double arrow

Дуополия


Дуополия – частный случай олигополии, когда рынок разделен между двумя производителями. В реальной жизни эта ситуация встречается нечасто, собственно олигополия обычно насчитывает от трех участников и более. Например, в США между четырьмя крупными производителями разделен рынок свинца; примерно 90% производства пива, сигарет, холодильников и стиральных машин и т.д.

В модели дуополии каждая фирма моделирует поведение другой фирмы, то есть предполагает, сколько продукции будет вторая фирма продавать на рынке. И при этом допущении определяет свое оптимальное поведение. Считается, как и раньше, что каждая фирма максимизирует свою прибыль. Известным является кривая спроса на рынке в целом и кривая собственных совокупных затрат. Рассмотрим поведении дуополистов с помощью известных моделей А.Курно (когда оба дуополиста равноправны и ведут себя независимо) и Штакельберга (когда дуополисты неравноправны – один является лидером , второй ведомым), реагируют же один на поведение другого с помощью соответствующего выбора объемов выпуска (и продаж) продукции.

Модель Курно[4]




Прибыль 1 фирмы:

Максимум при:

Отсюда:

q1

 
 


q2


Пример 20. Пример модели Курно

при

т.е. аналогично

Равновесие

шаги
31,6 31,6
42,1 42,1
63,2 63,2

Пример 21. Пример модели Штакельберга

Пусть при тех же условиях о кривой спроса и характеристиках фирм, что и в примере модели Курно, примем сначала, что фирма 1. является лидером. Тогда ее поведение определяется условием

Аналогично можно провести расчет для случая, когда лидер фирма 2 и получить значения параметров приведения фирм, указанные в следующем столбце приводимой ниже таблицы. Если же фирмы составят картель, то суммарная прибыль будет равна

  Двухсторонний конкуренция по Курно Фирма 2 пассивна Фирма 1 пассивна Картель
1228,2
1744,5 1747,8

Из полученных величин видно, что в случае картели заметно возрастают цена и суммарная прибыль, а суммарный выпуск уменьшается.







Сейчас читают про: