Идеалистическое посткантианство
Критика философии Канта с идеалистических позиций:
-) «вещь в себе» нельзя мыслить вне сознания, иначе она стала бы не-вещью, вздором, небылицей. В познании есть форма, относительно которой мы обладаем знанием, и есть материя, относительно которой у нас нет знания. Вне сознания не мыслимо ничего, а потому мы обязаны постигать материю как минимальную степень сознания. «Вещь в себе» – это нижний порог в бесконечной лестнице сознания, это понятие-предел (С. Маймон);
-) элиминирование кантовской «вещи в себе» и интерпретация объекта как продукта представления, так как вещи вне представлений непредставимы: когда утверждают, что вещи существуют вне представлений, то их представляют, следовательно – существовать – значит быть представляемым (Я.С. Бек);
-) рассмотрение представления в качестве центральной функции всякой деятельности разума, содержащего в себе и сознание субъекта, который имеет это представление, и сознание объекта, к которому это представление относится, что обосновывало субъективно-идеалистическое истолкование кантовского критицизма (К.Л. Рейнгольд).
|
|
«Вещь в себе» понимается как природа, что является аберрацией нерефлективного мышления, которое, ничего не зная о деятельности «продуктивного воображения», принимает его продукты за нечто, существующее само по себе. Материализм, идущий от бытия к сознанию, не может объяснить, как бытие превращается в сознание, но в контексте идеализма сознание может быть направлено на собственный акт мышления, который становится бытием по отношению к сознанию, рассматривающему собственную деятельность.
Антитетический метод:
-) «Я» («Я есть Я») (тезис) – первоначально полагает само себя в качестве интуиции деятельного субъекта. «Я» есть взгляд сознания на само себя. Сознание созерцает собственную деятельность как единство субъекта и объекта, которому соответствует закон тождества (А=А) и категория реальности;
-) «не-Я» («Я» есть не‑Я) (антитезис) – предмет деятельности «Я», якобы независимая от «Я» объективная реальность, которая есть лишь иная форма существования сознания. «Я» бессознательно творит реальность, а затем осознает эту свою деятельность, что соотносится с законом противоречия и с категорией отрицания;
-) «абсолютное Я» («Я есть Я и не‑Я») (синтез) – надындивидуальное человеческое сознание, связанное с божественным сознанием и с существующей действительностью, которое объединяет в себе делимое «Я» (эмпирическое Я) и делимое «не‑Я» (эмпирическая природа), тождественного в своей основе у всех людей, что даёт принцип достаточного основания и категорию количества.