Типология современного общества. Говорить о какой-либо классификации современного общества чрезвычайно сложно в силу огромного разнообразия критериев

Говорить о какой-либо классификации современного общества чрезвычайно сложно в силу огромного разнообразия критериев, могущих быть ее основой. Можно провести деление по географическому принципу, получив в результате западное и восточное общество (чаще говорят о западной и восточной цивилизациях), однако при таком подходе мы сразу сталкиваемся с целым рядом проблем, связанных, в первую очередь, с неопределенностью самих понятий «запад – восток». В самом деле, при таком делении Австралия должна принадлежать восточной цивилизации, в то время как Алжир или Марокко – западной. Более корректным является деление цивилизаций по их происхождению и системообразующим факторам, как это делает, например, К. Куигли:[3]

Культуры неолитического века

(нет цивилизаций)

       
   


Египетская Месопотамская Индусская Синская

                           
             
 
 
 


Критская Хеттская Ханаанская

       
   
 
 


Классическая Индуистская Китайская Японская

       
   
 


Исламская

В результате такого подхода можно выделить, вслед за Тойнби и Хантингтоном, минимум восемь цивилизаций:

1. Синская. Все ученые признают существование либо одной китайской цивилизации, либо двух, одна из которых сменила другую в первые столетия христианской эпохи. Термин «синский» описывает общую культуру Китая и китайских сообществ в Юго-Восточной Азии и везде вне Китая, а также родственные культуры Вьетнама и Кореи.

2. Японская. Некоторые ученые объединяют японскую и китайскую цивилизации, другие же выделяют первую в отдельную, которая отделилась от китайской в период между 100 и 400 годами н.э.

3. Индуистская. Современный этап развития индуистской цивилизации продолжает более чем трехтысячелетнюю культурную традицию индоарийцев.

4. Исламская. Возникший на Аравийском полуострове в седьмом веке н.э., ислам стремительно распространился на Северную Африку и Пиренейский полуостров, а также на восток, в Среднюю и Юго-Восточную Азию и на Индостан. В результате в настоящее время внутри ислама существует множество отдельных культур (тюркская, арабская, персидская и др.).

5. Православная. Выделение отдельной православной цивилизации связано с византийскими (в большей степени восточными) ее корнями, отсутствием влияния на нее Возрождения и Реформации, а также некоторых других значительных событий, потрясших устои европейской цивилизации.

6. Западная. В данном случае подразумевается Западноевропейская цивилизация, в которую входят Европа, Северная Америка, Австралия и Новая Зеландия.

7. Латиноамериканская. Хотя Латинская Америка и является отпрыском западной цивилизации, она эволюционировала совершенно иным путем, нежели Европа и Северная Америка.

8. Африканская. В Африке еще сильна племенная идентификация (возможно, именно этим объясняются многочисленные междоусобные войны в различных африканских странах), однако среди коренного населения стран, расположенных южнее Сахары, быстро растет чувство африканской идентификации. Экономические условия позволяют считать, что на Черном континенте в настоящий момент идет формирование самостоятельной цивилизации с как минимум двумя центрами, расположенными в ЮАР и в Эфиопии.[4]

Уже было сказано о делении на закрытое и открытое, на тоталитарное, авторитарное и демократическое общество, можно привести еще ряд признаков, являющихся основанием других типов деления. Одним из важнейших в современной типологии является деление общества на традиционное, индустриальное и постиндустриальное.

К традиционным типам относят в настоящее время, в первую очередь, социальные системы государств исламского мира. Они обладают рядом характерных признаков. Во-первых, это достаточно изолированные общества, стремящиеся минимизировать влияние иных культур, особенно западной. Во-вторых, в традиционном обществе господствующими как в семье, так и в государстве являются патриархальные отношения. Основой социального уклада, как это видно из названия, служат традиции, сложившиеся веками. Любые изменения в обществе полагаются вредными.

На данный момент происходят коренные изменения в ряде государств, чей социальный уклад казался незыблемым. Необходимость интеграции и развитие межгосударственных и межкультурных связей предопределили воздействие западной идеологии на такие страны как Египет, Тунис, Сирия и т.д., где произошли значительные социальные преобразования. Однако традиционное общество сохраняется в Иране, Афганистане, государствах Средней Азии и некоторых других.

Индустриальное общество начало складываться в Х1Х в. с развитием промышленного производства в Европе, а завершился этот процесс во второй половине ХХ в. научно-технической революцией. Основой общественной жизни в таком обществе является производство продуктов потребления, которое долгое время ассоциировалось с прогрессом и процветанием человечества. Однако ряд проблем, связанных с таким социальным укладом, заставил пересмотреть эту точку зрения. Они были названы глобальными проблемами человечества.

Впервые о таких проблемах речь зашла еще в конце ХVIII века, когда английский экономист, священник и социолог Р. Мальтус опубликовал книгу «Опыт о законе народонаселения» (1798), в которой приводил некоторые закономерности развития человечества. В частности, Мальтус указывал, что рост населения Земли увеличивается в геометрической прогрессии, в то время как прирост продуктов потребления, (в первую очередь – пищи) - только в арифметической. Поэтому с каждым новым поколением увеличивается число людей, не имеющих возможности пользоваться средствами существования, поставляемых природой. Человечество, по Мальтусу, движется не по пути прогресса к повышению благосостояния, а к нищете и голоду. Несмотря на то, что продуктов потребления в абсолютном выражении производится все больше, число людей, имеющих к ним доступ, ограничено, поэтому в процентном отношении в каждом новом поколении все больше голодных и необеспеченных людей.

Мальтус призывал бороться с этой проблемой при помощи так называемых «естественных факторов регулируемости населения» К таким факторам он относил войны, эпидемии и т.п. явления, сокращающие население Земли.

Теория Мальтуса была отвергнута большинством ученых как антигуманная и реакционная, однако, при всей недопустимости методов, предлагаемых Мальтусом, следует признать, что он сумел разглядеть настоящий бич современного человечества – перенаселенность.

В 70-х годах ХIX в. численность населения земного шара составляла приблизительно один миллиард человек. В тридцатые годы прошлого века она увеличилась до двух миллиардов, т.е. для прироста в один миллиард потребовалось около шестидесяти лет. В следующие шестьдесят лет – к концу ХХ века – прирост составил уже четыре миллиарда, а население Земли выросло до шести миллиардов человек. По оценкам некоторых экспертов, если темпы роста населения сохранятся, то уже к 30-м годам ХХ1 века население будет увеличиваться на один миллиард человек каждые десять – двенадцать лет. Это является основой для всех остальных глобальных проблем человечества.

К числу таких проблем в первую очередь относится истощение плодородности почвы и ее эрозия. Возрастающие потребности в пище приводят к повышению интенсивности обработки почвы, в результате плодородный слой истощается; многократное механическое воздействие приводит к нарушению внутренней структуры почвы, под влиянием таких факторов как ветер, дожди и другие климатические процессы происходит вымывание плодородного слоя. Именно этот процесс и называется эрозией. Повышение интенсивности обработки почвы, призванное увеличить количество продуктов питания, приводит к обеднению, истощению и в конечном итоге – к снижению этого количества.

Существует особый взгляд на продовольственную проблему, опирающееся непосредственно на работу Мальтуса. Во второй половине ХХ века возникла так называемая теория золотого миллиарда. Она утверждает, что ресурсов Земли может хватить для обеспечения жизненных потребностей одного миллиарда людей, поэтому необходимо принимать меры по снижению численности населения до этой цифры. Производить такое снижение планируется путем введения определенных цензов рождаемости. В качестве примера такого ценза можно назвать здоровье.

Вторая глобальная проблема, с которой сталкивается индустриальное общество – проблема дефицита энергии. Все энергоносители классифицируются по трем группам – восполнимые, условно восполнимые и невосполнимые источники энергии.Восполнимыми источниками энергии называются такие, которым для восстановления энергетического запаса достаточно времени жизни одного поколения людей. К восполнимым относятся в первую очередь леса, реки, источники, использующие термическую энергию Земли и т.д. Условно восполнимые источники – торфяники. Для восстановления определенного запаса энергии в них необходимо время, сравнимое с жизнью нескольких поколений людей. Невосполнимые источники энергии – нефть, газ, каменный уголь. Эти продукты образовывались под воздействием определенных микроорганизмов и климатических факторов на протяжении миллионов лет, и пополнения их запасов в настоящее время не происходит. Проблема усугубляется тем фактом, что продукты переработки этих энергоносителей являются наиболее востребованными в современной цивилизации – это бензин, мазут и т.д.

Помимо вышеуказанных, существует еще множество проблем, связанных с экономической деятельностью человека, с развитием науки и возникновением новых технологий. В результате наиболее развитые в экономическом отношении страны переходят от индустриального к постиндустриальному обществу.

Чаще всего такое общество рассматривается как экологическое или информационное. Это связано с изменением приоритетов – на место потребления и переработки вещества и энергии, как это было в индустриальном обществе, приходит производство и потребление информации, развитие коммуникативных технологий, которые позволят минимизировать энергозатраты.

Постиндустриальное общество пытается разрешить некоторые проблемы, однако с неизбежностью создает новые. Одним из определений современного западного социума в настоящее время является «общество риска». Повышение вариативности, первоначально воспринимаемое как увеличение степени свободы, приводит к непредсказуемости результатов, обыденными становятся такие события и ситуации, в которых многие значимые для человека вещи, включая и его собственную жизнь, оказываются поставленными на карту. Общество становится постоянным продуцентом риска, примером чего могут служить игра на бирже, страховая система, банковские кредиты и т.д. Глобальный финансовый кризис, последствия которого не преодолены до сих пор, явился результатом неумеренного производства риска. Очевидно, можно говорить о некой универсальной тенденции – преодолевая одни проблемы и разрешая определенные противоречия, общество, находясь на пути своего развития, с неизбежностью создает новые. Видимо, именно этот процесс и представляет собой прогресс человечества.


[1] Васильев Л.С. История религий Востока. М.,

[2] Д. Юм. Трактат о человеческой природе // Сочинения. М, 1965, т. 1, с. 187.

[3] [3] Quigley Karroll. The Evolution of Civilizations: An Introduction to Historical Analysis. 1979

[4] См. Хантингтон С.Столкновение цивилизаций. М., 2003, С. 54 - 60


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: