Ординалистская теория полезности

Основные гипотезы:

В основе этой теории лежат следующие гипотезы:

1. Гипотеза полной (совершенной) упорядоченности. Для любых двух наборов А и В потребитель всегда может сказать, что либо А лучше В (А В), либо В лучше чем А (А В), либо вам безразлично какой из этих двух наборов выбрать (А ~ В). Но потребитель не может сказать «я не знаю».

2. Гипотеза транзитивности. Если известно, что набор А лучше чем набор В и что набор В лучше чем набор С, то из этой гипотезы следует, что набор А лучше чем набор С. То есть:

если А В и В С, то А С.

Следует сказать, что в реальной жизни эта гипотеза иногда не выполняется. Так например, в шахматном турнире часто бывает, что первый игрок всегда выигрывает у второго, второй - у третьего, а третий всегда выигрывает у первого. Тем не менее чаще всего так не бывает.

3. Гипотеза ненасыщения. Предполагается, что увеличение какого-либо ресурса при прочих равных условиях всегда увеличивает общую полезность. То есть если в одном из наборов всех благ не меньше, чем в другом наборе, а хотя бы одного блага больше, то этот набор более предпочтителен: >0.

 
 


TU

Q

Кроме того нередко принимают еще две гипотезы.

4. Гипотеза рефлексивности. Предполагается, что если есть два одинаковых набора, то потребитель считает, что любой из этих наборов не хуже другого.

5. Гипотеза независимости выбора потребителя от внешних условий. Если потребитель считает, что набор А предпочтительнее набора В (А В), а например сосед считает по-другому, то первый потребитель не изменит свое мнение.

Принятые гипотезы позволяют построить семейство кривых безразличия, которые являются основным инструментом ординалистского анализа полезности.

Под кривой безразличия будем понимать геометрическое место точек на плоскости, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать.

Под полем (картой) кривых безразличия понимают совокупность всех кривых безразличия данного потребителя.

Свойства кривых безразличия.

1.Кривая безразличия может быть проведена через любую точку пространства товаров.

2. Кривые безразличия никогда не пересекаются.

Y

·C

A ·

·

B

X

Действительно, предположим, что кривые безразличия пересеклись. Но тогда наборы А и В лежат на одной кривой безразличия, и наборы В и С тоже. То есть потребителю безразлично, какой из наборов выбрать А или В, В или С. Но тогда ему должно быть безразлично какой из наборов выбрать А или С, то есть эти два набора должны лежать на одной кривой безразличия, а они не лежат. Значит наше предположение не верно.

3. Наборы благ, находящиеся на более высокой кривой безразличия, являются более полезными (то есть более предпочтительными).

4. Для нормальных товаров кривые безразличия имеют отрицательный наклон и выпуклы к началу координат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: