Лекция пути совершенствования технологии ремонта автомобилей

Совокупность всех действий лю­дей и орудий труда, необходимых на данном предприятии для изготовле­ния или ремонта продукции,называ­ется производственным процессом. Таким образом, под производствен­ным процессом КР следует пони­мать совокупность основных и вспо­могательных работ, выполняемых в условиях конкретного АРП в целях превращения неработоспособной автомобильной техники, достигшей предельного состояния, в работоспо­собные объекты с требуемым ресур­сом.

Часть производственного процес­са, содержащая целенаправленные действия по изменению и (или) оп­ределению состояния предмета тру­да, называется технологическим процессом, который может быть от­несен к изделию, его составной час­ти или к методам обработки, фор­мообразования и сборки. К предме­там труда относятся заготовки и из­делия. В соответствии с этим на АРП наряду с понятиями техноло­гического процесса КР автомобилей (агрегатов) разрабатываются и осу­ществляются отдельные технологи­ческие процессы по основным видам работ, т. е. технологические процес­сы разборки, мойки-очистки, дефектации, восстановления и изготов­ления деталей, сборки, испытаний, окраски. Технологический процесс состоит из технологических операций, каждая из которых представляет законченную часть технологического процесса, выпол­няемую на одном рабочем месте.

В свою очередь, технологическая операция включает ряд элементов. Технологическим переходом назы­вают законченную часть технологи­ческой операции, выполняемую од­ними и теми же средствами техно­логического оснащения (оборудова­ние, оснастка и приспособления) при постоянных технологических ре­жиме и установке. Наряду с техно­логическим переходом имеется вспомогательный переход как закончен­ная часть технологической опера­ции, состоящая из действий челове­ка и (или) оборудования, которые не сопровождаются изменением свойств предметов труда, но необ­ходимы для выполнения технологи­ческого перехода (например, за­крепление заготовок, смена инстру­мента). Установ — часть технологи­ческой операции, выполняемая при неизменном закреплении обрабаты­ваемых заготовок или собираемой сборочной единицы. Позицией назы­вается фиксированное положение, занимаемое неизменно закреплен­ной заготовкой или собираемой сбо­рочной единицей совместно с при­способлением относительно инстру­мента или неподвижной части оборудования при выполнении опреде­ленной части операции. Перемеще­ние инструмента относительно заго­товки сопровождается изменением формы, размеров, качества поверх­ности и свойств заготовки. Вспомо­гательный ход — законченная часть технологического перехода, состоя­щая из однократного перемещения инструмента относительно заготов­ки, необходимого для подготовки ра­бочего хода. К элементам технологи­ческой операции относится прием как законченная совокупность дей­ствий человека, применяемых при выполнении перехода или его части и объединенных одним целевым назначением (например, установка изделия в приспособление, включе­ние оборудования).

Рассмотрим технологический про­цесс КР грузового автомобиля. С принятого в ремонт автомо­биля снимают аккумуляторные ба­тареи, приборы питания и электро­оборудование и направляют его на площадку хранения ремонтного фонда. После этого автомобиль бук­сиром переводят на транспортирую­щий конвейер поста мойки. После наружной мойки автомобиль пода­ют на пост предварительной разбор­ки, где с него снимают платформу, колеса, спинки и сиденья, стекла, обивку и арматуру кабины и саму кабину, а также топливные баки. Снятые части направляют на соот­ветствующие посты для ремонта. Следующий комплекс работ выпол­няется в порядке подготовки авто­мобиля к полной разборке и вклю­чает его повторную мойку, слив масла из картеров двигателя, короб­ки передач, заднего моста, механиз­ма управления и выпаривание кар­теров с помощью водяного пара.

Перемещаемый транспортером ав­томобиль в дальнейшем поступает на посты полной разборки. Здесь с него снимают механизм управления, силовой агрегат, карданные валы, передний и задний мосты, узлы под­вески и привод тормозной системы. Все снятые агрегаты и узлы направляют на специализированные участ­ки (цехи) и посты для последующего ремонта. Оставшуюся в конце раз­борки раму автомобиля подвергают мойке и отправляют в ремонт.

Рассмотренные группы работ со­ставляют первый этап КР автомо­биля — его разборку и мойку.

Второй этап — это ремонт агре­гатов и узлов. На этом этапе выпол­няются: разборка агрегата (узла), мойка и очистка деталей, дефектация их, восстановление деталей, сборка агрегата (узла), его испыта­ние, обкатка и окраска. Однако, как видно из схемы, этот перечень работ выполняется не по всем агрегатам и узлам, что объясняется особенно­стями назначения и устройства узла или агрегата.

Разборка узлов и агрегатов пред­ставляет собой очень важный и от­ветственный процесс, так как от ка­чества его выполнения зависит со­хранность деталей, а следовательно, и объем работ по их восстановле­нию.

После разборки агрегатов и узлов детали подвергают мойке и очистке от таких загрязнений, как нагар, на­кипь, старая краска, продукты кор­розии, коксовые и смолистые от­ложения.

В результате дефектации и сорти­ровки деталей выясняется возмож­ность их последующего использова­ния в агрегате или узле, определя­ются объем и характер восстанови­тельных работ и количество потреб­ных новых деталей.

Восстановление деталей является основным видом работ на АРП. От принятых на заводе организации и технологии восстановления деталей зависят качество и экономическая эффективность ремонта. В настоя­щее время именно работы по вос­становлению деталей в наибольшей мере нуждаются в реализации но­вейших достижений науки, в ускоре­нии научно-технического прогрес­са. Сборка узлов и агрегатов наря­ду с восстановлением деталей пред­ставляет собой важнейшее условие обеспечения необходимого качества ремонта при оптимальных производ­ственных затратах.

Сложность качественной сборки при ремонте, как это отмечалось ра­нее, обусловливается использовани­ем на сборке деталей различных ка­тегорий. На сборку детали подаются комплектами. Комплектование дета­лей выполняют комплектовочные отделения. Сборку двигателей про­изводят на поточных линиях, других агрегатов — на специализированных постах.

Испытания агрегатов и узлов про­водятся с целью проверки качества их сборки и соответствия выходных характеристик требованиям техни­ческих условий на ремонт, а также для обеспечения предварительной приработки подвижно сопряженных деталей.

Окраска отремонтированных аг­регатов и узлов производится, как правило, после испытания и устра­нения дефектов перед общей сбор­кой автомобиля. Окраску платфор­мы и кабины выполняют сразу пос­ле восстановления. Колеса окраши­вают до сборки (шиномонтажных работ). После испытаний» окраски агрегаты и узлы предъявляют Пред­ставителю отдела технического*кон­троля. Отремонтированные агрегаты и узлы в последующем направляют на общую сборку автомобиля через промежуточные цеховые кладовые или минуя их.

Третьим этапом технологического процесса КР автомобиля является его общая сборка, которая ведется из отремонтированных агрегатов и узлов на специализированных по­стах или на поточных линиях. После общей сборки автомобиль заправля­ют топливом и подают на испыта­ния, представляющие собой четвер­тый этап технологического процес­са КР. Испытания проводятся про­бегом или на испытательных стен­дах с беговыми барабанами. Во время испытаний производятся не­обходимые регулировки и устраня­ются обнаруженные неисправности.

После испытаний в дорожных усло­виях автомобиль подвергают мойке. При обнаружении в ходе испытаний неисправностей, не устраняемых ре­гулировкой, автомобиль направля­ют на пост устранения дефектов. Полностью исправный автомобиль при необходимости подкрашивают и сдают представителю отдела тех­нического контроля или непосредст­венно заказчику.

' В повышении качества и эффек­тивности КР автотранспортных средств решающую роль играет со­вершенствование технологии, всех видов ремонтных работ.

Совершенствование технологиче­ского процесса разборка должно идти в направлении повышения произ­водительности и качества разборки резьбовых, заклепочных и прессовые соединений. Для этого целесообраз­но перед разборкой вводить в резь­бовые соединения поверхностно - активные вещества или разделяющие среды, облегчающие,' разборку и предохраняющие детали от срыва резьбы. '

Улучшение разборки заклепочных соединений возможно за счет раз­работки и применения механизиро­ванных устройств для высверлива­ния заклепок или срезания их голо­вок. При разборке прессовых соеди­нений необходимо более широко применять приспособления» а, также пневматические и гидравлические прессы.

В улучшении разборочных работ Важное з начение имеет' применение совершенных гайковертов'И удобных разоорочных стендов и кантователей. Особое внимание при совершен­ствовании разборочных работ долж­но быть уделено применению робо-тотехнических комплексов.

Качество моечно - очистных работ может быть значительно улучшено за счет использования новых эффективных моющих растворов и вы­сокопроизводительных устройств. Новые моющие растворы должны обладать высокой моющей способ­ностью по отношению к различным видам загрязнений, обеспечивать их быстрое удаление, не оказывать вредного воздействия на детали и быть безопасными для работающих. В новых моечных устройствах дол­жны использоваться интенсифици­рующие факторы — вибрации, уль­тразвуковые колебания, твердые очищающие компоненты в моющих составах и пр.

В интересах охраны природной среды и экономии воды моечно-очистные системы рекомендуется соз­давать по замкнутому типу с реге­нерацией и многократным исполь­зованием моющих составов. Про­грессивным следует считать приме­нение наружной мойки автомобиля методом погружения в горячие мою­щие составы, при котором совмеща­ется наружная мойка автомобиля с мойкой агрегатов, вываркой рам и кабин.

Совершенствование процесса дефектации предполагает, с одной стороны, внедрение новых, более совершенных средств обнаружения дефектов, а с другой — разработку и использование рационального по­рядка контроля, обеспечивающего надежную оценку состояния дета­лей при наименьшем количестве проверок. Необходимо разрабаты­вать и внедрять автоматизирован­ные системы дефектации.

Решающим условием дальнейше­го улучшения технологии КР следу­ет считать совершенствование тех­нологических процессов восстанов­ления деталей и в первую очередь базовых и основных деталей авто­мобиля и его агрегатов. В деле со­вершенствования технологии вос­становления важное значение имеет повышение ремонтопригодности из­делий в процессе разработки и из­готовления базовых и основных де­талей за счет внедрения в производ­ство таких конструкций, которые позволили бы широко использовать при ремонте методы замены изно­шенной части и механической обра­ботки деталей под ремонтные раз­меры.

Новые технологические процессы восстановления деталей наряду с обеспечением высокого качества ре­монта должны удовлетворять требо­ванию экономии всех видов ресур­сов.

Совершенствование процессов сборки требует: улучшения моечно-очистных операций, производимых непосредственно перед сборкой де­талей; повышения технических тре­бований на комплектование дета­лей, более широкого применения ме­тода групповой взаимозаменяемо­сти; установления оптимальных ре­жимов выполнения всех видов сое­динения деталей. В процессе сборки необходимо более широко внедрять средства механизации и автомати­зации. В условиях крупносерийного и массового производств должны получить применение роботы и ма­нипуляторы.

Основные мероприятия по совер­шенствованию испытаний автомоби­лей и агрегатов после КР должны быть направлены на разработку и внедрение технологических процес­сов автоматизированных испыта­ний, а также на ускорение и повы­шение качества приработки. Пер­спективным направлением в совер­шенствовании системы испытаний автомобилей и агрегатов в процес­се ремонта является создание на АРП диагностических станций для комплексной проверки автомобилей или агрегатов до и после ремонта. Использование таких станций по­зволит более достоверно оценивать состояние ремонтного фонда и необ­ходимый объем ремонтных работ и объективно судить о качестве про­веденного ремонта. '

Технологический процесс окраски объектов после ремонта должен быть совершенным на всех стадиях (грунтование, общее и местное шпаклевание, окрашивание и сушка) в интересах улучшения качества по­крытия и повышения производи­тельности работ. С этой целью реко­мендуется для деталей, к внешнему виду которых не предъявляется вы­соких требований (рама, рессоры и т. п.), применять окраску окунанием. При покрытии краской других частей автомобиля в качестве про­грессивных способов рекомендуется применять вместо пневматического безвоздушное распыление под боль­шим давлением, окраску распыле­нием в электростатическом поле и в ваннах с электрофорезом. Перспек­тивными способами сушки являют­ся терморадиационная сушка с ис­пользованием инфракрасных лучей и терморадиационно-конвективная.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: