Основы планирования в организации
Сущность планирования и его виды. Принципы и методы планирования. Стратегическое, тактическое, бизнес-планирование. Порядок разработки бизнес-плана. Основные разделы бизнес-плана.
Производственная программа (план производства) организации: сущность, содержание, измерители и показатели.
Производственная мощность: понятие, определяющие факторы. Расчет производственной мощности организации и ее подразделений.
Баланс производственной мощности. Показатели эффективности использования производственной мощности.
Методика формирования производственной программы. Оценка производственной программы и разработка мер по ее реализации. Точка безубыточности.
Планирование представляет собой научное обоснование экономических целей развития предприятия и форм его хозяйственной деятельности и разработку наилучших способов их осуществления с учетом требований рынка при максимальном использовании имеющихся производственных ресурсов. Сущность планирования отражена на рис. 1.
Рисунок 1 - Сущность планирования
Планирование – разработка и корректировка плана, включающая предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного субъекта на ближайшую и отдаленную перспективу. Планированием охватывается работа людей и движение ресурсов, нацеленных на получение заданного конечного результата.
В плане указываются:
- цель деятельности предприятия;
- средства достижения цели;
- правила и сроки увязки целей и средств по этапам на весь период действия плана;
- этапы и сроки выполнения работ;
- исполнители плана по срокам и видам работ;
- методы этапы и средства контроля выполнения плана.
Технология планирования включает:
1) Определение и обоснование основной цели и вытекающих из неё задач предприятия
2) Оформление поставленной задачи, установление конкретных показателей и заданных для исполнителей
3) Детализация задания по видам и объёмам работ, конкретным рабочим местам и срокам исполнения.
4) Детальные расчёты затрат и получаемых результатов на весь период планирования.
На современном этапе для большинства отечественных предприятий главная цель планирования - получение максимальной прибыли, а в качестве основных путей достижения этой цели могут быть выбраны два: за счет экономного расходования применяемых ресурсов и на основе приращения используемого капитала.
В мировой рыночной экономике перечень общих целей организации при планировании их производственно-хозяйственной и социально-трудовой деятельности значительно шире.
К ним, например, относятся:
- экономический рост, т. е. желание предприятий обеспечить производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг, а следовательно, более высокий уровень жизни людей;
- полная занятость, предполагающая занятость всех, кто желает и способен трудиться;
- экономическая эффективность, характеризующая максимальную отдачу всех имеющихся ограниченных производственных ресурсов при минимуме издержек на их использование;
- стабильный уровень цен;
- справедливое распределение доходов и др.
Основными задачами, решаемыми в процессе планирования, являются:
- выявление направлений развития потребительского спроса на продукцию, выпускаемую предприятием;
- увеличение объема продаж продукции предприятия, прибыли и рентабельности производства;
- повышение конкурентоспособности продукции за счет улучшения ее качества, освоения новых видов изделий, услуги снижения цен на них;
- снижение издержек на основе улучшения использования производственных ресурсов предприятия;
- создание новых рабочих мест для обеспечения социальной стабильности в стране.
Основные задачи планирования
Задачи | Исполнители |
1. Проектирование перспективы по датам исполнения | Руководители предприятия и функциональных отделов |
2. Организация исполнения | Руководители всех структур и звеньев и специалисты |
3. Контроль исполнения | Руководители и исполнители |
Планирование призвано выполнять ряд функций в организации работы предприятия, важнейшими из которых являются функции, представленные на рис. 2.
Рисунок 2 - Функции планирования