Ценовая дискриминация. Ценовая дискриминация – это ситуация, когда монопольная фирма, стремясь увеличить свою прибыль, разбивает всю производимую однородную продукцию на группы

Ценовая дискриминация – это ситуация, когда монопольная фирма, стремясь увеличить свою прибыль, разбивает всю производимую однородную продукцию на группы, и для разных групп устанавливается разная цена (в том числе в группе может быть и одна единица продукции). Тогда монополист продает каждому покупателю товар по максимальной цене, которую тот готов заплатить, тем самым присваивая себе излишек потребителя и максимизируя свою прибыль.

Ценовая дискриминация – продажа одного и того же товара разным потребителям или группам потребителей по разным ценам, причем различия в ценах не обусловлены различиями в издержках производства.

Ценовая дискриминация может быть трех родов:

1) Ценовая дискриминация первого рода предполагает, что продукция продается поштучно, причем первая единица – по самой высокой цене, вторая – по следующей, чуть ниже и т.д. Т.е. монополист продает каждую единицу товара каждому покупателю по той максимальной цене, которую покупатель готов заплатить. Эффект потребителя в этом случае равен нулю, а весь эффект идет производителю.

Р1 S

Р2

Р0. D

 
 


1 2 3 4 5 Q0

Эффект монополиста составит: . Информация о сделке засекречена, то есть монополист не говорит по какой цене он кому продает продукцию.

Ценовая дискриминация первого рода является «голубой мечтой» каждого монополиста, однако достигается она достаточно редко: монополист должен обладать удивительной проницательностью и точно знать, какова максимальная цена, которую каждый покупатель готов заплатить за каждую единицу данного товара.

2) Ценовая дискриминация второго рода – установление различных цен в зависимости от количества покупаемой продукции или некоторых других условий.

Примерами ценовой дискриминации второго рода могут служить следующие ситуации:

а) скидки на объем поставки – чем больше объем поставки (заказа), тем выше скидка к цене;

б) кумулятивные скидки – например, в Москве существуют различные тарифы на проезд в метро в зависимости от количества поездок. Можно сказать, что метрополитен осуществляет политику ценовой дискриминации второго рода;

в) ценовая дискриминация во времени (например, разные цены на утренние, дневные и вечерние сеансы в кино).

3) Ценовая дискриминация третьего рода – фирма продает продукцию по разным ценам разным группам потребителей с различной эластичностью спроса по цене, то есть работает на разных рынках. Например, входная плата в музеи различна для детей, студентов, пенсионеров, взрослых.

Таким образом, монополист создает «дорогой» и «дешевый» рынки. На «дорогом» спрос низкоэластичен, что позволяет монополисту увеличить выручку за счет повышения цены, на «дешевом» – высокоэластичен, что дает возможность увеличить общую выручку за счет продажи большего количества продукции по более низким ценам.

Самая сложная проблема ценовой дискриминации третьего рода – надежно отделить «дорогой» рынок от «дешевого», чтобы потребители «дешевого» рынка не смогли купить продукцию на своем рынке и продать ее на «дорогом».

Рассмотрим пример.

Р Р Р

           
 
   
   
 


Рдор Рдеш Рнор

МС МС

Dдор


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: