрессивного развития, т. е. развития по восходящей линии.

Глобальный всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации называется социальным прогрессом. Это глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении истории. Если сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обществе превышает сумму негативных, имеет место прогресс. В противном случае говорят о регрессе. В отличие от прогресса он локален, охватывает отдельные общества на короткие промежутки времени.

Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Постепенный или эволюционный процесс – медленное плавное, количественное преобразование объектов. Осуществляется путем реформ – частичных усовершенствований в какой либо сфере жизни общества, не затрагивающих основ существующего социального строя. Реформы бывают социальными (реформирование системы образования), экономическими (переход к рыночной экономике, налоговая реформа), политическими (изменения конституции, формы голосования).

Революция – быстрые, коренные, качественные изменения всех сторон общественной жизни, затрагивающие основы существующего социального строя. Она представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое. Революции бывают научные, религиозные, управленческие, технические, социальные, политические (переворот в науке совершили Коперник и Энштейн, социалистическая революция была совершена в октябре 1917 г.). Величайшие революции в истории человечества – неолитическая революция, связанная с переходом от присваивающих форм хозяйствования к производящим и промышленная революция на рубеже 18-19 вв., которая привела к смене аграрного общества индустриальным. Здесь мы можем наблюдать интересную тенденцию общественного развития – закон ускорения социального развития. Неолитическая революция длилась 3 тыс. лет. Промышленная революция – 100 лет. Существование аграрного общества заняло 8-9 тысячелетий, индустриального – 200-300 лет, постиндустриальное существует несколько десятилетий. Каждый последующий этап проходит в более краткий период времени. Социальное время уплотняется. Другая тенденция – это неравномерность экономического, политического, социального и духовного развития общества.

В настоящее время существует множество теорий, объ­ясняющих устройство и развитие общества. Они демон­стрируют широкое разнообразие концептуальных подходов, объясняющих законы развития. Мы упростим задачу, выделив типологии обществ по определенным критериям.

1) Наличие письменности (т.е. фиксирования звуков в материальных носителях):

- письменные

- дописьменные

2) Степень социального расслоения (наличие руководителей и подчиненных, богатых и бедных):

- простые

- сложные

3) Способ добывания средств к существованию:

- охота и собирательство

- скотоводство и огородничество

- земледелие

- промышленное производство.

В середине 19 в. свою типологию предложил К.Маркс. Она исходила из первенствующей роли способа производства в определении общественно-экономической формации. Согласно ей человечество в своем развитии пережило четыре последовательные формации:

- первобытно-общинную

- рабовладельческую

- феодальную

- капиталистическую.

Пятую – коммунистическую – человечеству предстоит создать.

В начале 20 в. в западной социологии (О.Конт, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм) сложилась иная типология. Согласно ей существовало два основных типа обществ:

- традиционное (военное)

- индустриальное (промышленное).

Во второй половине 20 в. была создана трехступенчатая типология обществ (Д.Белл, Р.Арон, О.Тоффлер и др.). Согласно ей человечество прошло в своем развитии такие типы обществ как:

1) аграрно-ремесленный

2) индустриальный

3) постиндустриальный.

Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются технологии, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества. Первый тип – это общество с аграрным укладом, главными институтами которого являются церковь и армия, а главной общественной ценностью – власть. Оно характеризуется традиционным образом жизни, сословным делением и авторитарной политической системой. Второе – это общество с крупным машинным производством, развитой системой разделения труда, массовым производством товаров. Главными институтами этого общества являются промышленные корпорации, а главной ценностью – капитал. Его черты – развитая система коммуникаций и средств транспорта, высокая степень мобильности населения и урбанизация, гибкая социальная структура и наличие демократических политических институтов. На смену индустриальному обществу приходит общество постиндустриального типа. Т.к. символом этого общества можно назвать компьютер, его еще называют информационным. Его характерные черты – новые виды промышленного производства, источники энергии, возрастание в обществе роли знания, информации, а, следовательно, и людей, занятых в этой сфере (когнитариата), рост доли сферы услуг в общественном производстве и т.д. С 70-х гг. 20 в. существование постиндустриального общества в развитых странах мира становится реальностью.

Общество - наиболее сложная в структурном и дина­мическом отношении система. Его развитие озна­чает глубокое качественное изменение системы, переход от простого к сложному, от менее совершенного к более со­вершенному. Оно требует более длительного времени для своего осуществления, что и фиксируется понятием «эво­люция», то есть развитие не может осуществляться мгно­венно. Каждая система имеет свои временные интервалы бытия, в рамках которых и происходят указанные дина­мические преобразования.

Отдельные социальные структуры развиваются нерав­номерно, со взлетами и падениями, элементами прогресса и регресса, общество же в целом (в пределах времени его существования) имеет прогрессивных характер развития, что определяется достижениями науки, техники и произ­водства. Вся совокупность предшествующих этапов разви­тия общества выступает в качестве общей интегральной причины, детерминирующей последующие этапы этого развития.

Развитие имеет свои пространственно-временные пара­метры, т, е. общество развивается, но не равномерно глобаль­но, а проявляется через лидерство отдельных регионов и цивилизаций, при этом лидеры общественного прогресса могут стать его аутсайдерами, что и случилось со страна­ми Древнего мира, пережившими период колонизации.

Вопросы для самоконтроля и повторения:

1. Что такое общество?

2. Каковы отличительные признаки общества?

3. Что представляют собой структурные компоненты общества?

4. Каковы основные подсистемы общества?

5. Какие типологии общества Вы знаете?

Тема 3.Культура как система ценностей и норм

1. Понятие культуры. Материальная и нематериальная культура.

2. Основные теоретические подходы к исследованию культуры.

3. Понятие культурного развития и культурной деградации.

4. Белорусская культура и ее традиции.

1. Термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал «возделывание почвы, ее культивирование». Первоначально под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. В дальнейшем словом «культура» стали называть все созданное человеком. Культура представала как сотворенная человеком «вторая природа», надстроенная над первой, естественной природой, как весь созданный человеком мир, включающий в себя результаты материального и духовного производства. Осваивая природу, человек создавал собственное пространство жизнедеятельности, расширяя границы между освоенным им и неосвоенным миром. Поэтому культуру можно определить как специфический человеческий способ жизнедеятельности.

Культура имеет социальную природу. Она выражается в социальных отношениях, которые направлены на создание, усвоение, сохранение, распространение предметов, идей, ценностей, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Культура через язык, систему ценностей, норм, идеалов, значений и символов задает человеку определенный способ видения и усвоения мира, создания определенных форм жизнедеятельности в нем.

В социологии под культурой понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. Она обеспечивает системность и устойчивость общества, организует деятельность людей, предлагая образцы, в соответствии с которыми человек должен строить свое поведение. Поэтому в узком смысле культура рассматривается как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, регулирующих взаимосвязи в обществе и присущих определенной группе людей.

Культура в широком смысле этого слова включает в себя все достижения человечества, как духовные: знания, верования, язык, ценности и идеалы, так и материальные: орудия труда, здания, продукты потребления и т.д. В связи с эти выделяются две основные формы существования культуры – духовную и материальную. Материальная культура – это предметы, созданные руками человека, техника, сооружения, орудия труда.

В рамках духовной культуры выделяют:

· познавательный, знаково-символический элемент (знания, сформулированные в определенных понятиях и представлениях и зафиксированные в языке):

· ценностно-нормативный элемент.

Ценности и нормы как компоненты культуры особенно важны для изучения общества, т.к. именно они направляют и регулируют деятельность людей. Ценность – свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы людей. Ценности образуют иерархическую систему, в которую входят:

1) смысложизненные ценности (представления о добре, счастье, смысле жизни и т.д.);

универсальные ценности, которые можно разделить на:

2) витальные ценности (жизнь, здоровье, благосостояние, семья, безопасность, порядок и т.д.);

ценности межличностного общения (честность, бескорыстие, любовь, дружба);

ценности общественного признания (престиж, слава, социальное положение и т.д.);

демократические ценности (свобода, национальный суверенитет и т.д.);

3) партикулярные ценности (привязанность к малой родине, вера в Бога и т.д.)

Ценностная установка, которая формируется на основе разделяемых ценностей, определяет программу деятельности и общения индивида и передается из поколения в поколение, усваиваясь в процессе социализации. Они образуют мотивы и цели деятельности. В качестве конечных целей(для которых все остальные являются лишь средствами достижения) выступают идеалы. Нормы придают ценностям и идеалам реальность, выступая в качестве конкретных требований к деятельности и отношениям индивидов, групп и социальных институтов. Их исполнение обеспечивается различными формами принуждения, как общественным, так и государственным.

Обряды, обычаи и традиции являются образцами поведения, объединяющими эмоционально-психологическое и рациональное усвоение ценностей и норм.

2. Основные теоретические подходы к исследованию культуры.

В Х1Х в получили распространение два подхода к пониманию культуры, которые существуют и в настоящее время: аксиологический и антропологический.

Аксиологический (ценностный) подход исходит из представления, что культура есть воплощение подлинно человеческого бытия, и к ней относится лишь то, что выражает достоинства человека и способствует их развитию. Этот подход сужает сферу культуры, относя к ней лишь ценности, т.е. позитивные результаты деятельности людей, исключая из нее такие явления, как преступность, рабство, социальное неравенство и др. Но подобные явления сопровождают жизнь общества, поэтому невозможно понять культуру какой-либо страны или эпохи, если игнорировать негативные явления.

Антропологическое понимание культуры предполагает, что она охватывает все, что отличает жизнь человека и общества от жизни природы. Как реальный, исторически развивающийся образ жизни людей культура объединяет все многообразие видов человеческой деятельности, включает все, что создано людьми и характеризует их жизнь. Но тогда содержание культуры расширяется настолько, что исчезает ее специфика как особой сферы общественной жизни, утрачивается ее отличие от других социальных явлений. Понятия «культурное» и «социальное» перестают различаться.

Эволюция антропологического подхода к культуре приводит к расслоению содержания этого понятия на ряд частных представлений, отражающих отдельные стороны и проявления культуры: археологическое, этнографическое, психологическое и др.

Информационно-семиотический (семиотика – наука о знаках и знаковых системах) подход к изучению культуры рассматривает ее как информационную систему, информационную среду, существующую в обществе и в которую «погружены» члены этого общества. Культура предстает как совокупность знаков – культурных кодов, в которых воплощается (кодируется) содержащаяся в ней информация.

Культура – это мир артефактов (продуктов и результатов человеческой деятельности, имеющих материальную форму и духовное содержание).

Культура – это мир смыслов, придающих артефактам субъективную определенность. Люди вкладывают в предметы своей деятельности смысл, отношение к ним, «очеловечивая» их. Существует три вида смыслов%

· знания (когнитивные смыслы)

· ценности (ценностные смыслы)

· регулятивы (регулятивные смыслы).

Культура – это мир знаков, предметов, выступающих в качестве носителей информации о других предметах и используемых для ее приобретения, хранения и передачи. Системы знаков – коды – это естественные языки (русский, английский и т.п.), искусственные языки (язык программирования, язык танца и т.п.). Т. о., явления культуры – это знаки и совокупности знаков (тексты), в которых «зашифрована» социальная информация, т.е. вложенные в них людьми содержание, смысл. Культура как мир знаков предстает в единстве материально и духовного. Знак – чувственно воспринимаемый материальный предмет, а его значение (смысл, информация) – это продукт духовной деятельности. Знаки становятся «материальной оболочкой» человеческих мыслей, чувств, желаний. Знаки позволяют воспринимать и передавать информацию, накапливать ее.

3. Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность и т.д.) создает на протяжении веков свою собственную культуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате исторического процесса возникает множество культур. Перед социологией стоит проблема определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре, или культурные универсалии. Американский социолог и этнограф Дж. Мердок выделил более 60 культурных универсалий, свойственных всем общностям: язык, религию, символы, изготовление орудий труда, обычай дарить подарки, спорт и т.д. Они удовлетворяют наиболее важные биологические, психологические и социальные потребности людей. Т.о., все культуры имею как общие, так и уникальные специфические формы выражения. Любая культура может быть понята только тогда, когда она рассматривается в целостности.

Человеку свойственно оценивать другие культуры через призму собственной. Это явление получило название этноцентризма. Другой крайностью является культурный релятивизм, который провозглашает абсолютную самобытность любой культуры, не увязывая конкретную культуру с другими, не рассматривая культурный процесс как общечеловеческий процесс, развитие мировой цивилизации в целом.

При изучении белорусской национальной культуры мы должны говорить как об ее специфических чертах, так и о том, что сближает ее с культурами других народов, прежде всего, восточнославянских, славянских и европейских. Рассматривая закономерности и региональные особенности процессов государственно-политического, социально-экономического, конфессионального, культурного и духовного развития белорусского народа в контексте восточнославянской, общеевропейской и мировой истории, мы признаем, что белорусский народ исторически формировался в процессе взаимодействия разных социально-экономических и этнокультурных сообществ под влиянием евразийских цивилизационных и геополитических факторов. Учет влияния на процесс исторического и культурного развития белорусского народа разных факторов отражает потребность современного белорусского социума в самоосознании и осмыслении своего прошлого, настоящего и будущего. Зная о достижениях в развитии материальной и духовной культуры белорусского народа; его культурно-историческое наследие, мы можем использовать эти знания в своей профессиональной деятельности и обогащать ее.

Вопросы для самоконтроля и повторения:

1. Что такое культура?

2. Какие две основные формы существования культуры вы знаете?

3. Каковы основные компоненты культуры как нормативно-ценностной системы?

4. Каковы основные подходы к изучению культуры?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: