Критерии и показатели эффективности публичного управления

Определение эффективности публичного управления опирается на критерии и показатели. Исходя из того, что эффективность государственного управления представляет собой многомерную совокупность, включающую множество отдельных и, в то же время, тесно взаимосвязанных и взаимозависящих друг от друга процессов и явлений, при определении эффективности государственного управления используется многокритериальный подход.

Под показателями понимаются количественные измерители и качест­венные характеристики процессов и результатов государственного управ­ления. Они дифференцируются по сферам общественной жизнедеятельности. Индикативные (плановые) значения показателей являются основой оценки результативности работы органов власти за определенный период времени

Существуют различные методы оценки качества государствен­ного управления. Наиболее проработанными являются международные методики оценки эффективности государ­ственного управлении. Они позволяют проводить межстрановые сопоставления положения в сфе­ре публичного администрирования.

Наиболее распространенным в мировой практике оценки эффектиности на­ционального управления является Интегральный показатель государст­венного управления (Governance Research Indicator Country Snapshot - GRICS). Данный показатель оценки прогресса развития го­сударственного администрирования был предложен в 1990-х гг. Всемир­ным банком и с 1996 г. измеряется с периодичностью раз в 2 года.

Показатель GRICS оценивает эффективность управления на основе расчета 6 индексов, отражающих 6 параметров государственного админи­стрирования. Данные параметры включают: 1) процессы выбора, контроля и замены правительства; 2) способность правительства формулировать и проводить политику; 3) уважение граждан и государства к институтам, руководящим социальным и экономическим взаимодействием в обществе.

В соответствии с данными характеристиками государственного управления, показатель GRICS включает в себя следующие индексы:

1. Право голоса и подотчетность (Voice and Accountability) - ин­декс измеряет различные аспекты поли­тических процессов, гражданских свобод и политических прав. Показатели этой категории измеряют степень возможности уча­стия граждан в выборе правительства. Показатель степени незави­симости прессы тоже относится к данной группе.

2. Политическая стабильность и отсутствие насилия (Political Stability and Absence of Violence) - индекс включает группу пока­зателей, измеряющих вероятность дестабилизации правительства и вынужденной отставки в результате применения насилия (включая терроризм и насилие внутри страны). Данный индекс отражает, насколько качество государственного управления мо­жет вызвать необходимость резких перемен, смену политического курса, а также подрывает возможность мирных выборов прави­тельства гражданами.

3. Эффективность правительства (Government Effectiveness) - индекс отражает качество госуслуг, качество бюрократии, компе­тенцию госслужащих, уровень независимости госслужбы от поли­тического давления, уровень доверия к политике, проводимой правительством.

4. Качество законодательства (Regulatory Quality) - значение ин­декса связано с проводимой политикой. С помощью него измеря­ются противоречащие рыночной экономике меры, такие как кон­троль уровня цен, неадекватный контроль банков, чрезмерное ре­гулирование международной торговли и развития бизнеса.

5. Верховенство закона (Rule of Law) - индекс измеряет уровень доверия граждан к законам общества, и приверженность к испол­нению этих законов. Он включает показатели отношения граждан к преступлению, эффективности и предсказуемости законода­тельной системы, приверженности к контрактной системе.

6. Контроль коррупции (Control of Corruption) - индекс отражает восприятие коррупции в обществе. В ин­дексе учитываются разные стороны явления, начиная от частоты «дополнительной оплаты за то, чтобы работа была сделана» до влияния коррупции на развитие бизнеса, а также существования «большой коррупции» на высоком политическом уровне и уча­стия элит в коррупции.

Сегодня GRICS является распространенной международной методи­кой оценки качества государственного управления. Однако следует отме­тить, что в отношении данного индекса со стороны экспертов высказыва­ются критические замечания. К примеру, специалистами отмечается, что данный композитный индекс оценивает не столько само качество государ­ственного управления, сколько процессы политического управления в стране. Кроме того, многие показатели таких проекций, как политическая стабильность и отсутствие насилия, право голоса и подотчетность, основа­ны на экспертных оценках, которые в отличие от статистических показате­лей являются крайне субъективными. Это повышает риск смещения рей­тинговых оценок (наиболее распространенный заключается в том, что страны с высоким уровнем экономического развития зачастую восприни­маются как страны с более качественными системами государственного управления, что приводит к смещённости оценок). По этой же причине данный метод легко становится объектом критики в отдельных странах. Однако, не смотря на данные ограничения, показатель GRICS полу­чил широкое распространение, поскольку очень удобен для межстранового сопоставления.

В международной практике используется ряд друих ин­тегральных показателей, отражающих определенные аспекты качества и эффективности го­сударственного управления. Основные из них представлены в табли­це 2.

Таблица 2. Показатели качества государственного управления, рассчитываемые международными организациями

Название показателя Организация, проводящая расчет показателя Характеристика показателя
  Интегральный пока­затель государст­венного управления (Governance Research Indicator Country Snapshot- GRICS) Всемирный банк Оценка качества госуправления на осно­ве 6 индексов по следующим параметрам государственного управления: право го­лоса и подотчетность; политическая ста­бильность и отсутствие насилия; эффек­тивность правительства; качество зако­нодательства; верховенство закона и контроль коррупции
  Показатель оценки качества целей и прогресса реформ в стране Организация экономи­ческого сотрудничест­ва и развития (ОЭСР) Оценка эффективности госуправления на основе исследования качества админист­рирования по следующим блокам: госу­дарственная служба, управление разра­боткой и реализацией политики, управ­ление государственными расходами, контроль за международными финансо­выми операциями, внешний аудит, госу­дарственные закупки.
  Показатель креди-тоспособности страны, инвестици­онный рейтинг Международные рей­тинговые агентства Standart and Poor"s, Moodis, инвестицион­ное агентство Fitch и др. Рейтинговая оценка стране дается на ос­нове анализа основных национальных макро- и микро экономических показа­телей.
  Индекс развития человеческого по­тенциала (ИРЧП) Комитет развития ООН Оценка качества жизни населения стра­ны на основе определения индексов по следующим показателям: ВНП на душу населения, ожидаемая продолжитель­ность жизни, уровень образования насе­ления страны.
  Индекс восприятия коррупции (ИВК) Международное агент­ство Transparency International Определение качества госуправления на основе оценки степени представлений о распространенности коррупции среди государственных служащих и политиков
  Индекс непрозрачно­сти Международное агент­ство Price waterhouse Coopers Определение качества госуправления на основе оценки воздействия непрозрачно­сти страны на стоимость и эффектив­ность капиталовложений

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: