Теперь посмотрим на рынок глазами продавца. Он представляет другую сторону рыночного отношения – предложение. Если спрос – функция желания потребителя купить товар, то предложение отражает желание производителя продать свой товар.
Предложение товара (услуги) – желание производителей продать товар на рынке.
Объем предложения – то количество товара, которое производители при заданной цене захотят продать на рынке за определенный период времени и прочих равных условиях.
Цена предложения – это та минимальная цена, по которой продавцы согласны продать данный товар на рынке.
Под предложением товара будем понимать зависимость между объемом предложения и ценой на товар.
Неценовые детерминанты предложения:
а) технологии, определяющие расход ресурсов на производство товара,
б) цены взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров,
б) цена на экономические ресурсы, используемые при производстве товара,
в) количество товаропроизводителей,
г) государственная политика (налоги, субсидии).
|
|
Будем говорить, что предложение задано, если указана зависимость между ценой на товар и объемом его предложения. А вот рост предложения изображен пунктирной кривой.
Закон предложения: для нормальных товаров между ценой и объемом предложения существует прямая зависимость (чем выше цена, тем больше объем предложения, низкие цены не стимулируют производство товара, и объем предложения снижается).
Р
S (supply)
Р1
P2 2 кривые предложения
Q2 Q1 Q
Двигаясь по кривой предложения от точки 2 к точке 1, мы обнаруживаем рост объема предложения под влиянием возросших цен на товар, и движение наоборот показывает снижение объема товара под влиянием снижающихся цен.
Так же как и для спроса для предложения необходимо различать понятия: изменение предложения и изменение объема предложения.