Тема 15 Особенности организации финансов организаций и предприятий отдельных отраслей экономики и организаций различных форм собственности

Содержание и значение финансового контроля в организациях

Виды финансовых планов

Принципы и методы финансового планирования

Тема 14 Финансовое планирование и финансовый контроль организации

1 Финансовое планирование - разновидность управленческой деятельности, направленной на определение необходимого объёма финансовых ресурсов, их оптимальное распределение и использование с целью обеспечения финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта

Значение финансового планирования заключается в следующем:

1 намеченные цели организации в финансово-экономических показателях - объёме реализации, себестоимости, прибыли, инвестициях, денежных потоках и др.

2 устанавливаются стандарты для упорядочения финансовой информации ввиде финансовых планов и отчётов об их исполнении

3 определяются приемлемые объёмы финансовых ресурсов, необходимые для реализации долгосрочных и оперативных планов организации

4 оперативные финансовые планы создают базу для разработки и корректировки общефирменной финансовой стратегии

Основные задачи финансового планирования:

1 обеспечение нормального кругооборота д/с организации, включая их вложения в реальные финансовые, интеллектуальные инвестиции, прирост оборотных средств, соц. развитие

2 выявление резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного использования разнообразных доходов организации

3 соблюдение интересов акционеров и инвесторов

4 определение взаимоотношений с бюджетом, внебюджетными фондами, кредитными, страховыми, вышестоящими организациями, работниками организации

5 контроль за финансовым состоянием организации, целесообразностью планируемых операций и ситуацией.

Организация финансового планирования осуществляется в соответствии с определёнными принципами:

1 принцип единства т.е планирование должно иметь системный х-р, т.е представлять собой совокупность взаимосвязанных элементов, которые развиваются в едином направлении ради общей цели

2 принцип координации выражается в том, что нельзя планировать эффективную деятельность одного подразделения организации вне связи с другим

3 принцип участия означает, что каждый специалист организации независимо от должности и выполняемых функций участвует в планировании

4 принцип непрерывности заключается в том, что планирование должно осуществляться систематически в рамках установленного цикла

5 принцип гибкости состоит в придании планам и планированию способности изменяться при возникновении непредвиденных обстоятельств

6 принцип точности предполагает, что планы организации должны быть конкретизированными, и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности организации

Существуют так же специфические принципы финансового планирования:

1 принцип соотношения сроков получения и использования средств - капитальные вложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счёт долгосрочных заёмных средств

2 принцип платёжеспособности - планирование д/с должно постоянно обеспечивать платёжеспособность организации

3 принцип приспособленности к требованиям рынка

4 принцип предельной рентабельности, т.е. целесообразно выбирать те капитальные вложения, которые обеспечивают тех. рентабельность и др.

Помимо принципов организация финансового планирования требует выбора методов планирования: МЕТОДЫ:

1 Расчётно-аналитический - основан на анализе достигнутого уровня финансовых показателей и прогнозирования их уровня на будущий период. Этот метод применяется, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы. Таким методом определяют плановую потребность в амортизационных отчислениях, оборотных активах и др. показатели

2 Нормативный метод, т.е. потребность организации в финансовых ресурсах, источники их образования определяют на основе заранее установленных норм и нормативов. Такими нормативами являются ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и др.

3 Балансовый метод, сущность в том, что благодаря балансу имеющиеся в наличии финансовые ресурсы приводит в соответствие с фактическими потребностями в них. Этот метод применяют при прогнозировании поступлений и выплат из денежных фондов, составления квартального плана доходов и расходов и т.п.

4 Метод оптимизации плановых решений предполагает составления нескольких вариантов плановых расчётов, из которых выбирают оптимальный на основе различных критерий

5 Метод экономико-математического моделирования. Он позволяет дать количественную оценку взаимосвязям между финансовыми показателями и факторами, влияющими на их численное значение. Данная взаимосвязь выражается через уравнения, графики, таблицы и др.

2 Перспективное планирование - исследование и разработка возможных путей развития финансов организации в перспективе в течении 3-х -5 лет, оно обеспечивает достижение высокой эффективности хозяйствования

Перспективным планом некоторые учёные считают бизнес-план. Он позволяет экономистам решать 4 основные задачи:

1 изучить ёмкость и перспективы будущего рынка сбыта

2 оценить затраты и соизмерить их с ценами, по которым можно будет продавать свои товары и получать прибыль

3 обнаружить все трудности, подстерегающие новое дело в первые годы его реализации

4 определить те показатели, по которым можно будет регулярно оценивать состояния дел

Ведущим финансовым планом в современных условиях является текущий план. Он разрабатывается на год, полугодие, квартал, месяц и представляет собой баланс доходов и расходов организации или его бюджет

Бизнес-план состоит из ряда разделов:

- характеристика продукта

- оценка рынка сбыта

- организационный план

- юридический план

- оценка риска и страхование

- финансовый план

- стратегия финансирования

- резюме.

Годовой финансовый план должен разрабатываться в несколько этапов. Начало этой работы обычно совпадает со сроками составления проекта бюджета республики (май-июнь года, предшествующего планируемому).

На втором этапе (в ноябре-декабре года предшествующего планируемому) уточняются ранее выполненные расчёты с учётом основных показателей плана экономического и социального развития народно-хозяйственного комплекса республики на планируемый год. Во внимании следует принять сведение о росте з/п и минимальной её уровне, изменяя индексов цен на материальные и топливо-энергетические ресурсы, а также изменение налоговой, финансовой и финансово-кредитной политики правительства.

Финансовый план разрабатывается, обсуждается и утверждается в трудовом коллективе. В зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы организации труда право утверждать финансовый план предоставляется общему собранию трудового коллектива, акционерам либо учредителям организации, совету директоров или другому органу управления, уполномоченному в соответствии с уставом организации решать финансовые вопросы.

Финансовый план с расчётами к нему или выписка из финансового плана о размере финансовых ресурсов и платежах в бюджет должны сообщаться финансовому и налоговому органу по месту нахождения организации.

Формой финансового плана организации служит баланс доходов и расходов, включающий три раздела:

1. доходы от поступления средств

2. расходы и отчисления

3. взаимоотношения с бюджетом

Составление финансового плана предполагает включение в бюджет комплекса расчётов доходов и поступлений средств, расходов и отчислений, платежей в бюджет, а также разработку проверочной таблицы к финансовому плану для увязки между собой доходов, расходов и проверку финансового плана как свободного документа.

Выполненные расчёты по отдельным статьям доходов и расходов увязываются между собой путём составления шахматной таблицы. Её назначение в том, чтобы определить источники финансирования по каждой статье затрат и распределить по направлениям доходы, а также сбалансировать доходы и расходы организации по принципу, когда на покрытие расходов в первую очередь направляются собственные доходы с учётом их целевого использования и очерёдности по статьям затрат.

Например, балансовая прибыль прежде всего направляется на уплату платежей в бюджет штрафов по хозяйственным договорам и финансовых санкций, а затем может быть использована на собственные нужды. Прирост устойчивых пассивов первоначально должен быть направлен на финансирование прироста, норматива собственных оборотных средств, а в оставшейся части оборотных средств - на другие расходы по смете фонда накопления. При недостатке собственных средств расходы могут покрываться кредитами, банками и другими заёмными ресурсами.

Платёжный календарь - основной оперативный финансовый план. Он является самым эффективным и надёжным инструментом оперативного управления денежными потоками организации.

Основная цель разработки платёжного календаря: установление конкретных сроков поступления д/с и платежей организации и их доведение до исполнителей в форме плановых заданий.

Период планирования определяется организацией самостоятельно с учётом специфики деятельности и экономической целесообразности. Установленной формы нет. Наиболее распространённой формой является форма, имеющая два раздела.

1. Предстоящие расходы и платежи. Здесь указываются все расходы и платежи, проходящие через расчётный или другие счета в банке.

2. Предстоящие поступления д/с. Здесь указываются планируемые источники покрытия затрат: выручка от реализации, доходы от операций с ценными бумагами, поступления дебиторской задолженности, прочие доходы и поступления.

В платёжном календаре денежные расходы и поступления должны быть сбалансированы. Если на предстоящий период поступления средств превышают расходы, то в платёжном календаре планируется излишек средств, т.е. денежных сбережений для последующего периода. Если планируемые расходы превышают ожидаемые поступления средств, то в платёжном календаре отражается недостаток д/с. В этом случае необходимо изыскать дополнительные источники средств.

Меры по сбалансированию расходов и поступлений:

- изыскание возможности отгрузки продукции на условиях предоплаты

- выездная торговля

- получения коммерческого кредита у поставщиков

- решение вопроса об отсрочке уплаты налогов (налогового кредита) и др.

Кассовый план - план оборота наличных д/с, определяющий поступления и выплаты наличных денег через кассу организации. Финансовая служба организации осуществляет контроль за движением наличных денег, соблюдением кассовой дисциплины. Своевременная выплата з/п и других причитающихся рабочим сумм характеризует состояние финансовых отношений между организацией и её трудовым коллективом, её платёжеспособность. Поэтому составление кассового плана и контроль за его выполнением имеют важное значение для организаций, которые выплачивают з/п через свои кассы.

Кассовый план составляется на квартал и состоит из 4-х разделов:

1) В нём указываются поступления наличных денег в кассу организации, кроме средств, получаемых в банке. Это торговая выручка, выручка от оказания услуг и др. поступления.

2) Указываются все расходы наличными деньгами - з/п, премии, командировочные расходы, хоз. операционные расходы и др.

3) Приводится расчёт суммы наличных денег, планируемых к получению в банке для выплаты з/п и на др. цели

4) Указываются сроки и суммы выплат наличными деньгами, согласованные с банком.

3 Как форма реализации контрольной функции финансов, финансовый контроль необходим в любом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях. В странах с рыночной экономикой роль финансового контроля особенно велика, так как важнейшим направлением деятельности субъектов хозяйствования при обязательном соблюдении установленных норм права становится повышение ее эффективности. Финансовый контроль имеет важнейшее значение для управления финансами на любом уровне, обеспечивая надежное функционирование всей финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует обеспечению финансовой безопасности.

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.

Содержание финансового контроля раскрывается через его цель и задачи; элементы, совокупность которых образует систему контроля; принципы организации.
Цель финансового контроля заключается в своевременном получении всей информации о ходе процесса управления финансами на микро и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений. Цель финансового контроля реализуется в выполняемых им задачах.

Основными задачами финансового контроля являются:

─ обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;

─ выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления;

─ рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;

─ соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности за результаты своей деятельности;

─ повышение эффективности финансовой политики государства.

В системе финансового контроля выделяют как основные, так и вспомогательные элементы, образующие инфраструктуру финансового контроля. В качестве основных элементов финансового контроля можно выделить: объект и субъект; информационное, правовое и методическое обеспечение; механизм; принципы; меры ответственности всех участников процесса контроля. Инфраструктура финансового контроля включает в себя: финансовое, техническое, кадровое обеспечение контроля и т.п. Совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействующих друг с другом и образующих целостное единство в процессе достижения целей контроля, представляет собой систему финансового контроля.
В качестве объекта финансового контроля выступают: процессы образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей (например, выручка от реализации, себестоимость, налоги и др.).

Наиболее важным элементом в системе финансового контроля являются субъекты контроля, так как они в соответствии с действующим законодательством непосредственно осуществляют контроль и несут ответственность за свои действия.

Субъектами финансового контроля являются специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с нормами права. Субъекты контроля для реализации поставленных задач выполняют конкретные действия или функции, реализация которых осуществляется на основании их полномочий, определяющих компетенцию органа, осуществляющего контроль.

Как правило, процесс финансового контроля включает следующие основные этапы:

─ планирование, которое предполагает определение объекта, целей, задач и форм контроля и формирование набора количественных и качественных показателей, по которым будет производиться оценка реализации финансовых решений;

─ проведение контроля, целью которого является сбор оперативных данных, характеризующих состояние объекта контроля, и их предварительная оценка;

─ систематизация результатов контроля (обобщение и упорядочение полученной информации по определенным критериям) и составление отчетности;

реализация результатов, которая предполагает доведение принятых по результатам контроля решений до всех заинтересованных лиц, выработку и проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков.

Осуществление финансового контроля предполагает наличие ответственности субъектов хозяйствования, органов государственной власти и местного самоуправления, а также органов, осуществляющих финансовый контроль, и их должностных лиц. При нарушении установленных норм права возникают следующие виды ответственности: административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная. Кроме того, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления несут ответственность, предусмотренную законодательством о государственной и муниципальной службе. Неисполнение или ненадлежащее исполнение участниками процесса контроля своих прав и обязанностей влечет применение определенных мер принуждения, основными из которых являются: предупреждение; наложение штрафа, начисление пени; запрещение или ограничение деятельности; запрещение на осуществление тех или иных операций (например, блокировка расходов, приостановление операций по счетам в кредитных организациях); изъятие материальных и денежных средств (например, бюджетных средств); компенсации; конфискации. Применяемые меры принуждения, выраженные в денежной форме, называют финансовыми санкциями, под которыми понимают финансовые меры со стороны государственных и иных органов. Основной целью применения финансовых санкций является сокращение нарушений субъектами финансовых отношений установленных норм права и предупреждение таких нарушений.

Меры принудительного воздействия, или санкции, применяются органами государственной власти и их должностными лицами в соответствии с их полномочиями при наличии определенных оснований. Основанием для применения мер принуждения являются: неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств, несвоевременное и неполное перечисление бюджетных средств их получателям; непредоставление бухгалтерской (финансовой), налоговой отчетности; уклонение от уплаты налогов и др. Эти нарушения отражаются в итоговом документе (например, акте ревизии или проверки), на основе которого применяются меры принуждения.

1 Влияние отраслевых особенностей на организацию финансов организаций с/х, строительство, транспорта и торговли


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: