Возник вопрос: как измерить полезность и можно ли это сделать.
Все экономисты разделились на два лагеря. Одни говорили, что полезность измерить можно, а другие – что нельзя.
Возникло две теории:
· кардиналистская (количественная);
· ординалистская (порядковая).
В основе кардиналистского подхода лежит идея признания потребителем существования и знания им своей функции полезности: Uj(q1,q 2,...,qn).
Пример 5. Если функция полезности субъекта P от набора, состоящего из трех продуктов, выражена формулой UP(q1,q2,q3)=и P предлагают выбрать, какой набор лучше А1(3,5,4) или А2(2,11,9), то легко подсчитать, что UP(A1)=6+2=8, а UP(A2)=4+3=7, то есть первый набор для P полезнее, чем второй.
Сторонники ординалистской теории считают, что полезность товаров для потребителей существует, но количественно измерить эту полезность они не могут, т.е. функция полезности им не известна.