Дуополия – частный случай олигополии, когда рынок разделен между двумя производителями. В реальной жизни эта ситуация встречается нечасто, собственно олигополия обычно насчитывает от трех участников и более. Например, в США между четырьмя крупными производителями разделен рынок свинца; примерно 90% производства пива, сигарет, холодильников и стиральных машин и т.д.
В модели дуополии каждая фирма моделирует поведение другой фирмы, то есть предполагает, сколько продукции будет вторая фирма продавать на рынке. И при этом допущении определяет свое оптимальное поведение. Считается, как и раньше, что каждая фирма максимизирует свою прибыль. Известным является кривая спроса на рынке в целом и кривая собственных совокупных затрат. Рассмотрим поведении дуополистов с помощью известных моделей А.Курно (когда оба дуополиста равноправны и ведут себя независимо) и Штакельберга (когда дуополисты неравноправны – один является лидером, второй ведомым), реагируют же один на поведение другого с помощью соответствующего выбора объемов выпуска (и продаж) продукции.
Модель Курно [4]
Прибыль 1 фирмы:
Максимум при:
Отсюда:
q1
q2
Пример 20. Пример модели Курно
при
т.е. аналогично
Равновесие
шаги | |||||
31,6 | 31,6 | ||||
42,1 | 42,1 | ||||
63,2 | 63,2 |
Пример 21. Пример модели Штакельберга
Пусть при тех же условиях о кривой спроса и характеристиках фирм, что и в примере модели Курно, примем сначала, что фирма 1. является лидером. Тогда ее поведение определяется условием
Аналогично можно провести расчет для случая, когда лидер фирма 2 и получить значения параметров приведения фирм, указанные в следующем столбце приводимой ниже таблицы. Если же фирмы составят картель, то суммарная прибыль будет равна
Двухсторонний конкуренция по Курно | Фирма 2 пассивна | Фирма 1 пассивна | Картель | |
1228,2 | ||||
1744,5 | 1747,8 |
Из полученных величин видно, что в случае картели заметно возрастают цена и суммарная прибыль, а суммарный выпуск уменьшается.