double arrow
Место и значение легкой атлетики в системе физической культуры

Классификация и общая характеристика легкоатлетических видов спорта.

Введение

Введение в предмет

Лекция 1

1. Введение

2. Классификация легкоатлетических видов спорта.

3. Место и значение легкой атлетики в системе физической культуры

4. .Задачи и содержание курса «Легкая атлетика» в системе подготовки спе­циалистов физической культуры на факультете физической культуры педагогических вузов.

5. Зачетные требования.

Легкая атлетика - наиболее массовый вид спорта, способствующий все­стороннему физическому развитию человека, так как объединяет распростра­ненные и жизненно важные движения (ходьба, бег, прыжки, метания). Систе­матические занятия легкоатлетическими упражнениями развивают силу, быст­роту, выносливость и другие качества, необходимые человеку в повседневной жизни.

В системе физического воспитания легкая атлетика занимает главенст­вующее место благодаря разнообразию, доступности, дозировки, а также ее прикладному значению. Различные виды бега, прыжков и метаний входят со­ставной частью в каждый урок физической культуры образовательных учреж­дений всех ступеней и тренировочный процесс многих других видов спорта.

В то же время легкая атлетика является научно-педагогической дисципли­ной и, следовательно, имеет свои методы и приемы обучения. Она наряду с другими базовыми физкультурно-спортивными дисциплинами обеспечивает профессиональную подготовку на факультетах физической культуры в вузах.




Основной целью курса легкой атлетики является освоение технологии профессиональной деятельности педагога физической культуры на основе спе­цифики этого вида спорта.

Как учебная дисциплина она включает:

- формирование комплекса знаний, умений и навыков в области легкой ат­летики;

- освоение профессиональных умений педагога физической культуры в процессе обучения легкоатлетическим двигательным действиям;

- приобретение умений и навыков научно-методической деятельности;

- формирование комплекса двигательных навыков и физических качеств, необходимых в профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту.

Классифицировать легкоатлетические виды спорта можно по различным параметрам: группы видов легкой атлетики, половой и возрастной признаки, места проведения. Основу составляют пять видов легкой атлетики: ходьба, бег, прыжки, метания и многоборья. Классификация по половому и возрастному признакам: мужские, женские виды; для юношей и девушек различных возрас­тов. В последней спортивной классификации по легкой атлетике у женщин на­считывается 50 видов спорта, проводимых на стадионах, шоссе и пересеченной местности, и 14 видов спорта, проводимых в помещении, у мужчин - 56 и 15 видов спорта, соответственно.



По структуре легкоатлетические виды спорта делят на циклические, ацик­лические и смешанные, а с точки зрения преобладающего проявления какого- либо физического качества: скоростные, силовые, скоростно-силовые, скоро­стной выносливости, специальной выносливости.

Также виды легкой атлетики делят на классические (К) (олимпийские) и неклассические (все остальные). На сегодняшний день в программу Олимпий­ских игр у мужчин входит 24 вида легкой атлетики, у женщин - 22 вида легкой атлетики, которые разыгрывают самое большое количество олимпийских меда­лей.

Рассмотримгруппы видов легкой атлетики.

Ходьба - циклический вид, требующий проявления специальной выносли­вости, проводится как у мужчин, так и у женщин.

У женщин проводятся заходы: на стадионе - 3, 5, 10 км;

в манеже -3,5 км; на шоссе - 10, 20 км.

У мужчин проводятся заходы: на стадионе - 3 , 5, 10, 20 км;

в манеже -3,5 км; на шоссе - 35, 50 км.

Классические (К) виды: у мужчин - 20 и 50 км, у женщин - 20 км.

Бег делится на категории: гладкий бег, барьерный бег, бегс препятствия­ми, эстафетный бег, кроссовый бег.

Гладкий бег - циклический вид, требующий проявления скорости (спринт), скоростной выносливости (300 - 600 м), специальной выносливости.

Спринт, или бег на короткие дистанции, проводится на стадионе и в мане­же. Дистанции: 30, 60, 100 (К), 200 (К) м, одинаковые для мужчин и женщин.

Длинный спринт проводится на стадионе и в манеже. Дистанции: 300, 400 (К), 600 м, одинаковые для мужчин и женщин.

Бег на выносливость:

- средние дистанции: 800 (К), 1000, 1500 (К) м, 1 миля - проводится на стадионе и в манеже у мужчин и женщин;

- длинные дистанции: 3000, 5000 (К), 10 000 (К) м - проводится на стадио­не (в манеже - только 3000 м), одинаковые для мужчин и женщин;

- сверхдлинные дистанции - 15; 21,0975; 42,195 (К); 100 км - проводится на шоссе (возможен старт и финиш на стадионе), одинаковые для мужчин и женщин;

- ультрадлинные дистанции - суточный бег проводится на стадионе или шоссе, участвуют и мужчины, и женщины. Также проводятся соревнования на 1000 миль (1609 км) и 1300 миль - самую длинную дистанцию непрерывного бега.

Барьерный бег - по структуре смешанный вид, требующий проявления скорости, скоростной выносливости, ловкости, гибкости. Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже. Дистанции: 60, 100 (К) м у женщин; 110 (К), 300 м и 400 (К) м у мужчин (последние две дистанции проводятся только на стадионе).

Бег с препятствиями - по структуре смешанный вид, требующий прояв­ления специальной выносливости, ловкости, гибкости. Проводится у женщин и мужчин на стадионе и в манеже. Дистанции у женщин - 2000 м; дистанции у мужчин - 2000, 3000 (К) м. В скором времени этот вид бега и у женщин станет олимпийским.

Эстафетный бег - по структуре смешанный вид, очень близкий к цикли­ческим видам, командный вид, требующий проявления скорости, скоростной выносливости, ловкости. Классические виды 4х 100 м и 4x400 м проводятся у мужчин и женщин на стадионе. В манеже проводятся соревнования по эстафет­ному бегу на 4 х 200 м и 4 х 400 м, одинаковые для мужчин и женщин. Также могут проводиться соревнования на стадионе с различной длиной этапов: 800, 1000, 1500 м и разным их количеством. Проводятся эстафеты по городским улицам с неодинаковыми этапами по длине, количеству и контингенту (сме­шанные эстафеты - мужчины и женщины). Раньше большой популярностью пользовались так называемые шведские эстафеты: 800 + 400 + 200 + 100 м - у мужчин, и 400 + 300 + 200 + 100 м - у женщин.

Кроссовый бег - бег по пересеченной местности, смешанный вид, требую­щий проявления специальной выносливости, ловкости. Всегда проводится в лесной или парковой зоне. У мужчин дистанции - 1, 2, 3, 5, 8, 12 км; у женщин -1,2,3,4,6 км.

Легкоатлетические прыжки делятся на две группы: прыжки через вер­тикальное препятствие и прыжки на дальность. К первой группе относятся: а) прыжки в высоту с разбега; б) прыжки с шестом с разбега. Ко второй группе относятся: а) прыжки в длину с разбега; б) тройной прыжок с разбега.

Первая группа легкоатлетических прыжков:

а)прыжок в высоту с разбега (К) - ациклический вид, требую­щий от спортсмена проявления скоростно-силовых качеств, пры­гучести, ловкости, гибкости. Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже;

б)прыжок с шестом с разбега (К) - ациклический вид, требу ющий от спортсмена проявления скоростно-силовых качеств, прыгучести, гибкости, ловкости, один из самых сложных техни ческих видов легкой атлетики. Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже.

Вторая группа легкоатлетических прыжков:

а )прыжки в длину с разбега (К) - по структуре относятсяксмешанному виду, требующему от спортсмена проявления скоро стно-силовых, скоростных качеств, гибкости, ловкости. Прово дятся у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже;

б)тройной прыжок с разбега (К) - ациклический вид, требую щий от спортсмена проявления скоростно-силовых, скоростных качеств, ловкости, гибкости. Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже.

Легкоатлетические метания можно разделить на следующие группы: 1) метание снарядов, обладающих и не обладающих аэродинамическими свойст­вами с прямого разбега; 2) метание снарядов из круга; 3) толкание снаряда из круга.

Метание копья (К) {гранаты, мяча) - ациклический вид, требующий от спортсмена проявления скоростных, силовых, скоростно-силовых качеств, гиб­кости, ловкости. Метание выполняется с прямого разбега, мужчинами и жен­щинами, только на стадионе. Копье обладает аэродинамическими свойствами.

Метание диска (К), метание молота (К) - ациклические виды, требующие от спортсмена силовых, скоростно-силовых качеств, гибкости, ловкости. Мета­ния выполняются из круга (ограниченное пространство), мужчинами и женщи­нами, только на стадионе. Диск обладает аэродинамическими свойствами.

Толкание ядра (К) - ациклический вид, требующий от спортсмена прояв­ления силовых, скоростно-силовых качеств, ловкости. Выполняется толкание из круга (ограниченное пространство), мужчинами и женщинами, на стадионе и в манеже.

Многоборья. Классическими видами многоборья являются: у мужчин - де­сятиборье, у женщин - семиборье. В состав десятиборья входят: 100 м, длина, ядро, высота, 400 м, ПО м с/б, диск, шест, копье, 1500 м. У женщин в семиборье входят следующие виды: 100 м с/б, ядро, высота, 200 м, длина, копье, 800 м.

Начиная с раннего возраста легкоатлетические упражнения широко ис­пользуются в детских дошкольных учреждениях, школах, средних и высших учебных заведениях. Легкоатлетические упражнения повышают деятельность всех систем организма, способствуют закаливанию, являются одним из дейст­венных факторов профилактики различных заболеваний. Легко дозируемые уп­ражнения могут использоваться как для развития физических качеств спорт­сменов высокого класса, так и для развития подрастающего поколения, для лю­дей с ослабленным здоровьем, пожилого возраста, в период реабилитации по­сле перенесенных травм и просто для поддержания нормальной жизнедеятель­ности человеческого организма. Большая роль отведена видам легкой атлетики в физической подготовке призывников и военнослужащих.

Доступность, относительная простота упражнений, минимум затрат позво­ляют заниматься различными видами легкой атлетики практически везде, и в сельской местности, и в городской.

Легкую атлетику можно характеризовать как:

- вид спорта, где спортсмены показывают результаты на грани человече­ских возможностей;

- средство восстановления и реабилитации организма;

- средство воспитания и развития подрастающего поколения;

- учебную дисциплину, способствующую становлению специалиста в об­ласти физической культуры и спорта.

4. 3адачи и содержание курса «Легкая атлетика» в системе подготовки специалистов физической культуры на факультете физической культуры педагогических вузов.

Основными задачами курса «Легкая атлетика» являются:

- освоение теоретических знаний студентами факультета физической куль­туры;

- формирование двигательных умений и навыков в процессе изучения тех­ники легкоатлетических видов;

- формирование способности к аналитической деятельности, коррекции ошибок и неточностей в процессе выполнения технических элементов;

- формирование способности обучать и правильно строить процесс обуче­ния, исходя из конкретных условий;

- развитие необходимых физических качеств для эффективного изучения техники движений и достижения высоких спортивных результатов, как в лег­кой атлетике, так и в других видах спорта;

- формирование умений и навыков тренерской деятельности в различных видах легкой атлетики;

- выявление и развитие способности к ведению научно-исследовательской деятельности и использование полученных материалов в практической работе.

В содержание курса «Легкая атлетика» входит техника легкоатлетических видов, специальных упражнений, применяемых для обучения и для развития физических качеств. Подробно рассматривается методика обучения технике легкоатлетических упражнений. Изучаются теоретические и практические разработки в области спортивной тренировки с детьми и спортсменами различ­ной квалификации. Немаловажное значение имеет изучение истории развития видов легкой атлетики.






Сейчас читают про: