Российская Федерация на рубеже ХХ-ХХI вв.
Законной правопреемницей распавшейся громадной страны, но в новом качестве, становится Российская Федерация. Она стремилась наладить дружественные связи со всеми странами. Мировая общественность, в свою очередь, оказала поддержку политике Б. Ельцина. Новое руководство России приняло решение о невозможности структурных реформ при сохранении существующей политико-экономической системы и необходимости формационных изменений. С начала 1992 г. Правительство во главе с Е. Гайдаром начало решительно осуществлять радикальную программу рыночных реформ: обвальную либерализацию цен, приватизацию государственной собственности, акционирование производства, а в итоге - формирование новой системы собственности. Одновременно провозглашался курс на построение гражданского общества и правового государства, становление парламентской демократии. Политика Е. Гайдара преследовала цель стабилизации финансового положения, уменьшения дефицита государственного бюджета, открытия России дороги в международные финансовые и экономические организации, как условие экономического подъема.
Однако Правительство вынуждено было установить высокий уровень налогообложения, резко повысить цены, урезать социальные программы. Непопулярные жесткие экономические меры вызвали снижение жизненного уровня населения, усилили социальную напряженность в различных слоях российского общества, протест против "шоковой терапии".
В условиях экономической и социальной нестабильности резко обостряются противоречия между законодательной и исполнительной властями. Разногласия возникли и в высшем российском руководстве. Политика реформ подвергалась острой критике. Но большинство россиян в целом поддержало тогда Правительство.
Летом 1992 г. оно, под давлением Верховного Совета, прибегло к широкой денежной эмиссии, что привело к резкому усилению инфляции и замедлению темпов экономических преобразований. К концу года резкие выступления оппозиции все более усиливали противостояние двух ветвей власти, которое приближалось к опасной черте. Был найден компромисс - новым главой Правительства стал В. Черномырдин, который вскоре обеспечил вхождение России в «большую семерку», добился привлечения западных инвестиций, стабилизировал курс рубля. Попытка в начале 1993 г. сместить Президента через процедуру импичмента не прошла. Проведенный в апреле 1993 г. Всероссийский референдум показал, что около 60% участвовавших в нем граждан одобряют политику Президента и Правительства, одновременно доверяют и Съезду народных депутатов. В стране фактически установилось двоевластие.
Однако конфликт между Верховным Советом и Президентом обострялся. Распущенный Б. Ельциным Съезд народных депутатов незаконно собрался и постановил отстранить его от должности, избрав и.о. Президента вице-президента А. Руцкого. Безусловно, наличие двух президентов одновременно исключало мирный исход конфликта. К осени 1993 г. Россия оказалась в состоянии глубочайшего политического кризиса.
Оппозиция предпринимает 3-4 октября 1993 г. вторую попытку осуществить свержение законной власти. Сосредоточившись в "Белом доме", оппозиционеры осуществляют захват мэрии, пытаются взять Останкинский телецентр. Верные Президенту правительственные войска штурмуют "Белый дом", арестовывают засевших там депутатов. Победа подтолкнула президентский лагерь к ускорению решения о принятии новой Конституции, призванной укрепить властные структуры. Принятая 12 дек. 1993г. она означала переход к президентской республике. Двухпалатный парламент - Федеральное Собрание получил весьма ограниченные права. Началась практика президентского правления.
Неудачи второй "октябрьской революции" не завершили политической "смуты". Это показали, в частности, выборы в российский парламент в декабре 1993 г, Государственную Думу в декабре 1995 г., выборы Президента летом 1996 г., которые продемонстрировали, что маятник общественного сознания продолжает колебаться между коммунистическими и либерально-демократической идеями.
Свидетельством продолжавшейся нестабильности явился очередной политический кризис весной 1998г.: долги по зарплатам и пенсиям, «черный вторник», война в Чечне лихорадили страну. Последовала отставка В. Черномырдина и трудная процедура утверждения нового главы Правительства С. Кириенко Государственной Думой. Он попытался дать отпор финансовым пирамидам, сбалансировать бюджет. Однако не в силах был обеспечить экономическую и финансовую стабильность: началось обострение энергетического кризиса, последовал дефолт 17 августа, обвал рубля. В результате - отставка С. Кириенко летом 1998г. и еще более трудный поиск компромисса между всеми ветвями власти, в результате которого новым главой Правительства стал Е. Примаков, который обеспечил политическую стабилизацию, удержал курс рубля, однако был в определенной конфронтации с Президентом.
В мае 1999 г. новым премьером России становится С. Степашин, добившийся получения очередного зарубежного кредита, реструктуризации долгов бывшего СССР. Однако его нерешительность при обострении ситуации на Северном Кавказе и начале боевых действий в Дагестане, вскоре переросших во вторую Чеченскую войну, слабость в аппаратных интригах приводят и его к отставке.
Весной 1999 г. Государственная Дума предпринимает еще одну неудавшуюся попытку отстранения Президента от должности (импичмент).
В августе 1999 г. новым главой Правительства назначается В.В. Путин, бывший директор ФСБ.
Путин сразу же заявил о себе как о либерале и государственнике. Рынок и приватизация признавались им нерушимыми ценностями. Вместе с тем новый премьер обосновал идею совместимости рынка с государственным регулированием. 19 декабря 1999 года прошли очередные выборы в Государственную Думу. В ходе этих выборов внушительных успехов добилось недавно созданное проправительственное объединение «Единство», обошедшее избирательный блок «Отечество - Вся Россия». Каждое из этих объединений претендовало на место партии власти и в дальнейшем их представители в Государственной Думе демонстрировали общность подходов к решению задач, стоящих перед страной (общность позиций предопределила возможность в апреле 2001 года объединения движения «Отечества» и партии «Единство»). Итоги выборов в целом отражали стремление российского общества к повороту в сторону стабильности и гражданского согласия. Соотношение сил в новой Государственной Думе свидетельствовало о ее значительном «поправении». В отличие от предшествующей она оказалась не «левой», оппозиционной, а проправительственной, призванной обеспечить единство власти и общества. Думские выборы укрепили позиции Путина.
31 декабря 1999 года, в ночь под новый 2000 год, Президент России Б. Н. Ельцин открыто объявил о своей добровольной отставке, назначив и.о. президента премьера В.В. Путина. Ушла целая десятилетняя «ельцинская» эпоха, оценить которую еще предстоит.
В соответствии с российской Конституцией Путин мог исполнять обязанности президента только в течение трех месяцев, после чего должны были последовать президентские выборы. Их подготовка и проведение выдвинулись в качестве главной политической задачи сразу после отставки Ельцина.
26 марта 2000 года в первом же туре досрочных выборов Президента Российской Федерации с большим отрывом победил В.В. Путин. Он выразил уверенность в том, что наша страна сможет рассчитывать на достойное будущее только при условии органичного соединения универсальных принципов рыночной экономики и демократии с реальностями России.
7 мая в Кремле в торжественной обстановке состоялась инаугурация - юридическое оформление начала вступления в должность нового Президента России. 17 мая 2000 года Государственная Дума утвердила (по представлению Президента) нового Председателя Правительства. Им стал бывший Министр финансов, и.о. премьера М.М. Касьянов. На важнейшие посты в правительстве были назначены убежденные сторонники либеральной экономики (А. Кудрин, Г. Греф). Россия вступила в очередной этап реформирования.
Одним из первых шагов нового Президента стало реформирование государственного устройства, преследующее цель укрепления центра, вертикали власти и управляемости государства. В соответствии с указом о новом административном делении России на ее территории было создано семь федеральных округов во главе с полномочными представителями Президента, оказавшимися связующим звеном между центром и регионами. Полномочные представители Президента в федеральных округах были введены в состав Совета безопасности Российской Федерации. Одним из результатов этой реформы стало приведение законодательных актов регионов в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Затем была проведена реорганизация Совета Федерации (верхней палаты Федерального Собрания), ослабившая позиции региональных лидеров. Совет Федерации в соответствии с реформой начал формироваться не из губернаторов и председателей региональных законодательных собраний, а из представителей регионов, избираемых местными законодательными органами. Созданный же для губернаторов совещательный орган - Государственный Совет - не мог стать реальным властным институтом. Важным направлением политики Путина стало отстранение олигархов от центров политической власти. Необходимой составляющей внутриполитического курса можно считать стремление обеспечить единство и согласие в обществе. Стремление к национальному согласию нашло отражение в законе о государственной символике (герб, флаг, гимн), которые символизировали (отражали) разные эпохи российской истории (в декабре 2002г. Государственная Дума утвердила закон о национальных символах России). Консолидации общества способствовало, в частности, и проведение Гражданского форума.
Не менее важным стали либерально-рыночные нововведения в экономическую и социальную политику. Несмотря на противоречивость экономических показателей и 1999, и 2000 годов, все же позитивные тенденции проявились более отчетливо, особенно в 2000 году (экономический рост, преодоление последствий финансового кризиса 1998 года, рост объема золотовалютных резервов Центрального банка, некоторый рост реальных доходов населения и увеличение расходов на личное потребление, снижение уровня безработицы, выплаты долгов по международным обязательствам). Однако большинство экономистов указывало на относительный и конъюнктурный характер этого роста, подчеркивало доминирующее положение сырьевого капитала в экономике страны, высокий уровень инфляции по сравнению с запланированным, низкий показатель уровня жизни (33,2 млн. россиян живут на грани бедности).
Проведенные правительством экономические реформы были направлены на стимулирование частного предпринимательства, обеспечение народнохозяйственного роста (налоговая реформа 2001г., обеспечившая введение единого 13% налога на доходы населения, снижение налога на прибыль предприятий и организаций; сокращение таможенных ввозных пошлин; принятие правительственных программ, повышающих эффективность управления экономикой). В социальной сфере тоже начали «запускаться» новые либеральные реформы: пенсионная (пенсия складывается из базовой, страховой и накопительной частей); жилищно-коммунальная (предполагающая в течение ближайших лет возложить на граждан все 100% жилищно-коммунальных расходов); освобождение в 2001 - 2004 годах внутренних цен на электричество, газ, нефть, транспорт, которые позволят государству свести к минимуму дотационные обязательства перед населением.
Правительство России 29 января 2002 года обсудило план действий по реализации программы экономического и социального развития на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы), отличающуюся подчеркнуто либеральной направленностью. В 2003г. Президент страны выдвинул три важнейшие стратегические задачи на ближайшие годы: увеличение в два раза ВВП, борьбу с бедностью и реформу Вооруженных сил.
Во внешней политике современной России постепенно создается и утверждается новая политическая доктрина. Отношения с США, странами Западной Европы, СНГ и другими зарубежными странами стали строиться на основе стратегического партнерства, отстаивания в отношениях с ними собственных национальных интересов.
После трагических событий в США 11 сентября 2001 г. «западный» ориентир внешней политики России из значимого превратился в доминирующий. Отсюда и решительное осуждение преступлений террористов, участие России в международной антитеррористической коалиции (1 мая 2002г. Россия заключила соглашение с НАТО о координации действий в обеспечении международной безопасности).
Очередное подведение российской общественностью итогов пребывания В. Путина у власти (весна 2003г.) подтверждает одобрение обществом деятельности Президента.
Многие эксперты, несмотря на разность оценок, приходят к одинаковым выводам: несмотря на неустойчивость экономического положения и наличие многих нерешенных социальных проблем, предпосылок к системным кризисам и экономическим катаклизмам не существует, и потому россияне могут смотреть в будущее со сдержанным оптимизмом.
Президент продолжает пользоваться поддержкой общества, так как никто не может предложить сколько-нибудь привлекательную альтернативу его курсу в целом. Более чем
убедительная победа на Думских выборах в декабре 2003 г. партии власти «Единая Россия» свидетельствует о дальнейшем укреплении позиций Президента, у которого появилось большинство в парламенте.
Несмотря на затяжной кризис в экономике, политическую нестабильность, тяжелое положение в социальной сфере, чеченский кризис, Россия в начале XXI века утверждается как часть мировой цивилизации, с великим историческим прошлым, сложным и противоречивым настоящим и, хочется верить, с лучшим будущим.
О наметившейся в начале 2000-х гг. стабильности во внутриполитическом развитии России свидетельствовало углубление конструктивного сотрудничества между структурами высшей исполнительной власти и Государственной Думой.
Президентские выборы 2008 г. 10 декабря 2007 г. Д. Медведев выдвинут кандидатом в Президенты Российской Федерации от партии «Единая Россия». Кандидатуру Медведева в этот же день поддержали партии «Справедливая Россия», Аграрная партия России и партия «Гражданская сила». Такое решение было принято на встрече в Кремле Президента В. Путина, самого Д. Медведева, а также председателя Государственной Думы Б. Грызлова, председателя Совета Федерации С. Миронова и глав Аграрной партии В. Плотникова и партии «Гражданская сила» М. Барщевского. В. Путин одобрил кандидатуру Д. Медведева, его официальное выдвижение как кандидата состоялось 17 декабря 2007 г.
2 марта 2008 г. избран на пост Президента Российской Федерации. Оставаясь членом Правительства, являлся избранным Президентом Российской Федерации вплоть до официального вступления в должность Президента Российской Федерации. 3 марта 2008 г. Президент В. Путин подписал указ № 295 «О статусе вновь избранного и не вступившего в должность Президента Российской Федерации».
Современный политические партии. По состоянию на 15 августа 2009 г., в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях», было зарегистрировано 7 политических партий:
«Единая Россия» — российская правоцентристская политическая партия. Создана 1 декабря 2001 г. на учредительном съезде общественно-политических объединений «Единство» (лидер — С. Шойгу), «Отечество» (Ю. Лужков) и «Вся Россия» (М. Шаймиев) как Всероссийская политическая партия «Единство и Отечество — Единая Россия». Лидер В. Путин.
Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) — образована на II чрезвычайном съезде коммунистов России (13—14 февраля 1993 г.) как восстановленная Коммунистическая партия Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Количество региональных отделений — 80; количество членов — 152925 (2010). Партия была представлена в Государственной думе всех созывов, а также имеет представительство в органах власти на региональном уровне. Лидер Г. Зюганов.
Либерально-демократическая партия России — политическая партия в Российской Федерации. Создана 13 декабря 1989 г. Председателем партии является В. Жириновский.
«Патриоты России» — умеренно левая политическая партия в Российской Федерации. Создана (дата и номер регистрации: 25.04.2002 № 5020) на основе объединения ряда партий и общественных организаций, входящих в коалицию «Патриоты России» (формально-юридически партия была основана путем переименования и смены руководства Российской партии труда на её очередном съезде). В партию «Патриоты России» вступила значительная часть членов партий: «Национально-державная партия России», «Российская партия труда» и «Евразийская партия — Союз патриотов России». Перерегистрацию под новым названием партия прошла в июле 2005 г. Лидер Г. Семигин
Российская объединённая демократическая партия «Яблоко» — умеренно левая политическая партия современной России. Относится к числу зарегистрированных партий, хотя в настоящее время не представлена в Государственной думе России. В 1993—2003 гг. партия была представлена фракцией в Государственной думе России.
В 1993 г. в Госдуме 1―го созыва была создана фракция «ЯБЛОКО» на базе избирательного блока Явлинский — Болдырев — Лукин (исходя из первых букв фамилий «ЯБЛ» и было придумано название партии), который на выборах получил 7,86 % голосов. Лидер ― Григорий Явлинский (до 2008 г.), Сергей Митрохин (с 2008 г.).
«Справедливая Россия» — левоцентристская политическая партия в России. Лидер С. Миронов
«Правое дело» — правоцентристская российская политическая партия, созданная 16 ноября 2008 г. на основе трёх партий, декларировавших либеральную направленность (Гражданская сила, ДПР, СПС). Официально зарегистрирована 11 февраля 2009 г. Лидеры ― Г. Бовт, Л. Гозман.
Послание Президента 2008 г. Закон о поправках к Конституции. Усиление централизации власти. В послании Федеральному собранию, зачитанном 5 ноября 2008 г. в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца (все прежние зачитывались в Мраморном зале Кремля), подверг критике США и предложил внести поправки к Конституции России (названные им «корректировкой Конституции»), которые продлевали бы полномочия президента и Госдумы до шести и пяти лет соответственно.
11 ноября 2008 г. Президент Д. Медведев, в соответствии со статьей 134 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации», внёс в Госдуму проекты законов о поправках к Конституции РФ: «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» и «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации».
30 декабря 2008 г. Закон о поправках был подписан Д. Медведевым и вступил в силу на следующий день.
Динамика государственного внешнего долга России. В 2004—2008 гг., по поручению бывшего в то время президентом В. В. Путина, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 г. Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд. долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд. долларов (9% ВВП).
Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 г. (146,4% ВВП). На 1 января 2000 г., внешний долг достиг 158,7 млрд. долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84% ВВП).
Для сравнения, по данным МВФ за 2009 г., государственный долг Великобритании составлял 68,2% ВВП, Германии — 72,5%, Франции — 77,4%, Канады — 81,6%, США — 83,2%, Италии — 115,8%, Японии — 217,6%.
Долги иностранных государств. Россия занимает девятое место в рейтинге держателей государственного долга США, по данным Министерства финансов США. В марте 2010 г. США были должны РФ 3,2% всего своего госдолга, или 120.1 млрд. долларов. Эксперты считают, что, несмотря на финансовый кризис, американские казначейские обязательства остаются одними из самых надёжных, но высказываются за уменьшение вкладов в экономику США и за вложение средств в модернизацию национального производства.
Проблемы в сельском хозяйстве. Существует целый ряд проблем преодоления отсталости российского сельского хозяйства:
1. Высокие цены на горючее, которые делают невозможным высокорентабельное производство сельскохозяйственной продукции.
2. Высокие процентные ставки на кредит 15―16%.
3. Высокие таможенные пошлины на сельскохозяйственную технику и незащищенный внутренний рынок от демпинговых поставок продуктов питания из-за границы.
4. Социальные проблемы сельских жителей.
Мировой экономический (финансовый) кризис 2008―2009 гг.: причины. К причинам нового экономического кризиса можно отнести следующие:
· Уменьшение золотовалютного резервного запаса,
· Банкротство банков и предприятий,
· Резкое падение мировых цен на товары традиционного российского экспорта,
· Снижение доступности дешёвых кредитов в конце 2008 г. и начале 2009 г. спровоцировали обвал на фондовом рынке России,
· Девальвацию рубля,
· Снижение промышленного производства, ВВП, доходов населения, а также рост безработицы.
Действия правительства Российской Федерации по выходу из кризиса. С сентября 2008 г., когда мировой экономический кризис начал оказывать серьезное воздействие на российскую экономику, Правительство Российской Федерации и Банк России приступили к осуществлению антикризисных мер.
19 июня 2009 г. была утверждена Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 г., которая определила приоритетные задачи по преодолению кризисных явлений в экономике страны и пути их решения.
Приоритетами программы являлись: выполнение социальных обязательств государства перед гражданами:
· сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала
· активизация внутреннего спроса, развитие конкуренции и снижение
· административного давления на бизнес, повышение устойчивости
· национальной финансовой системы.
В соответствии с программой обеспечивались макроэкономическая сбалансированность, стабильный курс национальной валюты и последовательное снижение инфляции. Признана необходимость активизации действий, нацеленных на повышение эффективности и конкурентоспособности экономики и ее ускоренный переход на инновационный тип развития в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2020 г.
Проводимая Правительством Российской Федерации в 2008 - 2009 гг. антикризисная политика привела к сравнительно быстрому выходу экономики на положительные темпы роста. По предварительной оценке, в III и IV кварталах 2009 г. ВВП вырос (с учетом сезонности) на 1,1% и 1,9%, соответственно.
Проблемы и перспективы социально-экономического развития Российской Федерации. По данным опроса общественного мнения, проведённого британской компанией BBC в 2008 г, 77% российских респондентов заявили, что качество их жизни в годы президентства В. Путина значительно улучшилось.
Наряду с продолжением проведения антикризисной политики, требуется активизация мер, ориентированных на формирование нового промышленного потенциала, модернизацию, инновации, повышение качества человеческого капитала. Предполагается, что основными приоритетами антикризисных действий станут:
― обеспечение поддержки наметившегося роста экономики;
― выход на запланированную в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. траекторию инновационного социально-ориентированного развития;
― поддержка социальной стабильности.
Социально-экономическая политика Правительства Российской Федерации и бюджетные проектировки на среднесрочную перспективу (2010―2012 гг.) будут разрабатываться с учетом проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г. исходя из необходимости:
Ø проведения институциональных преобразований, обеспечивающих развитие человеческого капитала, повышение эффективности образования: здравоохранения, пенсионного обеспечения, улучшения жилищных условий, развития сферы культуры;
Ø сокращения дифференциации населения по уровню доходов;
Ø снижения зависимости экономического роста от экспорта топливно-сырьевых товаров, развития внутреннего спроса и конкуренции на товарных рынках;
Ø повышения защищенности частной собственности, совершенствование экономических институтов, последовательного снижения роли государства как собственника промышленных и финансовых активов;
Ø значительного роста инновационной активности и ускорения технологической модернизации отраслей экономики, стимулирование повышения ресурсов и энергоэффективности;
Ø развития производственной инфраструктуры;
Ø обеспечения макроэкономической сбалансированности, сокращение бюджетного дефицита, снижения уровня инфляции и процентных ставок устойчивости рубля и повышения его международной привлекательности;
Ø повышения эффективности и надежности банковской системы, формирования устойчивого финансового рынка;
Ø уменьшения региональной дифференциации, ускорения развития депрессивных и слаборазвитых регионов.
Важную роль в преодолении кризиса играет сотрудничество с другими странами, как на двусторонней основе, так и в рамках международных организаций. Будут приняты меры по ускорению интеграционных процессов на базе Содружества Независимых Государств, формирования Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.