Президиум Верховного Суда

Состав Верховного Суда Республики Беларусь

Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь

Военная коллегия Верховного суда Республики Беларусь является третьим звеном в системе военных судов нашего государства.

Она образуется из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь и утверждается его Пленумом. В настоящее время в ее состав входят: председатель коллегии, пять судей, а также народные заседатели в количестве 10 человек на одного судью, которые участвуют в рассмотрении уголовных дел по первой инстанции.

Судья Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь должен обладать стажем работы в качестве судьи не менее пяти лет, состоять на действительной военной службе и иметь офицерское звание. Он назначается на должность Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального Собрания.

Военная коллегия рассматривает в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции. В соответствии со ст. 269 УПК ей подсудны:

1) уголовные дела о преступлениях, совершенных высшими должностными лицами государства, депутатами Палаты представителей и членами Совета Республики Беларусь Национального Собрания Республики Беларусь, если на них распространяется статус военнослужащих;

2) уголовные дела о преступлениях, переданные в данный суд с согласия обвиняемого и его защитника из нижестоящих военных судов в целях обеспечения объективности судебного разбирательства;

3) принятые к своему производству по собственной инициативе любые уголовные дела, входящие в компетенцию военных судов.

Военная коллегия также может принять к своему производству любое гражданское дело, подсудное нижестоящему военному суду.

В кассационном порядке Военная коллегия Верховного Суда рассматривает уголовные и гражданские дела по жалобам и протестам на не вступившие в законную силу приговоры, решения, постановления и определения Белорусского военного суда.

В порядке надзора Военная коллегия Верховного Суда рассматривает уголовные и гражданские дела по протестам на вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления межгарнизонных военных судов, приговоры, решения, определения и постановления Белорусского военного суда, если они не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Республики Беларусь (ч.3 ст. 407 УПК, ч. 3 ст. 440 ГПК).

Военная коллегия Верховного Суда вправе разрешать вопросы о возобновлении производства по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении приговоров, определений и постановлений Белорусского военного суда (п. 2 ч. 1 ст. 422 УПК).

В Военной коллегии могут образовываться составы суда для рассмотрения отдельных категорий дел (ч. 2 ст. 54 Закона).

Военная коллегия по направлениям своей деятельности изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную практику, анализирует судебную статистику и осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Руководит деятельностью Военной коллегии ее председатель, который одновременно является заместителем Председателя Верховного Суда. Он обладает следующими полномочиями: председательствует в судебных заседаниях коллегии; приносит протесты в порядке надзора на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам в пределах и порядке, установленных законом; вправе приостановить исполнение решений, приговоров, определений и постановлений по судебным делам в случаях и порядке, установленных законом; организует обобщение судебной практики и анализ судебной статистики; ведет личный прием граждан; информирует Пленум Верховного Суда о деятельности Военной коллегии.

В Военной коллегии имеется секретарь судебного заседания, который готовит дела для рассмотрения по первой инстанции и ведет протокол судебного заседания. Также существует должность секретаря коллегии, который обеспечивает подготовку к рассмотрению дел в кассационном порядке и порядке надзора.

3.4. Верховный Суд Республики Беларусь

Одним из проявлений суверенитета государства на своей территории является наличие высшего судебного органа, принимающего последнее, окончательное решение по подсудным ему делам и контролирующего деятельность всех нижестоящих судов. В Республике Беларусь таким органом для общих судов является Верховный Суд.

Особенности его правового статуса заключаются в том, что только Верховный Суд:

n осуществляет надзор за судебной деятельностью всех общих судов республики. Процессуальными формами этого надзора является рассмотрение дел в кассационном и надзорном порядке, по вновь открывшимся обстоятельствам с целью проверки законности и обоснованности постановлений, вынесенных нижестоящими судебными инстанциями, и исправления допущенных ими судебных ошибок;

n является высшей надзорной инстанцией в системе общих судов, которая принимает окончательное решение по уголовным, гражданским и административным делам;

n дает разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел и осуществляет контроль за их исполнением. Это является основной непроцессуальной формой надзора Верховного Суда за судебной деятельностью нижестоящих судов;

n вносит предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных актов. Так, по инициативе Верховного суда Конституционный Суд 9 июля 1997 года рассмотрел вопрос о соответствии п.3 раздела III “Заключительные положения” Закона от 17 мая 1997 года “О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь” и признал правоту его позиции.

n рассматривает по первой инстанции дела особой сложности и особого общественного значения;

n имеет самую разветвленную, по сравнению с другими судами, организационно-функциональную структуру, включающую руководящие органы (Пленум и президиум) и обширный и многочисленный аппарат суда, обеспечивающий осуществление правосудия и выполнение иных функций высшего судебного органа;

n обеспечивает специализированное отраслевое рассмотрение дел по четырем направлениям: уголовному, гражданскому, военному и патентному, что проявляется в наличии соответствующих судебных коллегий в его составе.

Осуществляя надзор за судебной деятельностью общих судов Верховный Суд обеспечивает не только исправление, но и предупреждение судебных ошибок, способствует единообразному пониманию и применению законов различными судами республики. Он не только унифицирует, но, в известной мере, и направляет судебную практику, давая судам указания, как следует правильно и наиболее эффективно применять определенные нормы права.

Таким образом, надзор Верховного Суда за судебной деятельностью нижестоящих органов правосудия является важной организационной гарантией правильности функционирования всей судебной системы и преследует цель обеспечения законности в деятельности всех ее органов[60].

В то же время, несмотря на свой статус высшего судебного органа, Вер-

ховный Суд в соответствии с Конституцией не обладает правом законодательной инициативе. Полагаем, что в будущем этот недостаток должен быть устранен.

Верховный Суд Республики Беларусь состоит из Председателя суда, первого заместителя, заместителей Председателя, судей и народных заседателей и действует в составе:

n судебной коллегии по гражданским делам;

n судебной коллегии по уголовным делам;

n Военной коллегии;

n судебной коллегии по патентным делам;

n Президиума;

n Пленума (ст. 46 Закона).

Количественный состав Верховного Суда устанавливается Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного суда и в настоящее время насчитывает 44 судьи.

Судьей Верховного Суда может быть гражданин Республики Беларусь, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, не совершивший порочащих его поступков, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее пяти лет. Последнее условие не относится к судьям судебной коллегии по патентным делам, которые могут не иметь высшего юридического образования. В этом случае они должны обладать высшим техническим или естественно-научным образованием и стажем работы в области патентоведения не менее трех лет. На таких судей патентной коллегии также не распространяются общие требования, касающиеся прохождения стажировки и сдачи квалификационного экзамена (ст. 62 Закона).

Председатель, его заместители и судьи Верховного Суда назначаются Президентом с согласия Совета Республики Национального Собрания и исполняют свои обязанности бессрочно (п. 2 ст. 98 Конституции).

Количество народных заседателей для Верховного Суда составляет 10 человек на одного судью. Их подбор осуществляется, как и для нижестоящих судов, управлениями юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов сроком на пять лет на основании списков избирателей по выборам в местные или высшие органы власти из числа граждан, постоянно проживающих на территории района, города, области. Списки народных заседателей Верховного Суда утверждаются Президентом по представлению Председателя Верховного Суда.

Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь

Основными постоянно действующими структурными подразделениями Верховного Суда являются судебные коллегии, которые обеспечивают специализацию судей при рассмотрении дел. Судебные коллегии формируются из числа судей Верховного Суда и утверждаются его Пленумом (ч. 1 ст. 54 Закона). При этом учитывается как желание самого судьи, так и стаж его работы, предшествующий опыт.

В настоящее время судебная коллегия по уголовным делам насчитывает 20 судей, судебная коллегия по гражданским делам – 12, Военная коллегия – 6, судебная коллегия по патентным делам – 4 судьи. Такой различный количественный состав коллегий связан с объемом их работы. Так, традиционно число гражданских дел, рассматриваемых Верховным Судом, уступает числу уголовных. Военная коллегия имеет дело лишь с небольшой категорией лиц, на которых распространяется статус военнослужащих. А судебная коллегия по патентным делам создана только в 2000 году и делает свои первые шаги в узкой, специфической сфере гражданского права.

В необходимых случаях Председатель Верховного Суда вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии (ч. 3 ст. 54 Закона).

Судебные коллегии рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Только судебная коллегия по патентным делам действует как суд первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам (ч. 1 ст. 55 Закона).

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда рассматривает по первой инстанции дела: о преступлениях, совершенных высшими должностными лицами государства, депутатами Палаты представителей и членами Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь и судьями; подсудные нижестоящим судам и переданные в данный суд с согласия обвиняемого и его защитника в целях обеспечения объективности судебного разбирательства; подсудные нижестоящим судам и принятые к производству по собственной инициативе в связи с их особой сложностью либо особым общественным значением (ст. 269 УПК).

На основании указанных критериев в разные годы Верховный судом были рассмотрены уголовные дела о грубом нарушении правил дорожного движения, следствием чего явилась гибель людей, в том числе Первого Секретаря ЦК КПБ П.М. Машерова, Председателя Президиума Верховного Совета БССР Ф.А. Сурганова; о столкновении пассажирского поезда Гродно-Орша с электропоездом Олехновичи-Минск на остановочном пункте Крыжовка, в результате чего погибло 22 и было покалечено 82 человека; об автомобильной катастрофе пассажирского автобуса “Икарус-260” 62 маршрута в г. Минске, где погибло 24 человека и несколько человек получили телесные повреждения; о преступлениях, совершенных во время Великой Отечественной войны бывшими карателями охранного батальона СС, принимавшими участие в массовых уничтожениях людей. Особая сложность таких дел проявляется в исследовании фактических обстоятельств совершенного преступления, оценке доказательств, разрешении материально-правовых вопросов, длительном времени, необходимом для рассмотрения. Поэтому для их разбирательства требуется высокая квалификация и большой опыт судей.

Судебная коллегия рассматривает уголовные дела по первой инстанции в составе судьи, который является председательствующим, и двух народных заседателей, если мера наказания за совершение преступления превышает десять лет лишения свободы или обвиняемый является несовершеннолетним. В противном случае дело слушается судьей единолично.

Судебная коллегия по гражданским делам рассматривает по первой инстанции следующие категории дел:

n по жалобам на отказ в регистрации республиканских и международных общественных объединений граждан;

n по заявлениям о прекращении деятельности таких объединений;

n по жалобам на отказ в регистрации инициативной группы по проведению республиканского референдума;

n по жалобам на отказ в регистрации политических партий;

n по заявлениям о прекращении деятельности политических партий;

n по жалобам на решения Президента Республики Беларусь по вопросам гражданства;

n по жалобам на отказ Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов в регистрации кандидатов в Президенты республики Беларусь; а также другие категории дел, которые подсудны Верховному Суду в соответствии с актами законодательства.

Кроме того, судебные коллегии вправе изъять любое гражданское дело из любого общего суда и принять его к своему производству в качестве суда первой инстанции (ст. 45 ГПК). Рассмотрение гражданских дел осуществляется судьей единолично.

В кассационном порядке судебные коллегии Верховного Суда рассматривают жалобы и протесты на приговоры, решения, определения и постановления областных, Минского городского судов по уголовным и гражданским делам, не вступившие в законную силу.

В порядке надзора судебные коллегии рассматривают протесты на постановления президиумов областных, Минского городского судов, а также на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления областных, Минского городского судов по уголовным и гражданским делам, которые не были обжалованы в кассационном порядке в Верховный Суд (ч. 2 ст. 407 ХПК, ч. 2 ст. 440 ГПК).

Судебная коллегия по гражданским делам осуществляет пересмотр решений, определений и постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам, если они были предметом ее рассмотрения по первой инстанции, в кассационном или надзорном порядке (ст. 453 ГПК). В то же время разрешение вопроса о возобновлении производства по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам производится судебной коллегией Верховного Суда в отношении приговоров, определений, постановлений областных и Минского городского судов (п. 2 ч. 1 ст. 422 УПК).

Судебные коллегии рассматривают дела в кассационном, надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам в составе трех судей.

В судебных коллегиях Верховного суда, также как в областных и Минском городском судах, создаются составы судей для разрешения дел, поступающих из определенных областей и г. Минска. За каждым составом, в который входят председатель и несколько судей, закрепляется конкретная область. Этот состав должен обеспечить рассмотрение в кассационном и надзорном порядке дел, поступивших из своей области (зоны). Такой зональный принцип распределения дел между судьями Верховного Суда обеспечивает эффективный контроль за деятельностью нижестоящих судов, возможность поддерживать с ними постоянную связь и оказывать помощь в выявлении и устранении судебных ошибок и других недостатков в судебной деятельности.

В судебных коллегиях Верховного Суда могут образовываться составы суда и для рассмотрения отдельных категорий дел (ч. 2 ст. 54 Закона). Но на практике таковые отсутствуют.

Особенности правового положения и полномочия Военной коллегии Верховного Суда были изложены выше при освещении вопроса о военных судах.

Проявлением принципа специализации правосудия явилось образование в 1998 году в составе Верховного Суда судебной коллегии по патентным делам, но начала она свою работу лишь в 2000 году. К полномочиям новой судебной коллегии отнесены дела по спорам, вытекающим из применения законодательства, регулирующего имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием (выявлением, выведением), правовой охраной и использованием объектов промышленной собственности, а также дела по жалобам на решения Апелляционного совета патентной экспертизы при патентном органе (ст. ст. 45 и 359 ГПК).

Судебная коллегия по патентным делам действует только как суд первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам и рассматривает дела в составе трех судей (ч. 1 ст. 26 ГПК).

Приговоры и решения Верховного Суда по уголовным и гражданским делам обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежат, но могут быть опротестованы в порядке надзора в Президиум Верховного Суда (ч. 6 ст. 370 УПК, ч. 4 ст. 399 ГПК). Это положение противоречит ч. 3 ст. 115 Конституции, закрепляющей право сторон и лиц, участвующих в процессе, на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений, о чем имеется заключение Конституционного суда Республики Беларусь.

Судебные коллегии Верховного суда по направлениям своей деятельности изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику, оказывают помощь нижестоящим судам по применению законодательства и осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами (п. 2 ст. 55 Закона).

Руководство работой судебных коллегий осуществляют их председатели, которые входят в состав соответствующих коллегий и одновременно являются заместителями председателя Верховного Суда.

Президиум Верховного Суда образуется в составе Председателя Верховного суда, первого заместителя, заместителей Председателя, судей Верховного Суда в количестве, определяемом Президентом Республики Беларусь. Персональный состав Президиума утверждается Президентом по представлению Председателя Верховного Суда (ч. 1 и 2 ст. 52 Закона). В настоящее время Президиум насчитывает 13 человек.

Заседания Президиума Верховного Суда проводятся по мере необходимости (ч. 4 ст. 52 Закона). На практике это происходит не реже двух раз в месяц.

Полномочия Президиума можно разделить на процессуальные и организационные.

К процессуальным относится рассмотрение уголовных и гражданских дел в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Президиум рассматривает эти дела по протестам на вступившие в законную силу приговоры, решения, кассационные и надзорные определения судебных коллегий Верховного суда (ч. 4 ст. 407 УПК, ч. 1 ст. 440 ГПК). Таким образом, Президиум прежде всего осуществляет надзор за деятельностью судебных коллегий Верховного Суда, а через них и за правосудием во всех судах республики. Поэтому его можно назвать высшей надзорной инстанцией в системе общих судов.

В рассмотрении Президиумом судебных дел принимают участие Генеральный Прокурор Республики Беларусь или его заместители. Постановления Президиума принимаются большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании, и подписываются председательствующим на его заседании (ч. 3 и ч. 5 ст. 52 Закона).

Осуществляя надзор за судебной деятельностью, Президиум Верховного Суда не только исправляет ошибки, допущенные судебными коллегиями Верховного Суда и иных судов республики, но и направляет судебную практику, ориентируя эти суды на единообразное применение действующего законодательства, строгое соблюдение законности.

Организационная деятельность Президиума имеет два основных направления: 1) рассмотрение вопросов организации работы самого Верховного суда, его подразделений и аппарата; 2) воздействие на деятельность нижестоящих судов в целях обеспечения правильного и единообразного применения ими законодательства.

Первое направление состоит в рассмотрении Президиумом вопросов текущего и перспективного планирования работы Верховного Суда, докладов председателей коллегий об итогах работы за полугодие или квартал, об организации деятельности отдельных судебных составов, подразделений аппарата и сотрудников Верховного Суда, повышения их квалификации.

Подведение итогов и контроль за качеством аналитической работы судей Верховного суда и его аппарата – одна из основных функций Президиума. он рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики и как самого Верховного суда, так и нижестоящих судов по отдельным категориям дел либо за определенный период времени. С этой целью на заседаниях Президиума Верховного Суда заслушивают председателей областных, Минского городского, Белорусского военного судов, районных (городских) и межгарнизонных военных судов о судебной практике по применению законодательства.

В последние годы итоги работы судов республики обсуждаются на совместных заседаниях Президиума Верховного Суда и коллегии Министерства юстиции, где определяются стратегические задачи правосудия на ближайшие годы. Возможно и предварительное рассмотрение Президиумом материалов изучения и обобщения судебной практики в порядке подготовки их обсуждения на заседаниях Пленума Верховного Суда и принятия разъяснений по вопросам применения законодательства.

На Президиум Верховного Суда возлагается обязанность по оказанию помощи судам в правильном применении законодательных актов. Формы этой помощи разнообразны: ознакомление нижестоящих судов с результатами обобщения судебной практики; выступления членов Президиума на семинарах и совещаниях судей; направление в суды постановлений Президиума по наиболее актуальным и принципиальным вопросам; письменные сообщения судьям с анализом допущенных ими ошибок; организация стажировки судей нижестоящих судов в Верховном Суде; выезды судей Верховного Суда для ознакомления с работой нижестоящих судов и последующее обсуждение результатов на заседаниях Президиума.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: