Экономическая и социальная политика

Российская Федерация на рубеже ХХ-ХХI вв.

Законной правопреемницей распавшейся громадной страны, но в новом качестве, становится Российская Федерация. Она стремилась наладить дружественные связи со всеми странами. Мировая общественность, в свою очередь, оказала поддержку политике Б. Ельцина. Новое руководство России приняло решение о невозможности структурных реформ при сохранении существующей политико-экономической системы и необходимо­сти формационных изменений. С начала 1992 г. Правительство во главе с Е. Гайдаром на­чало решительно осуществлять радикальную программу рыночных реформ: обвальную либерализацию цен, приватизацию государственной собственности, акционирование про­изводства, а в итоге - формирование новой системы собственности. Одновременно про­возглашался курс на построение гражданского общества и правового государства, станов­ление парламентской демократии. Политика Е. Гайдара преследовала цель стабилизации финансового положения, уменьшения дефицита государственного бюджета, открытия России дороги в международные финансовые и экономические организации, как условие экономического подъема.

Однако Правительство вынуждено было установить высокий уровень налогообложе­ния, резко повысить цены, урезать социальные программы. Непопулярные жесткие экономиче­ские меры вызвали снижение жизненного уровня населения, усилили социальную напряжен­ность в различных слоях российского общества, протест против "шоковой терапии".

В условиях экономической и социальной нестабильности резко обостряются про­тиворечия между законодательной и исполнительной властями. Разногласия возникли и в высшем российском руководстве. Политика реформ подвергалась острой критике. Но большинство россиян в целом поддержало тогда Правительство.

Летом 1992 г. оно, под давлением Верховного Совета, прибегло к широкой денеж­ной эмиссии, что привело к резкому усилению инфляции и замедлению темпов экономи­ческих преобразований. К концу года резкие выступления оппозиции все более усиливали противостояние двух ветвей власти, которое приближалось к опасной черте. Был найден компромисс - новым главой Правительства стал В. Черномырдин, который вскоре обеспе­чил вхождение России в «большую семерку», добился привлечения западных инвестиций, стабилизировал курс рубля. Попытка в начале 1993 г. сместить Президента через проце­дуру импичмента не прошла. Проведенный в апреле 1993 г. Всероссийский референдум показал, что около 60% участвовавших в нем граждан одобряют политику Президента и Правительства, одновременно доверяют и Съезду народных депутатов. В стране фактиче­ски установилось двоевластие.

Однако конфликт между Верховным Советом и Президентом обострялся. Распу­щенный Б. Ельциным Съезд народных депутатов незаконно собрался и постановил от­странить его от должности, избрав и.о. Президента вице-президента А. Руцкого. Безус­ловно, наличие двух президентов одновременно исключало мирный исход конфликта. К осени 1993 г. Россия оказалась в состоянии глубочайшего политического кризиса.

Оппозиция предпринимает 3-4 октября 1993 г. вторую попытку осуществить свержение законной власти. Сосредоточившись в "Белом доме", оппозиционеры осуществляют захват мэрии, пытаются взять Останкинский телецентр. Верные Президенту правительственные войска штурмуют "Белый дом", арестовывают засевших там депутатов. Победа подтолкнула прези­дентский лагерь к ускорению решения о принятии новой Конституции, призванной укрепить властные структуры. Принятая 12 дек. 1993г. она означала переход к президентской республи­ке. Двухпалатный парламент - Федеральное Собрание получил весьма ограниченные права. Началась практика президентского правления.

Неудачи второй "октябрьской революции" не завершили политической "смуты". Это показали, в частности, выборы в российский парламент в декабре 1993 г, Государст­венную Думу в декабре 1995 г., выборы Президента летом 1996 г., которые продемонст­рировали, что маятник общественного сознания продолжает колебаться между коммунистическими и либерально-демократической идеями.

Свидетельством продолжавшейся нестабильности явился очередной политический кризис весной 1998г.: долги по зарплатам и пенсиям, «черный вторник», война в Чечне лихорадили страну. Последовала отставка В. Черномырдина и трудная процедура утвер­ждения нового главы Правительства С. Кириенко Государственной Думой. Он попытался дать отпор финансовым пирамидам, сбалансировать бюджет. Однако не в силах был обес­печить экономическую и финансовую стабильность: началось обострение энергетического кризиса, последовал дефолт 17 августа, обвал рубля. В результате - отставка С. Кириенко летом 1998г. и еще более трудный поиск компромисса между всеми ветвями власти, в ре­зультате которого новым главой Правительства стал Е. Примаков, который обеспечил по­литическую стабилизацию, удержал курс рубля, однако был в определенной конфронта­ции с Президентом.

В мае 1999 г. новым премьером России становится С. Степашин, добившийся по­лучения очередного зарубежного кредита, реструктуризации долгов бывшего СССР. Од­нако его нерешительность при обострении ситуации на Северном Кавказе и начале бое­вых действий в Дагестане, вскоре переросших во вторую Чеченскую войну, слабость в ап­паратных интригах приводят и его к отставке.

Весной 1999 г. Государственная Дума предпринимает еще одну неудавшуюся по­пытку отстранения Президента от должности (импичмент).

В августе 1999 г. новым главой Правительства назначается В.В. Путин, бывший директор ФСБ.

Путин сразу же заявил о себе как о либерале и государственнике. Рынок и привати­зация признавались им нерушимыми ценностями. Вместе с тем новый премьер обосновал идею совместимости рынка с государственным регулированием. 19 декабря 1999 года прошли очередные выборы в Государственную Думу. В ходе этих выборов внушительных успехов добилось недавно созданное проправительственное объединение «Единство», обошедшее избирательный блок «Отечество - Вся Россия». Каждое из этих объединений претендовало на место партии власти и в дальнейшем их представители в Государствен­ной Думе демонстрировали общность подходов к решению задач, стоящих перед страной (общность позиций предопределила возможность в апреле 2001 года объединения движе­ния «Отечества» и партии «Единство»). Итоги выборов в целом отражали стремление рос­сийского общества к повороту в сторону стабильности и гражданского согласия. Соотно­шение сил в новой Государственной Думе свидетельствовало о ее значительном «попра­вении». В отличие от предшествующей она оказалась не «левой», оппозиционной, а про­правительственной, призванной обеспечить единство власти и общества. Думские выборы укрепили позиции Путина.

31 декабря 1999 года, в ночь под новый 2000 год, Президент России Б. Н. Ельцин открыто объявил о своей добровольной отставке, назначив и.о. президента премьера В.В. Путина. Ушла целая десятилетняя «ельцинская» эпоха, оценить которую еще предстоит.

В соответствии с российской Конституцией Путин мог исполнять обязанности пре­зидента только в течение трех месяцев, после чего должны были последовать президент­ские выборы. Их подготовка и проведение выдвинулись в качестве главной политической задачи сразу после отставки Ельцина.

26 марта 2000 года в первом же туре досрочных выборов Президента Российской Феде­рации с большим отрывом победил В.В. Путин. Он выразил уверенность в том, что наша стра­на сможет рассчитывать на достойное будущее только при условии органичного соединения универсальных принципов рыночной экономики и демократии с реальностями России.

7 мая в Кремле в торжественной обстановке состоялась инаугурация - юридиче­ское оформление начала вступления в должность нового Президента России. 17 мая 2000 года Государственная Дума утвердила (по представлению Президента) нового Председа­теля Правительства. Им стал бывший Министр финансов, и.о. премьера М.М. Касьянов. На важнейшие посты в правительстве были назначены убежденные сторонники либераль­ной экономики (А. Кудрин, Г. Греф). Россия вступила в очередной этап реформирования.

Одним из первых шагов нового Президента стало реформирование государствен­ного устройства, преследующее цель укрепления центра, вертикали власти и управляемо­сти государства. В соответствии с указом о новом административном делении России на ее территории было создано семь федеральных округов во главе с полномочными пред­ставителями Президента, оказавшимися связующим звеном между центром и регионами. Полномочные представители Президента в федеральных округах были введены в состав Совета безопасности Российской Федерации. Одним из результатов этой реформы стало приведение законодательных актов регионов в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Затем была проведена реорганизация Со­вета Федерации (верхней палаты Федерального Собрания), ослабившая позиции регио­нальных лидеров. Совет Федерации в соответствии с реформой начал формироваться не из губернаторов и председателей региональных законодательных собраний, а из предста­вителей регионов, избираемых местными законодательными органами. Созданный же для губернаторов совещательный орган - Государственный Совет - не мог стать реальным властным институтом. Важным направлением политики Путина стало отстранение оли­гархов от центров политической власти. Необходимой составляющей внутриполитическо­го курса можно считать стремление обеспечить единство и согласие в обществе. Стремле­ние к национальному согласию нашло отражение в законе о государственной символике (герб, флаг, гимн), которые символизировали (отражали) разные эпохи российской исто­рии (в декабре 2002г. Государственная Дума утвердила закон о национальных символах России). Консолидации общества способствовало, в частности, и проведение Гражданско­го форума.

Не менее важным стали либерально-рыночные нововведения в экономическую и социальную политику. Несмотря на противоречивость экономических показателей и 1999, и 2000 годов, все же позитивные тенденции проявились более отчетливо, особенно в 2000 году (экономический рост, преодоление последствий финансового кризиса 1998 года, рост объема золотовалютных резервов Центрального банка, некоторый рост реальных доходов населения и увеличение расходов на личное потребление, снижение уровня безработицы, выплаты долгов по международным обязательствам). Однако большинство экономистов указывало на относительный и конъюнктурный характер этого роста, подчеркивало доми­нирующее положение сырьевого капитала в экономике страны, высокий уровень инфля­ции по сравнению с запланированным, низкий показатель уровня жизни (33,2 млн. росси­ян живут на грани бедности).

Проведенные правительством экономические реформы были направлены на стимулирование частного предпринимательства, обеспечение народнохозяйственного роста (налоговая реформа 2001г., обеспечившая введение единого 13% налога на дохо­ды населения, снижение налога на прибыль предприятий и организаций; сокращение таможенных ввозных пошлин; принятие правительственных программ, повышающих эффективность управления экономикой). В социальной сфере тоже начали «запускать­ся» новые либеральные реформы: пенсионная (пенсия складывается из базовой, стра­ховой и накопительной частей); жилищно-коммунальная (предполагающая в течение ближайших лет возложить на граждан все 100% жилищно-коммунальных расходов); освобождение в 2001 - 2004 годах внутренних цен на электричество, газ, нефть, транс­порт, которые позволят государству свести к минимуму дотационные обязательства перед населением.

Правительство России 29 января 2002 года обсудило план действий по реализации программы экономического и социального развития на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы), отличающуюся подчеркнуто либеральной направленностью. В 2003г. Пре­зидент страны выдвинул три важнейшие стратегические задачи на ближайшие годы: уве­личение в два раза ВВП, борьбу с бедностью и реформу Вооруженных сил.

Во внешней политике современной России постепенно создается и утверждается новая политическая доктрина. Отношения с США, странами Западной Европы, СНГ и другими зарубежными странами стали строиться на основе стратегического партнерства, отстаивания в отношениях с ними собственных национальных интересов.

После трагических событий в США 11 сентября 2001 г. «западный» ориентир внешней политики России из значимого превратился в доминирующий. Отсюда и реши­тельное осуждение преступлений террористов, участие России в международной антитер­рористической коалиции (1 мая 2002г. Россия заключила соглашение с НАТО о коорди­нации действий в обеспечении международной безопасности).

Очередное подведение российской общественностью итогов пребывания В. Путина у власти (весна 2003г.) подтверждает одобрение обществом деятельности Президента.

Многие эксперты, несмотря на разность оценок, приходят к одинаковым выводам: несмотря на неустойчивость экономического положения и наличие многих нерешенных социальных проблем, предпосылок к системным кризисам и экономическим катаклизмам не существует, и потому россияне могут смотреть в будущее со сдержанным оптимизмом.

Президент продолжает пользоваться поддержкой общества, так как никто не может предложить сколько-нибудь привлекательную альтернативу его курсу в целом. Более чем

убедительная победа на Думских выборах в декабре 2003 г. партии власти «Единая Россия» свидетельствует о дальнейшем укреплении позиций Президента, у которого появилось большинство в парламенте.

Несмотря на затяжной кризис в экономике, политическую нестабильность, тяжелое положение в социальной сфере, чеченский кризис, Россия в начале XXI века утверждается как часть мировой цивилизации, с великим историческим прошлым, сложным и противоречивым настоящим и, хочется верить, с лучшим будущим.

О наметившейся в начале 2000-х гг. стабильности во внутриполитическом развитии России свидетельствовало углубление конструктивного сотрудничества между структурами высшей исполнительной власти и Государственной Думой.

Президентские выборы 2008 г. 10 декабря 2007 г. Д. Медведев выдвинут кандидатом в Президенты Российской Федерации от партии «Единая Россия». Кандидатуру Медведева в этот же день поддержали партии «Справедливая Россия», Аграрная партия России и партия «Гражданская сила». Такое решение было принято на встрече в Кремле Президента В. Путина, самого Д. Медведева, а также председателя Государственной Думы Б. Грызлова, председателя Совета Федерации С. Миронова и глав Аграрной партии В. Плотникова и партии «Гражданская сила» М. Барщевского. В. Путин одобрил кандидатуру Д. Медведева, его официальное выдвижение как кандидата состоялось 17 декабря 2007 г.

2 марта 2008 г. избран на пост Президента Российской Федерации. Оставаясь членом Правительства, являлся избранным Президентом Российской Федерации вплоть до официального вступления в должность Президента Российской Федерации. 3 марта 2008 г. Президент В. Путин подписал указ № 295 «О статусе вновь избранного и не вступившего в должность Президента Российской Федерации».

Современный политические партии. По состоянию на 15 августа 2009 г., в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях», было зарегистрировано 7 политических партий:

«Единая Россия» — российская правоцентристская политическая партия. Создана 1 декабря 2001 г. на учредительном съезде общественно-политических объединений «Единство» (лидер — С. Шойгу), «Отечество» (Ю. Лужков) и «Вся Россия» (М. Шаймиев) как Всероссийская политическая партия «Единство и Отечество — Единая Россия». Лидер В. Путин.

Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) — образована на II чрезвычайном съезде коммунистов России (13—14 февраля 1993 г.) как восстановленная Коммунистическая партия Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Количество региональных отделений — 80; количество членов — 152925 (2010). Партия была представлена в Государственной думе всех созывов, а также имеет представительство в органах власти на региональном уровне. Лидер Г. Зюганов.

Либерально-демократическая партия России — политическая партия в Российской Федерации. Создана 13 декабря 1989 г. Председателем партии является В. Жириновский.

«Патриоты России» — умеренно левая политическая партия в Российской Федерации. Создана (дата и номер регистрации: 25.04.2002 № 5020) на основе объединения ряда партий и общественных организаций, входящих в коалицию «Патриоты России» (формально-юридически партия была основана путем переименования и смены руководства Российской партии труда на её очередном съезде). В партию «Патриоты России» вступила значительная часть членов партий: «Национально-державная партия России», «Российская партия труда» и «Евразийская партия — Союз патриотов России». Перерегистрацию под новым названием партия прошла в июле 2005 г. Лидер Г. Семигин

Российская объединённая демократическая партия «Яблоко» — умеренно левая политическая партия современной России. Относится к числу зарегистрированных партий, хотя в настоящее время не представлена в Государственной думе России. В 1993—2003 гг. партия была представлена фракцией в Государственной думе России.

В 1993 г. в Госдуме 1―го созыва была создана фракция «ЯБЛОКО» на базе избирательного блока Явлинский — Болдырев — Лукин (исходя из первых букв фамилий «ЯБЛ» и было придумано название партии), который на выборах получил 7,86 % голосов. Лидер ― Григорий Явлинский (до 2008 г.), Сергей Митрохин (с 2008 г.).

«Справедливая Россия» — левоцентристская политическая партия в России. Лидер С. Миронов

«Правое дело» — правоцентристская российская политическая партия, созданная 16 ноября 2008 г. на основе трёх партий, декларировавших либеральную направленность (Гражданская сила, ДПР, СПС). Официально зарегистрирована 11 февраля 2009 г. Лидеры ― Г. Бовт, Л. Гозман.

Послание Президента 2008 г. Закон о поправках к Конституции. Усиление централизации власти. В послании Федеральному собранию, зачитанном 5 ноября 2008 г. в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца (все прежние зачитывались в Мраморном зале Кремля), подверг критике США и предложил внести поправки к Конституции России (названные им «корректировкой Конституции»), которые продлевали бы полномочия президента и Госдумы до шести и пяти лет соответственно.

11 ноября 2008 г. Президент Д. Медведев, в соответствии со статьей 134 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации», внёс в Госдуму проекты законов о поправках к Конституции РФ: «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» и «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации».

30 декабря 2008 г. Закон о поправках был подписан Д. Медведевым и вступил в силу на следующий день.

Динамика государственного внешнего долга России. В 2004—2008 гг., по поручению бывшего в то время президентом В. В. Путина, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 г. Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд. долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд. долларов (9% ВВП).

Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 г. (146,4% ВВП). На 1 января 2000 г., внешний долг достиг 158,7 млрд. долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84% ВВП).

Для сравнения, по данным МВФ за 2009 г., государственный долг Великобритании составлял 68,2% ВВП, Германии — 72,5%, Франции — 77,4%, Канады — 81,6%, США — 83,2%, Италии — 115,8%, Японии — 217,6%.

Долги иностранных государств. Россия занимает девятое место в рейтинге держателей государственного долга США, по данным Министерства финансов США. В марте 2010 г. США были должны РФ 3,2% всего своего госдолга, или 120.1 млрд. долларов. Эксперты считают, что, несмотря на финансовый кризис, американские казначейские обязательства остаются одними из самых надёжных, но высказываются за уменьшение вкладов в экономику США и за вложение средств в модернизацию национального производства.

Проблемы в сельском хозяйстве. Существует целый ряд проблем преодоления отсталости российского сельского хозяйства:

1. Высокие цены на горючее, которые делают невозможным высокорентабельное производство сельскохозяйственной продукции.

2. Высокие процентные ставки на кредит 15―16%.

3. Высокие таможенные пошлины на сельскохозяйственную технику и незащищенный внутренний рынок от демпинговых поставок продуктов питания из-за границы.

4. Социальные проблемы сельских жителей.

Мировой экономический (финансовый) кризис 2008―2009 гг.: причины. К причинам нового экономического кризиса можно отнести следующие:

· Уменьшение золотовалютного резервного запаса,

· Банкротство банков и предприятий,

· Резкое падение мировых цен на товары традиционного российского экспорта,

· Снижение доступности дешёвых кредитов в конце 2008 г. и начале 2009 г. спровоцировали обвал на фондовом рынке России,

· Девальвацию рубля,

· Снижение промышленного производства, ВВП, доходов населения, а также рост безработицы.

Действия правительства Российской Федерации по выходу из кризиса. С сентября 2008 г., когда мировой экономический кризис начал оказывать серьезное воздействие на российскую экономику, Правительство Российской Федерации и Банк России приступили к осуществлению антикризисных мер.

19 июня 2009 г. была утверждена Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 г., которая определила приоритетные задачи по преодолению кризисных явлений в экономике страны и пути их решения.

Приоритетами программы являлись: выполнение социальных обязательств государства перед гражданами:

· сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала

· активизация внутреннего спроса, развитие конкуренции и снижение

· административного давления на бизнес, повышение устойчивости

· национальной финансовой системы.

В соответствии с программой обеспечивались макроэкономическая сбалансированность, стабильный курс национальной валюты и последовательное снижение инфляции. Признана необходимость активизации действий, нацеленных на повышение эффективности и конкурентоспособности экономики и ее ускоренный переход на инновационный тип развития в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2020 г.

Проводимая Правительством Российской Федерации в 2008 - 2009 гг. антикризисная политика привела к сравнительно быстрому выходу экономики на положительные темпы роста. По предварительной оценке, в III и IV кварталах 2009 г. ВВП вырос (с учетом сезонности) на 1,1% и 1,9%, соответственно.

Проблемы и перспективы социально-экономического развития Российской Федерации. По данным опроса общественного мнения, проведённого британской компанией BBC в 2008 г, 77% российских респондентов заявили, что качество их жизни в годы президентства В. Путина значительно улучшилось.

Наряду с продолжением проведения антикризисной политики, требуется активизация мер, ориентированных на формирование нового промышленного потенциала, модернизацию, инновации, повышение качества человеческого капитала. Предполагается, что основными приоритетами антикризисных действий станут:

― обеспечение поддержки наметившегося роста экономики;

― выход на запланированную в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. траекторию инновационного социально-ориентированного развития;

― поддержка социальной стабильности.

Социально-экономическая политика Правительства Российской Федерации и бюджетные проектировки на среднесрочную перспективу (2010―2012 гг.) будут разрабатываться с учетом проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г. исходя из необходимости:

Ø проведения институциональных преобразований, обеспечивающих развитие человеческого капитала, повышение эффективности образования: здравоохранения, пенсионного обеспечения, улучшения жилищных условий, развития сферы культуры;

Ø сокращения дифференциации населения по уровню доходов;

Ø снижения зависимости экономического роста от экспорта топливно-сырьевых товаров, развития внутреннего спроса и конкуренции на товарных рынках;

Ø повышения защищенности частной собственности, совершенствование экономических институтов, последовательного снижения роли государства как собственника промышленных и финансовых активов;

Ø значительного роста инновационной активности и ускорения технологической модернизации отраслей экономики, стимулирование повышения ресурсов и энергоэффективности;

Ø развития производственной инфраструктуры;

Ø обеспечения макроэкономической сбалансированности, сокращение бюджетного дефицита, снижения уровня инфляции и процентных ставок устойчивости рубля и повышения его международной привлекательности;

Ø повышения эффективности и надежности банковской системы, формирования устойчивого финансового рынка;

Ø уменьшения региональной дифференциации, ускорения развития депрессивных и слаборазвитых регионов.

Важную роль в преодолении кризиса играет сотрудничество с другими странами, как на двусторонней основе, так и в рамках международных организаций. Будут приняты меры по ускорению интеграционных процессов на базе Содружества Независимых Государств, формирования Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: