Строительство любого объекта связано с нарушением сложившихся природных условий. К наиболее значимым нарушениям природной среды относятся: нарушение верхнего покрова почвы при выполнении земляных работ и потеря растительного слоя; вырубка лесов и зеленых насаждений; изменение уровня грунтовых вод, вызывающее подтопление сельскохозяйственных угодий, населенных пунктов и других природно-хозяйственных объектов; эрозия почв; образование оползней; заболачивание пойм рек; загрязнение почвы, водоемов и атмосферы строительно-хозяйственными отходами, сбросами нефтепродуктов, отработанными газами; нарушение наземной и водной флоры и фауны.
В системе мер по охране окружающей среды наметились два направления: 1) обеспечение снижения отрицательного воздействия капитального строительства на природную среду, т. е. Снижение антропогенной нагрузки на природу; 2) экономное использование земельных ресурсов.
Экономический эффект природоохранных мероприятий заключается в предотвращении потерь живого и овеществленного труда и выражается в приросте прибыли или объёма чистой продукции либо в экономии затрат на выполнение работ и оказание услуг, связанных с загрязнением окружающей среды. Основными следствиями загрязнения окружающей среды для населения являются снижение трудоспособности и увеличение заболеваемости, для основных фондов – уменьшение сроков физического износа, увеличение количества отказов в работе оборудования, ускорение износа, ухудшение состояния.
Экономический эффект от природоохранных мероприятий, обеспечивающих уменьшение объёма загрязнений и концентрации вредных веществ в атмосфере, водной среде и почве или сокращение потребления природных ресурсов, может быть определён по формулам:
ЭЗ=QсрТср(Dн-Dк); (1)
Эп=V(qн-qк), (2)
где ЭЗ, Эп – величина экологического эффекта (м3, га, т); Qср–среднесуточная, среднечасовая производительность объекта (м3, т); Dн, Dк–предельнодопустимые концентрации загрязняющих веществ до и после проведения мероприятий (мг/натуральный показатель); V–объём потребления и производства продукции, услуг в натуральном исчислении; qн-qк– удельное потребление природных ресурсов в натуральном исчислении до и после проведения мероприятий.
Выбор природоохранных мероприятий обычно решается на двух этапах: на стадии технико-экономического обоснования и при разработке проекта.
Показатель экономической эффективности природозащитных мероприятий (Э) определяется как отношение полного экономического эффекта к сумме затрат (эксплуатационные расходы и капитальные вложения), вызвавших этот эффект
где Э i — экономический эффект i -го вида (I = 1, 2,.... n) от предотвращения потерь на j -м объекте (j = 1, 2,..., т) после проведения природозащитного мероприятия (руб./год); Си — годовые эксплуатационные расходы на содержание основных фондов природозащитного назначения (руб./год); К u — капитальные вложения в строительство объектов природозащитного назначения (руб.).
Показатель эффективности природозащитных мероприятий — это экологическая эффективность (Эа), характеризующая уменьшение антропогенной нагрузки на окружающую среду, приходящаяся на единицу приведенных затрат природоохранных мероприятий. Определяется по формуле
где Э — показатель, характеризующий улучшение состояния окружающей среды (Э1 – Э2) и определяемый по формулам (1, 2); Е u — коэффициент экономической эффективности — нормативный.
Критерием эффективности при сравнении вариантов природоохранных мероприятий выступает максимум экологической эффективности, определяемой по формуле (4).
Формы собственности в строительстве
Сущность собственности воплощается в совокупности составляющих ее элементов: отношений владения, пользования и распоряжения.
Владение – от слова «власть». Различают законное и незаконное владение.
Пользование – удовлетворение посредством вещи тех или иных потребностей, извлечение из вещи ее полезных свойств.
Право распоряжения – возможность отчуждать имущество, производить в нем различные изменения, обременять его залогом, сдавать в наём и т.д.
Доверительное управление – это обладание всеми правами собственника, но не имеет юридической возможности.
В РФ существуют государственная, муниципальная, частная, смешанная формы собственности.
Субъектами права государственной собственности выступает РФ в целом или субъект РФ. Муниципальной собственностью считается имущество, принадлежащее району, городу и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
Частная собственность – имущество, находящееся в собственности 1 или нескольких физических лиц, а также юридических лиц, являющихся субъектами частной собственности.