Поведение фирмы-монополиста

Как было установлено ранее, производитель, действующий в условиях совершенной конкуренции, продает все единицы блага по одной цене, поэтому его предельный доход MR равен этой цене.

Монополист, в отличие от совершенного конкурента, должен решить задачу – выбрать уровень цены, которую надо не только назначить, но и удержать. Продажа на монопольном рынке требует снижения цены (действует закон убывающей предельной полезности блага). Т.е. предельный доход MR оказывается меньше рыночной цены при каждой величине выпуска. Графически это означает, что кривая предельного дохода MR для монопольного рынка (как и для многих других рынков кроме рынков совершенной конкуренции) имеет более крутой наклон, чем кривая спроса D.

равновесие рынка монопольное равновесие

Р совершенной конкур. Р

 
 


МС MC

Pm

MR=P

D

Dрынка

Q* Q Qm MR Q

а) рынок совершенной конкуренции б) монополия

Как видно, монопольная цена будет больше предельных издержек и предельного дохода: P > (MR = MC)

Иначе говоря, это такая цена, которая обеспечит монополисту сверхприбыль. У совершенного конкурента прибыль мимолетна, у монополиста стабильна, но стабильна до тех пор, 1) пока ему удается ограничивать вход в отрасль; 2) пока существенно не изменится спрос (если спрос уменьшится, прибыль тоже упадет).

В силу того, что кривая предельного дохода расположена ниже кривой спроса (кривой цены), то точка пересечения кривых предельных издержек МС и предельного дохода MR соответствует меньшим объемам выпуска и продажи продукции и соответственно более высокой ее цене, что вредит потребителю, так как при этом монопольная фирма забирает себе часть эффекта потребителя.

Эффект потребителя

Эффект потребителя MC Потери общества MC

Pм.

Pс.к. Dс.к. Dм.

Эффект производителя Эффект производителя

MR

Qс.к. Qм.

а) рынок совершенной конкуренции б) монополия

Таким образом, монополия приводит к потере эффекта для общества (чистые потери или «мертвый убыток») в силу уменьшения количества выпуска и к перераспределению оставшегося эффекта в пользу монополиста. Поэтому государство ведет борьбу с монопольными фирмами, за исключением естественных монополий, вводя антимонопольное законодательство или принуждая монополию разбиться на несколько конкурентных фирм. Например, в США существовала единственная телефонная компания AT&T. В 70-ые годы правительство принудительно разбила AT&T на 7 фирм, и в результате цены на услуги телефонной связи значительно упали.

Пример 17: Уравнение кривой спроса монопольной фирмы: P=8–Q, а уравнение кривой совокупных издержек: ТС=2+Q2. Составьте уравнения совокупного и предельного дохода, предельных издержек. Какой объем производства выберет фирма монополист, и по какой цене она будет продавать продукцию? Посчитайте экономическую прибыль фирмы.

TR=P·Q=(8–Q)·Q=8Q–Q2

MR=8–2Q

MC=2Q

Правило поведения фирмы (в том числе монополии): MC=MR

8–2Q=2Q Q=2 штуки

P=8–Q=6 у.е. > MR

П=TR–TC=16–4 –2–4=6 у.е.

Пример 18: Допустим, фирма полностью монополизировала производство компьютеров. Уравнение кривой спроса фирмы: P=1000–10·Q, а уравнение кривой совокупных издержек: ТС=100·Q+5·Q2, где Q – объем выпуска компьютеров, Р – цена одного компьютера в у.е. сколько компьютеров и по какой цене будет продано, если:

А) фирма функционирует как простая монополия;

Б) фирма функционирует в условиях совершенной конкуренции.

Р

 
 


Рм

Рск MRск=Pск

MRм D

Qм Qск

А) Простая монополия: P > MR = MC

TR=P·Q=1000Q–10Q2

MR=1000–20Q

MC=100+10Q

1000–20Q=100+10Q

Q=30 штук P=700 у.е. MR=400

Б) Совершенная конкуренция: P = MR = MC

MC=100+10Q

Т.к. МС=Р, то 1000–10Q=100+10Q

Q=45штук P=550 у.е.

Таким образом, при монополии объем продаж снижается, а цена возрастает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: