double arrow

Оптимальным в данном случае является решение сознаться

Олигополия

Рассмотрев монополию как крайний случай рынка несовершенной конкуренции, перейдем теперь к другим ее видам с более слабым проявлением монополистической власти над ценой.

Олигополия – это такая рыночная структура, для которой характерно:

а) наличие на рынке нескольких конкурирующих между собой фирм, производящих однородную продукцию (но их количество значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции);

б) всеобщая взаимозависимость поведения предприятий-продавцов;

в) на рынке обязательно есть хотя бы одна крупная фирма, на поведение которой реагируют остальные фирмы;

г) сговор запрещен.

Если технология производства в отрасли такова, что положительный эффект масштаба сохраняется при гораздо большем объеме выпуска, чем в условиях совершенной конкуренции, но все же в меньшем, чем в условиях монополии, то эта отрасль олигополистическая. Олигополисты – не только конкуренты, но и одновременно негласные партнеры. При небольшом количестве производителей в отрасли фирме-олигополисту необходимо планировать свою стратегию с учетом поведения остальных участников рынка. Поэтому для олигополиста очень важно уметь предвидеть, или предугадывать поведение своих конкурентов.

Аналогичные ситуации исследуются в теории игр. Поведение участников команды, которые должны принять наилучшее для всех решение, но не имеют возможности договориться, называется некооперативным. Классический сценарий так называемой матричной модели, с помощью которой исследуется некооперативное поведение, называется «Дилеммой заключенного».

  Заключенный Икс
Заключенный Игрек   сознаться Не сознаться
сознаться 5 5 1 10
Не сознаться 10 1 2 2

Варианты:

1) оба сознаются в совершенном преступлении – получают по 5 лет;

2) один сознается и сваливает все на другого (получает 1 год), а другой не сознается и получает 10 лет;

3) оба не сознаются и получают оба по 2 года.

Подобная ситуация характерная и для олигополистов. Допустим на рынке 2 олигополистические фирмы:

  Фирма «Венера»
Фирма «Апполон»   Низкие цены Высокие цены
Низкие цены 70 70 130 10
Высокие цены 10 130 100 100

Если бы фирмы могли сговориться, то сократив выпуск и назначив монопольно высокие цены, получили бы прибыль по 100 у.е. на единицу продукции. Однако фирмы, прежде всего, конкуренты. И у каждой есть искушение нарушить негласный договор: вопреки ожиданиям соперника понизить цены, захватить часть рынка, сорвав еще большую прибыль. Пытаясь обойти соперника, обе фирмы получат по 70 рублей, вместо вожделенных 130.

В результате риски минимизированы, и рынок находится в состоянии частичного равновесия, т.к. фирмы не максимизируют свою полезность. Устойчивость равновесия сохранится до тех пор, пока у олигополистов не появится стимулов к изменению объемов выпуска.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: