Вопросы лекции. Список использованной литературы

Пояснительная записка

Список использованной литературы.

III. Типологические особенности культуры Пушкинского Петербурга.

Все перечисленные выше обстоятельства: ожидание либеральных реформ, отношения России с Западом, логика развития самого Просвещения, последствия войны 1812 года, деятельность декабристов породили мощный культурный подъем, который нашел выражение в науке, в образовании, в книгоиздательстве и периодической печати, в живописи и музыке, в литературе и архитектуре. Но при всем разнообразии этих проявлений в столичной культуре ее суть точнее всего обозначается одним понятием - "пушкинская эпоха", "пушкинский Петербург". А. С. Пушкин воссоздал в своем творчестве и Петербург и его творца. В поэтическом романе Пушкина "Евгений Онегин" воссоздан, впервые в русской литературе, образ Петербурга. А строки из поэмы "Медный всадник" звучат как гимн городу:

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит.
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла…

Пушкинский Петербург - первый большой итог процесса воплощения замысла Петра I, это мечта Петра, ставшая завершенной реальностью. Какие факторы свидетельствуют об этом:

1. Пластический образ Петербурга:

  • Над обликом города трудятся не только иностранные, но и русские зодчие: Захаров (Адмиралтейство), Воронихин (Казанский собор, Горный институт), Стасов (Конюшенная церковь)
  • Город-порт, задуманный Петром в начале XIX века, окончательно оформляется (стрелка Васильевского острова: биржа, ростральные колонны - маяки, судостроительные верфи). Вся Нева покрыта кораблями разных флагов.
  • В гранит оделись набережные - более 130 км.

2. "Окно в Европу" - получило мощный импульс после войны 1812 года и заграничных походов, армия в ходе Наполеоновских войн побывала в Европе, своими глазами могла убедиться в особенностях Европейской жизни, принесла в Россию европейское посещение.

3. Идея Петра - возвеличение государства - достигает в это время своего апогея в противоборстве государства и личности: личность впервые обособляется от государства, противостоит государству.

4. Отношение к религии такое же, как при Петре I, какое сложилось в XVIII веке - от прямой критики религии и церкви (Белинский), до атеизма и веротерпимости в народе. Традиции русского храмостроительства не соблюдаются, нет пятиглавия. Часто церкви становятся не культовыми, а мемориально-патриотическими памятниками (н-р, Казанский собор).

5. Сохранение и укрепление идеи равенства всех наций. В 1818 году в городе насчитывается 23 тыс. немцев, 4 тыс. французов, 4 тыс. финнов, 2 тыс. шведов, 600 грузин, 600 татар, 900 англичан и др. В Петербург по-прежнему приглашают архитекторов, музыкантов, педагогов, ученых.

6. Внутренняя противоречивость культуры, двойственность, двусторонность города. Пушкинский Петербург - это и носитель высших достижений русской культуры, и грозный оплот самодержавия; архитектурный шедевр, окруженный убогими окраинами; место столкновения сил прогресса и реакции, свободомыслия и гнета цензуры, света знаний и мракобесия.

7. Для этого периода характерно обращение к национальным истокам, корням. Необычайный интерес к истории (Н. Карамзин - его труд "История государства Российского"), начинается изучение русской культуры, искусства, собирание и охрана памятников русской старины.

8. Особое место искусства, художественного творчества в культуре Петербурга. Первая причина этого - гармоничность культуры - цель которой - связать воедино "истину, добро и красоту":

  • Литературные салоны становятся важным местом времяпрепровождения петербуржцев, их называли "петербургские салоны", здесь собиралось разностороннее интеллигентное общество, читались стихи и поэмы, исполнялась музыка. Новый талант, к какой бы области искусства он ни принадлежал, находил здесь свое первое поощрение. Причем, важна была не роскошь приема, а остроумие, хорошее настроение, изящная обстановка дома, образованные интеллигентные хозяева.
  • Особая роль искусства связана с гонениями государства в отношении любых проявлений свободомыслия в столице, жесткая цензура, трудное положение гуманитарных наук. Поэтому только через искусство могли быть осмысленны противоречия, имевшие место в духовной жизни столицы;
  • Характерно взаимопроникновение, взаимосвязь разных видов искусства. (Например, Глинка пишет романсы на стихи Жуковского или оперы по произведениям Пушкина, Кипренский и Тропинин рисуют портреты Пушкина).

· Тема:"Город и культура"

· Город занимает особое место в истории. С ним связаны прогрессивные процессы в развитии культуры. В то же время прогресс имеет и свою отрицательную сторону. Город становится символом изоляции человека от природы. Углубление научного изучения культуры городов отвечает потребностям времени. Сегодня около 50% всего населения земного шара живет в городах, гигантских социокультурных системах, при этом изменяется ритм жизни человека, он получает огромное количество информации, до невиданных пределов расширяются его социальные контакты. С началом процесса демократизации нашего общества постепенно угасает интерес к проблемам государства и увеличивается внимание к непосредственной сфере обитания человека — селу, району, городу. Набирают силу области науки, изучающие культуру конкретных городов. Соответствующие дисциплины преподаются в школах и вузах. В теоретическом осмыслении проблемы существенную роль должны сыграть труды выдающихся отечественных и зарубежных исследователей культуры городов.

· 1.Разработка проблемы "Город и культура" в отечественной историографии.

·

· В дореволюционной историографии город всегда связывался с властью и рассматривался, прежде всего, как место присутствия администрации, а потом уже как центр торгово-промышленной деятельности. "Города утверждаются правительством…новые города возникли из потребностей административного устройства" - такое мнение высказывал в середине XIX в. Н.А. Милютин, видный государственный деятель.

· Представитель совсем других общественно-политических взглядов Н.П. Огарев, также писал, что, большая часть наших городов… - это административные центры, навязанные народонаселению правительством ради своих целей управления, города учреждались по указу…и какое-нибудь село возводилось в городское достоинство; крестьянство обращалось в мещанство".

· В пореформенное время эта особенность градообразования продолжала отмечаться публицистами. "Город в русской жизни, - писал демократ-публицист Н.В. Шелгунов в конце 80-х гг., - всегда был и до сих пор остался знатным барином…Город, какой бы он там ни был, все-таки сила, хотя бы по одному тому, что он всегда центр власти". Такое в определенной мере негативно-ироническое отношение к городу у общественных деятелей, публицистов народнического направления было отражением многочисленных споров о путях развития России, движущих силах социального прогресса, в которых, как известно, главная роль отводилась крестьянству.

· 20-е гг. ХХ-го столетия были временем подъема и больших успехов в отечественном краеведении, в котором изучению города отводилась большая роль. Интерес в этом отношении представляют работы И.М. Гревса: Монументальный город и исторические экскурсии. Развитие культуры в краеведческом исследовании (глава из неопубликованной книги) // Анциферовские чтения. Л.,1989; Экскурсия в культуру / Под ред. И.М. Гревса. М.,1925) и Н.П. Анциферова (Пути изучения города как социального организма. Л.,1926; Книга о городе. Т.1-3. (Город как выразитель сменяющихся культур, жизнь города). Л.,1926. Эти ученые, имена которых долгое время не были широко известны исследователям, стояли у основания отечественной урбанистики, выработанный ими целостный взгляд на городскую среду весьма плодотворен при изучении культурных процессов в городе. Пожалуй впервые в их исследованиях был поставлен вопрос о роли города как центра генерации культурных ценностей и синтеза новаций и традиций в культуре, об изучении городской культуры как социально-исторического феномена.

· В этих работах город рассматривается как сложный социальный организм, который является «точным отображением общественной структуры, создан ею и поддерживает ее»; в силу этого «город дает нам наиболее выразительный образ культуры своего времени», так как, с одной стороны, «все, что производит культура в области религии, знаний, искусства - зародилось в городах», а с другой стороны - «он впитал в себя всю историю связанной с ним страны... Былое просвечивает в нем всюду: в направлении его улиц, в формах его площадей, в силуэтах его куполов и башен, в говоре его граждан, в их празднествах... Все накопленное веками слито здесь в едином целостном облике».

· Город является не только экономическим, но и социокультурным центром, создавшим определенное геокультурное пространство. Выполняя роль «одновременно культурного притяжения и лучеиспускания», город выступал «самым ярким и наглядным мерилом уровня культуры». Эти слова одного из основателей отечественного градоведения И.М. Гревса, заслуживает внимания и осмысления.

· Интеграционные процессы, когда город выступал «как лаборатория и как хранитель культуры», определяли его роль в формировании общественно-культурной среды, «столь необходимой человеку для его духовной нравственной жизни, для его нравственной самодисциплины и социальности».

· Предлагаемый учеными подход вполне правомерен для анализа культуры русского города. «Россия - страна деревенская с преобладающей деревянною культурой: Это всегда повторяют, - писал И.М. Гревс, - но в ней есть города всех категорий, вплоть до мировых... Стало быть, для познания русской культуры исследование развитие городов - крупная капитальная задача»; предлагаемый «методический прием плодотворен для исследования и русских городских индивидуальностей, выдающихся и рядовых. Такой подход откроет и выявит немало, наверное, очень важных, но до сих пор не оцененных, может быть даже не замеченных элементов русской культуры».

· Тема «Город и культура» привлекает в последнее время внимание исследователей, в основном философов и культурологов. Результатом такого интереса являются достаточно многочисленные публикации (Трушков В. Город и культура. Свердловск,1976; Розин В.М. городская культура, человек, окружающая среда // Вопросы философии. 1980,№1; Город и культура.СПб.,1982 и др.).

· Особое место в изучении проблемы занимают работы М.С. Кагана (Философия культуры. СПб., 1996; Град Петров в истории русской культуры. СПб.,1996; История культуры Петербурга. СПб., 2000 и др.). Город, - подчеркивает исследователь, - особое и необыкновенно значительное явление в истории культуры. Его возникновение рассматривают обычно как один из основных признаков переход от варварства к цивилизации, и с ним связаны в дальнейшем все прогрессивные процессы в развитии культуры.

· Реальный ход истории свидетельствует о нелинейном развитии мировой культуры. Из первобытного бытия выросли три параллельно развивающиеся, независимо от хронологических рамок начала и конца этого процесса, типа хозяйства и соответственно три типа культуры. Каждому из них была уготована своя судьба:

· - культура скотоводческих племен оказалась в общей перспективе истории человечестве тупиковой формой. Ее пространство неумолимо сокращалось, в наше время этот образ жизни сохранился лишь в узких локальных границах некоторых среднеазиатских, африканских и северных районов, и он полностью отомрет в XXI веке, потому что этот тип бытия не содержит потребности в развитии творческого потенциала человека, в рациональном познании им природы и самого себя, в образовании, в письменности, в городском образе жизни, в совершенствовании общественного устройства, короче - не создает условий для возвышения культуры на уровень цивилизации.

· - культура земледельческих народов, оседавших на плодородных поливных землях Ближнего и Дальнего Востока и консолидировавшихся в мощные государственные образования, это было необходимо для обеспечения крупномасштабных оросительных работ, имеет ограниченные пределы развития т.к. повышение производительности труда зависело не от него самого, а от развития ремесла, а затем научного и технического процесса, этот тип культуры не вырывается за пределы мифологического сознания, остается языческим, культура не знает научного познания природы, философского умозрения, искусства, оторвавшегося от сцепленности с утилитарными вещами, не знает книгопечатания, университета.

· - культура древних греков и римлян, опиравшаяся на ремесленное производство и торговлю, она образовалась в «городах-государствах», которые создавали необходимые условия для ремесленной деятельности и порождавшихся ее потребностями духовной и художественной жизни. Тем самым город направил развитие культуры по иному руслу, открыв человеку неограниченные возможности прогресса. Только ремесленно-торговому городу нужно было не мифологическое осмысление мира, а рациональное знание - знание законов природы, и конкретно- научное, и математическое, и натурфилософское. Городской культуре нужно было широкое распространение письменности, новая система образования, демократическая организация общественной жизни.

· Завоевание Европы варварами-кочевниками на тысячу лет отодвинуло торжество потенций, заложенных в городской цивилизации. Но парадоксальность хода истории состоит в том, что кочевники превратились в оседлых земледельцев, а разрушенные античные города постепенно возрождались и начинали играть роль цивилизаторов варваров; в конечном счете именно город вернул феодальное общество на тот путь, который начала прокладывать античная цивилизация.

· Явственной доминантой средневекового города становится предметная деятельность мастера, создающего нужные людям, полезные вещи. А для этого нужны не вера, не молитвы, не обрядово-ритуальное поведение, а знания и умения, адекватные знаниям реального мира, необходимые для умелой деятельности ремесленника, мореплавателя, торговца, банкира. Потому в средневековом городе все активнее развиваются науки, организуются университеты, книгопечатание и, исподволь преодолевая сопротивление церкви, формируются предпосылки культуры Возрождения. Города не только обслуживали способ бытия, сложившийся в средние века, но и объективно подготавливали его разрушение.

· Ренессансный город стал местом начала перехода от теоцентристского мировоззрения к антропоцентристскому, выразившийся не в атеистической замене первого вторым - это произойдет в истории европейской культуры гораздо позже, а в их совмещении, уравновешивании. Открытие ценности природы в эпоху Возрождения разительно изменило доминанту культуры - акустической ориентации религиозной культуры средневековья была противопоставлена оптическая ориентация. Ее теоретически обосновал Леонардо да Винчи, - зрение является «высшим» и самым важным органом чувства человека, ибо оно связывает его с реальным бытием природы; отсюда - признание живописи как «искусства зрения» «высшим» видом искусства. Возрождение придало важное значение сценическому искусству - от комедиа-дель-арте до театра Шекспира, потому что здесь звучащее и слышимое слово оказывается уравновешенным со зримым обликом действия. В ренессансном городе впервые в истории мировой культуры гуманизм становится персоналистским, то есть открывал в человеке качества личности и утверждал их высшую нравственно-эстетическую ценность.

· Если феодальное общество ставит человека в условия, которые требуют от него проявления качеств общих для него с другими, - объединяющих его с ними по сословному положению, по конфессиональной принадлежности, по профессии, по месту в социальной иерархии, то буржуазная практика развивают в человеке и ценят в нем то, что отличает одно от другого, в чем проявляется неповторимость его духовного мира, его психологии, его поведения. Переходность Возрождения сказалось в том, что личность еще не противостоит здесь общности, - как идеальный кондотьер у Вероккьо, идеально женственная Джоконда, идеальные влюбленные у Петрарки и у Шекспира, идеально-типичные представители всех слоев общества у Д.Бокаччо. Таким образом, радикальная перестройка социокультурной практики и системы ценностей лишь началась в эпоху Возрождения, что и определило ее переходный характер; она еще стремилась примирить все противоположности - божественное и человеческое, материальное и духовное, природное и культурное, чувственное и разумное, реальное и идеальное, традиционное и современное, видимое и слышимое...

· Уровень развития материального производства, выраставшего из ремесленного в мануфактурное, а отсюда в индустриальное последовательно формировали новую цивилизацию, основанную на научно-техническом прогрессе и тем самым радикально менявшую содержание и структуру сложившейся в феодальном обществе культуры. Сказалось это прежде всего в том, что исчезла отличавшая последнюю расщепленность (постепенно отмирают субкультуры феодального общества: религиозная, «села и хутора», дворцово-замковая) - культура буржуазного общества стала чисто городской культурой.

· Прямым носителем современной культуры стал в Новое время, остается по сей день и всегда уже будет город - тот плод европейской цивилизации, который исподволь готовил «культурную революцию в средние века, который осуществил ее в ренессансно-реформационной форме и который, начиная с XVIII века, создавал необходимые условия для ничем не ограниченного научно-технического прогресса - фундамента культуры нового типа.

· В буржуазной культуре во главу угла поставлено создание вещей, т.е. отношение человека и природы, а не человека и человека. Он рассматривается теперь как свободный и автономный товаропроизводитель. Неуклонное развитие производства в союзе в делающим гигантские успехи научным познанием природы привели в конечном счете к появлению в культуре ХХ века таких явлений, как "техницизм", "конструктивизм", "функционализм", "вещизм", "бездуховность" - разных аспектов "потребительского общества". Неспособность ценить время вследствие неподвижности и традиционности всех форм бытия сменились в городе нового времени темпоральной ориентацией: динамизм практической деятельности заставлял ощущать течение времени как необратимое движение и ценить не обожествляемое прошлое, которое должно застыть в настоящем, а настоящее как непосредственно переживаемый опыт собственной жизнедеятельности индивида. В восприятии пространства средневековая культура утверждает доминанту вертикали, ибо вертикаль связывает людей с небожителями, материально-земное превращает в свето-воздушное, бестелесное и тем самым символизирующее духовность. Буржуазная культура несет с собой доминанту горизонтали: в начале, в эпоху Возрождения, в структуре художественно конструируемого пространства, а затем в культуре.

· На смену традиционализму - религиозному, политическому, юридическому, этическому, художественному - в историю пришел креативизм, признавший абсолютную ценность новаторства и чреватый неизбежными конфликтами каждого поколения с предшествующим (ситуация "отцов и детей", смоделированная И.Тургеневым).

· В пределах бытия индивидуального города происходит превращение индивидуализма в господствующий принцип общественного сознания, что привело к исчезновению общезначимых норм вкуса. Так возникло основное направление расслоение культуры буржуазного общества на противостоящие друг другу две субкультуры - "элитарную" и "массовую". Оно охватывало все сферы культуры - производственную и бытовую, культуру поведения и культуру речи, уровень и содержание образования и способ заполнения досуга, но с особенной рельефностью проявилось в художественной жизни.

· Развитие культуры на рубеже XIX и ХХ столетий вступает в новую фазу - Модернизм. Стремление культуры быть "современной" (буквальное значение слова moderne) стимулируется потребностями доминирующих в ней науки и техники, которые базируются в городах. Оно обеспечивает прогресс познания и технологического совершенствования производства. Великие открытия этой эпохи - от радио- и телевизионной связи до кибернетических систем управления, космических полетов и атомной энергетики оказали влияние на психологию людей ХХ столетия. Это выразилось в том, что:

· Неизмеримо вырос авторитет естественных наук, доведя их приоритет в культуре до такого уровня, какой стал обозначаться понятиями "сциентизм" (культ научного знания) и "техницизм".

· Точное знание и техническое конструирование оказало сильное влияние на гуманитарную сферу культуры и на художественное творчество - оно проявилось в таких явлениях, как структурализм, функционализм, конструктивизм, дизайн и многих других.

· Возрастание роли науки и техники в жизни общества вело к изменению отношения человечества к способам разрешения противоречий между человеком и природой и человеком и человеком и человеком, ибо достигнутый уровень техники позволял надеяться на возможность преодоления экологического кризиса и возможность избавления человечества от новых мировых войн и революционных катаклизмов, на возможность мирного разрешения всех конфликтов в жизни общества, благодаря объединению человечества для разрешения опасных для его существования проблем.

· Трагические социальные эксперименты, поставленные в 1917 году в России и в 1933 году в Германии, показали, что тоталитаризм не имеет перспектив развития в условиях современной цивилизации, потребностям которой отвечает демократический социальный строй, - только он обеспечивает максимальные возможности свободы творчества и одновременно создает наиболее благоприятные условия общения членов общества как свободных личностей, нуждающихся друг в друге, в их совместной созидательной деятельности. Таким образом город стал не только местом рождения, но и сохранения традиций демократической организации общественной жизни.

· В то же время в ХХ веке конфронтация европейской культуры и природы, начавшаяся с XVII века, достигла наивысшей степени: об этом говорит развитие и техники, принципом которой стало изречение: "Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача"; и развитие медико-биологических исследований, наиболее "антиприродные" формы которых проводились в гитлеровских концлагерях, а впоследствии вошли в программу генной инженерии; и фрейдистская концепция непреодолимого антагонизма природы и культуры в психике и поведении человека; и ориентация градостроительства на изучение природы из конструктивистски-функционалистски организованного мегаполиса; и рождение абстрактного искусства, полностью отвернувшегося от формотворчества самой природы и пытавшегося создать нечто эстетически совершенное, перекомбинируя элементы материального бытия - цветовые, пространственно-пластические, звуковые.

· Антагонистическими стали взаимоотношения культуры и общества - ярчайшим проявлением этого явились социальные революции, которые приводили к разрушению культуры и уничтожению интеллигенции как культуротворческой силы (большевики России, фашисты в Германии, красные кхмеры в Камбодже и т.д.).

· Модернизм внес трагический разлад и в отношения культуры и человека. Проявлением этого процесса стало вытеснение человека из эпицентра культуры машиной, "потеря" человека модернистской философией, "обесчеловечевание" модернистского искусства, явление декадентства с его апологией смерти.

· Модернизм вошел в историю культуры и искусства прежде всего как отрицание, разрушение, деструкция классических основ европейской культуры. В конечном счете, он поставил под сомнение саму способность слова выражать глубинное содержание миросозерцания, его неспособность передавать адекватно неосознаваемые и потому невербализуемые интуиции, что и привело типичных модернистов к замене "умного" языка слов "заумным" языком фонем, т.е. попыткой превращения поэзии в род музыкального творчества, а в философии - к признанию высшим проявлением мудрости… молчания. Аналогичный процесс протекал в сфере пространственных искусств: модернизм признал безнадежно устаревшим сам принцип изображения реального мира и заменил его неизобразительным - по терминологии начала века, "нефигуративным", "беспредметным" - способом конструирования абстрактных цвето-пластических композиций (В.Кандинский и К.Малевич в России).

· Осмысление всех этих процессов делало общественное сознание остро противоречивым - восхищение успехами науки и техники сочеталось со скептицизмом и релятивизмом, пессимизмом и агностицизмом, и прогресс познания природы, общества, человека парадоксально оборачивался признанием абсурдности бытия и бессмысленности человеческой жизни.

· Модернизм отрекался от свойственного классическому мировоззрению оптимистического мировосприятия, открыв широкий простор декадентским умонастроениям, в которых переживание бессмысленности земного существования вело к воспеванию болезни, разногласия, смерти. Влиятельнейшими направлениями в художественной культуре модернизма стали сюрреализм и абсурдизм, моделировавшие эту историко-культурную ситуацию. Теоретики модернизма заговорили о "конце философии", о "смерти искусства", об исчерпанности возможностей "классической" науки добывать объективные истины и о нарождении новой "неклассической" науки, об абсолютной относительности и потому архаичности всех ценностных критериев - нравственных, религиозных, эстетических и об иллюзорности всех идеалов.

· Модернизм разорвал живое единство объединения людей в обществе и обособления каждого как уникальной личности - и противопоставил друг другу как антиподов безликого "массового человека" и эгоцентричного эстета - интеллектуала; так стали антагонистичными и несовместимыми "Я" и "Мы".

· Середина ХХ столетия войдет в историю мировой культуры как начало нового этапа ее развития, суть которого следует считать переходом от модернизма к грядущему типу культуры, еще не ведомому нам в его содержании и конкретных формах, но предчувствуемому все более остро как необходимому способу самосохранения человечества, возможности его выживания на планете. Перспективный путь развития культуры также связан с городом.

· Ощущение начавшегося радикального изменения культурной ситуации отражалось в появлении понятия "Постмодернизм". Очертания только еще зарождающегося, формирующегося на наших глазах культурного процесса неопределенны, расплывчаты и противоречивы; к тому же в разных областях культуры - в философии и в архитектуре, в литературе и музыке, в изобразительных искусствах и в гуманитарных науках - он проявляется далеко не одинаково, что ставит в тупик исследователей.

· Развитие культуры на новом изломе истории обусловлено грандиозным скачком в развитии производительных сил, техники, системы коммуникаций - всего того, что охватывается понятием «постиндустриальное общество» или «информационная цивилизация». Организация общественной жизни должна быть приведена в соответствии с нынешним уровнем научно - технического развития человечества. Начался переход к новому способу организации общественного бытия и соответствующему типу культуры. В условиях, когда капитализм «ушел от самого себя», а «феодальный социализм» не смог найти эффективных способов решения, эволюционно - реорганизационных задач, реальным может быть путь неминуемого перехода к более высокому уровню организации совместной жизни людей, в котором были бы сохранены завоевания европейской цивилизации - технический прогресс, высокая значимость науки, признание силы разума, сознательная целенаправленность всех человеческих действий, - но найдены способы их сопряжения с нравственными и эстетическими ценностями, что служило бы дальнейшему очеловечиванию «очеловеченного человека», его духовному возвышению.

· Жизнеспособность всякой сложной, функциональной и развивающейся системы зависит от того, в какой мере согласуются интересы социума и интересы индивида, ибо их рассогласование и подавление одной группы интересов другой группой ведет либо к окостенению системы и ее вырождению либо к ее саморазрушению.

· Противоречия Модернизма заставляют вести поиск различных способов преодоления конфликтных ситуаций на всех направлениях, на которых они раскалывают культуру. Первое из них - противоречие между культурой и природой. Переход от их противоборства к диалогу стал сказываться во второй половине ХХ века. Стал сказываться в самых различных формах, от стремления зодчих шире включать природу в структуру городов и стремления горожан переселяться в пригороды мегаполисов, до возвращения в живопись темы природы в том любовном ее восприятии, какое было в ХIХ веке выражено импрессионистами, а затем вытолкнуто из искусства всеми разновидностями абстрактного творчества. Значительным проявлением возрождающего контакта культуры и природы стало движение «зеленых», которое вышло за пределы эстетического, нравственно - религиозного, научно - исследовательского и гигиенического осмысления, поднявшись на уровень политический - вплоть до образования партий, претендующих на участие в законодательной и исполнительной деятельности государственных органов.

· В отношениях культуры и общества, конфронтация сменилась стремлением к взаимодействию, необходимому для успешного и по возможности безболезненного решения проблем развития человечества. Культура оказалась единственной альтернативной силой по отношению к насилию, отсюда - введение в обиход понятия «политическая культура», отсюда и признание демократии наиболее совершенным способом культурного управления жизнью общества. С другой стороны, общество начало осознавать необходимость всемерного содействия развитию культуры, что проявилось в государственной финансовой и правовой поддержке различных учреждений культуры, неспособных обеспечить свою деятельность в условиях рыночной экономики собственными силами.

· Новая фаза истории культуры обнаруживает поиски нового типа отношений между культурой и человеком, как ее творцом и одновременно ее творением. Модернизм довел до крайней степени отчуждение культуры от этих обеих ролей человека по отношению к ней, с одной стороны, усматривая в культуре шедшую еще от Ж.-Ж. Руссо, и получившую завешенное выражение в учении З.Фрейда, репрессивную силу, сковывающую человека и угнетающего его, а с другой, - рассчитывая заменить человека совершеннейшим компьютером и в создании культуры, и в ее усвоении. Человечество сегодня идет к осознанию неразрывности культуры и человека, «ставя на свое место» машину, как бы ни было она полезна для него сейчас и еще более совершена в будущем, ибо единственное, что не способна продуцировать машина, - это человеческую духовность, вне которой не было, нет и не может быть культуры. Поэтому педагогическая система должна быть приведена в соответствие с интересами гуманитарной ориентированной культуры, речь идет о том, чтобы видеть в школе не учреждение системы «образования» и «обучения», а институт культуры, для которого задачи образования и обучения являются лишь сторонами более сложной, многогранно - целостной деятельности - приобщение к культуре входящего в жизнь молодого человека и формирования его потребности и способности развивать культуру собственной творческой активностью в общении с другими людьми и во благо всего человеческого рода.

· Виднейших представителей отечественной науки город интересовал как «выразитель культуры», поскольку - разъясняли Анциферовы Н. и Т. во вступительной теоретико-методологической статье к трилогии о городе (Город как выразитель сменяющихся культур. Картины и характеристики. Л., 1926, Современные города. Л., 1926, Жизнь города. Л., 1927) - «в городах зародилась все возрастающая динамика исторического развития. Через них совершается раскрытие культурных форм. В ландшафте города мыслящий взор найдет материальное выражение всей сложности культуры данного времени».

· В монографии «Град Петров в истории русской культуры» М.С. Каган дает характеристику факторам, которые определяют своеобразие каждого города. Исходным фактором является географический, природный. Он включает в себя и климатические условия, и характер ландшафта, в который вписан город (наличие или отсутствие реки, моря, гор, равнинную или холмистую поверхность и т. д.). Можно сопоставить эти исходные данные Петербурга с теми, которые обусловили образ жизни Москвы, Пскова, Архангельска и др. городов, чтобы стала очевидной роль природы в бытии города. На облике Петербурга и психологии его жителей общественно сказались и расположение Петербурга на равнинном берегу Финского залива, по сторонам величественной Невы, и холодный, сырой климат, и завораживающие белые ночи...

· Второй фактор, определяющий особенности каждого города - его социальный статус и основная направленность деятельности его обитателей. В истории культуры Петербурга этот фактор обусловил разносторонность его бытия - функцию столичного статуса, морского порта, города с огромным промышленным, научным и художественным потенциалом.

· Третий фактор - его архитектурный облик. Для понимания своеобразия города существеннейшее значение имеет непосредственное влияние его архитектуры на обыденное сознание обитателей, формирование их психологии.

· Особую роль в общей культурной атмосфере жизни города и психологии граждан играет его художественная жизнь - интенсивность и направленность творчества живущих в городе писателей, живописцев, музыкантов, режиссеров и актеров, дизайнеров и мастеров кино, телевидения и эстрады. От силы, авторитета, широты влияния этого фактора зависит уровень вкуса горожан, характер эстетических потребностей, критерии бытового поведения.

· Поскольку культура складывается во взаимопереходах трех своих проявлений - человеческого, деятельностного и предметного, задача состоит в том, чтобы описать не только и не столько каждое из них в отдельности, но и их связи и взаимные опосредования.

· В целом ряде книг о Петербурге богатейшие по материалу исследования оказались лишь суммами самостоятельных описаний отдельных сфер человеческой деятельности: промышленности, сельского хозяйства, просвещения, науки, искусства и т. д. Однако целостное представление о культуре города не может сложиться из суммирования разложенных ее элементов (это объясняет теория систем: система, говорит она, несводима к сумме составляющих ее элементов, ибо целое больше, чем совокупность его частей) - оно определяется не только составом, но и связями, сцеплениями, взаимодействиями его частей; оно представляет собой некое «единство многообразия», как говорили древние мыслители.

· Цель анализа культуры, подчеркивает М.С. Каган, выявить скрытый в ее предметном бытии глубинный духовный смысл, говорящий о людях, ее создавших, о характере творческой деятельности горожан и их обращении с доставшимся им наследием. При этом принципиально равное значение для исследователя имеют памятники науки и техники, идеологии и искусства, журналистика и медицина, военного дела и религиозной образованности, формы общественной деятельности и частной жизни - все, в чем воплотился и «опредметился» духовный мир горожан, их психология и миросозерцание, их вкусы и идеалы, равно как и их умение, способы практических действий, уровень и характер мастерства.

· В кругу культурологических источников, необходимых для изучения жизни города, важнейшее место занимает искусство. Такие формы человеческой деятельности как наука, техника, политика, религия - характеризуют культуру односторонне, каждая со своей стороны. Искусство - автопортрет культуры, ее самосознание.

· 1. В искусстве культура предстает, не одной какой-то своей стороной, а целостностью своего конкретного бытия. (Гоголь - искусство «ясное зеркало всего бытия»; Маяковский назвал искусство «увеличивающим стеклом» и т. д.). В «увеличении» - сгущении, концентрации, типизации - художественное творчество воссоздает как живое целое реальную жизнь культуры города. так, в романах город предстает как гигантское живое существо, писатели стремятся постичь тайну его особой жизни, его «душу». Город, обладающий эстетическими, психологическими качествами, воспроизводится искусством в этой многосторонней целости. Культура Петербурга как целость в первой ХIХ века видится яснее всего в творчестве Пушкина, Глинки, Брюллова, Росси, Воронихина.

· 2. В искусстве культура города выражает свое своеобразие. Например: ученый, врач - А.Попов, И.Павлов, С.Боткин могли с таким же успехом работать в др. городах. Пушкин, Достоевский, Блок могли создавать свои произведения только в социально - психологической атмосфере Петербурга. Живи они в другом городе, их творчество было бы иным. В. Белинский использует понятия петербургская литература, московская литература.

· 3. Искусство обладает уникальной способностью моделировать духовную жизнь, проникать в глубины психических процессов. Если мы хотим понять, что представляет собой петербуржец, ответ надо искать, прежде всего в художественных портретах созданных Пушкиным, Гоголем, Тургеневым, Достоевским, Чайковским, Серовым, Блоком, Ахматовой, Шостаковичем.

· 2. Л.Мэмфорд о культуре городов

· Льюис Мэмфорд (1895-1982) - известный американский философ, социолог, культуролог. Преподавал в Стенфордском и Пенсильванском университетах, Массачусетском технологическом институте. Основные направления творчества: философия культуры, урбанизация и планирование городов. Культуре городов Л.Мэмфорд посвятил несколько книг.

· В 1938 году вышел главный труд Л. Мэмфорда, посвященный рассматриваемой проблеме, - "Культура городов". Во введении автор дает общую характеристику роли города в истории культуры. "Город, - пишет Л. Мэмфорд, - это точка максимальной концентрации силы и культуры общества. Это место, где разрозненные лучи многих сторон жизни собираются в фокусе. Город - форма и символ интегрированных общественных отношений. Это место храма, рынка, суда, академии. Здесь, в городе, предметы цивилизации умножаются; здесь человеческий опыт трансформируется в жизнеспособные знаки, символы, модели поведения, системы порядка".

· Города - продукты времени. Они являются своеобразной матрицей, в которой человеческая жизнь, застывая, приобретает постоянную формулу. В городе время становится видимым: строения, памятники, дороги более "открыты", чем письменные источники, более предметны, более приспособлены для пристального взгляда, чем рассеянные артефакты деревенской жизни. Слой за слоем прошедшие времена сберегают себя в городе, а для абсолютной защиты человек изобрел музей.

· Пространство, так же как и время, легко распознается в городах: в пограничных линиях и силуэтах, в фиксации горизонтальных уровней и вертикальных точек, в использовании или не использовании природных мест. Купол и шпиль, открытая авеню и закрытый дворик объясняют историю различных чудес человечества.

· Города - это явление природы, такое же, как пещера, или муравейник, или косяк скумбрии. Но он, однако, есть продукт сознательной работы искусства. Разум обретает форму в городе; город формирует условия развития разума. Город является как материальным сооружением для коллективной жизни, так и символом коллективных устремлений. Благодаря своему конкретному господству в пространстве, город выполнял не только практические функции производства, но и ежедневную функцию коммуникации своих граждан.

· В городе возникают иные модели жизни, появляются странные мужчины и женщины с утраченными традиционными кровными и родовыми связями. Торговые корабли, караваны, прибывающие в город, могли привезти новую шерсть, новую глазурь для посуды, новую систему знаков общения или новые взгляды на жизнь.

· Город, подчеркивает Л. Мэмфорд, может действовать и негативно. Он отражает и помогает универсализовать дезинтеграцию. В закрытых пространствах города зло и порок распространяются быстрее, и в городских камнях эти антисоциальные факты остаются запечатленными: этот антитриумф городской жизни пробудил праведный гнев Иеремии, Руссо, Рёскина.

· В основных разделах книги Л. Мэмфорд прослеживает процесс появления города, анализирует город средневековья, эпохи Ренессанса и барокко, индустриальный город. Он подчеркивает, что город возник как особый вид окружающего мира, удобный для кооперативных ассоциаций, удобный для природы и образования, так как он защищал окружающую среду. Город был коллективной пользой для обеспечения порядка и регулирования настоящего и будущего человека, он защищал от стихийной природы, диких животных и набегов врагов. Однако развитие города постепенно превращает его в "не-город", для которого характерны: социальная дезинтеграция, разоренная окружающая среда, нехватка элементарных условий жизни (солнечного света, свежего воздуха), беспорядочные городские районы, всевозможные болезни.

· Л. Мэмфорд дает характеристику шести стадий развития города - от полиса до некрополиса, и показывает роль каждой стадии развития городов в культуре. Эополис - первая стадия. Расцвет деревенской общины. Создаются постоянные жилища и постоянные запасы продовольствия. Огонь является символом цивилизации. Деревни остаются наиболее прочными коллективными формами. Их жизнь лежит в основе последующих трансформаций. Именно сельскохозяйственная деревня, а не рынок является прототипом города. Она использовалась для защиты, хранения продуктов, жизнеутверждения жителей, а это главные функции города. Они воплощались в культурных формах и в конечном счете находили выражение в формах коллективного искусства: алтарь становится храмом, ритуалы посадки урожая и жатвы - театром; амбар, закрома, винный погреб были деревенскими прототипами библиотеки, архива, музея. Деревня была основным корнем, из которого вырос в свое время городской росток.

· Вторая стадия - полис. Ассоциация деревень или кровных групп, имеющих общность жизни и земли, общее божество, место поклонения (обычно защищенное), общее место собраний, обмена продуктами и предметами ремесла. На этой стадии осуществляется более систематическое деление труда и специализация. Развитие торговли и ремесла приводит к появлению излишков товаров и продуктов. С полисом связаны начала механизации - водяные мельницы, дороги с покрытием, использование колеса. Появившаяся свободная энергия, свободное время создали возможность для дальнейшего развития семьи и образования, для культивирования здорового организма и атлетического тела, для тренировки ума в созерцании, для диалектики науки, искусства. Теоретические знания отделяются от эмпирических. Это время начала математики, астрономии, философии. Развивается школа как орган для систематической передачи элементов социального знания. Возводятся специальные здания, которые воплощают новую культурную функцию: храм, стадион, театр. Вырисовываются специфические архитектурные детали, осуществляется формальная модификация мест поклонения и важнейших зданий, которые отражают коллективные чувства и отношение к жизни и Вселенной.

· На третьей стадии, которую Л. Мэмфорд называет метрополис, внутри региона появляются отдельные города из различных групп деревень. Эти образования имели преимущества стратегического расположения, большие запасы питьевой воды, более защищенное местоположение, более плодородные земли для сельского хозяйства. Выделяется один такой город, он начинает привлекать большое число людей и становится метрополисом ("материнским городом"). Преимущества метрополиса во многом связаны с тем, что он чаще всего расположен на главных транспортных путях. С появлением излишков региональных продуктов, развивается специализированная торговля с другими регионами. Иностранные купцы, студенты стекаются в метрополис. Они приносят свежие обычаи, идеи. Для данной ступени развития города и культуры характерно широкомасштабное возникновение библиотек, университетов, эффективных органов централизованного управления - судов, ассамблей. Сельское хозяйство становится вторичным, подчиненным мануфактуре, которая в свою очередь стимулирует торговлю. Каждая часть окружающей среды и культуры переформируется, написанные законы добавляются к традициям и общим законам, записанный язык позволяет сформулировать неустойчивые диалекты окружающего региона. Это время максимальной реализации культурной энергии. Здесь же появляются черты слабости городов. С метрополисом связано начало индивидуализма, который разрывает старые социальные связи без создания нового порядка и определенного жизненного плана, специализация на войне, возрастание технического совершенства, рост влияния предпринимателей и банкиров, фиксация на денежных символах своих царей, нарастание пропасти между обладателями средств производства и рабочими, начало классовой борь­бы в активных формах.

· Начало упадка Л. Мэмфорд связывал с мегаполисом - четвертой стадией развития города. Город концентрируется вокруг бизнеса и силы. Владельцы средств производства регулируют другие факты жизни в стремлении достижения богатства. Сельскохозяйственная база становится более незначительной. Набирает силу стандартизация культурного производства в искусстве, литературе, архитектуре, языке. Механическое производство отвоевало место у искусства. Возникает вера в абстрактное количество по разным областям жизни: самые большие памятники, здания, наиболее дорогие материалы, самое большое потребление продуктов, самое большое население. Образование становится количественным. Особой популярностью пользуются энциклопедии. Знания отделяются от жизни. Эксплуатация пролетариата приводит к нарастанию конфликта между организованными рабочими и главенствующими классами. Нарастает интенсивность коалиции земельной олигархии и мегаполисной верхушки предпринимателей и финансистов, которые снабжают деньгами и материальными ресурсами войну и получают прибыль посредством различных способов классового угнетения, повышения цен, грабительских поборов. Город как средство соединения, как прибежище культуры становится средством разобщения и угрозой подлинной культуре. Маленькие города объединяются в мегаполисную сеть. Они начинают подражать порокам мегаполиса и даже опускаются на более низкий уровень, так как у них отсутствуют "высокие" институты культуры, которые сохраняются ещё в больших центрах. Нарастает угроза широкого распространения варварства.

· Тиранополис - пятая стадия развития города. Распространение паразитизма в экономике и социальной жизни, отмечает Л. Мэмфорд, парализует все высшие проявления культуры. Политика становится соревнованием по эксплуатации государственной и муниципальной казны той или иной группой или классом. Искореняются органы коммунальной и гражданской жизни, все, кроме "государственных". Вместо торговли и обмена получают развитие грабительские методы и средства, неприкрытая эксплуатация колоний и районов, удалённых от центра. Экспансия промышленности приводит к интенсификации циклов экономической депрессии. Политические и экономические правители отбрасывают порядочность в управлении. Процветает охота за привилегиями, фаворитизм, взяточничество, кумовство. Требование дани становится обычной практикой в правительстве и бизнесе. Возникают апатия, уныние, наблюдается спад гражданской ответственности. Каждый человек, каждая группа берут то, что могут взять. Расширяется пропасть между классами-производителями и классами-транжирами. Увеличивается люмпен-пролетариат, который требует своей части хлеба и зрелищ. Ведущую роль играют респектабельные люди, которые ведут себя как преступники, и преступники, чьё поведение не отличается от поведения респектабельных людей. Империалистические войны, внутренние и внешние, в результате которых голод, эпидемии, деморализация жизни угрожают каждому аспекту будущего. Национальные налоги уходят на поддержание растущего военного хозяйства государства. Уменьшается сельскохозяйственное производство по причинам увеличения количества предприятий и шахт, сокращения площади возделываемой земли. Снижается прирост населения в связи с контролем рождаемости, абортами, массовой резни и суицидом. Предпринимаются попытки создать порядок при помощи военных средств, появляются диктаторы-гангстеры (Гитлер, Муссолини), суеверия и преднамеренный культ жестокости. На данной стадии начинается исход мегаполиса и происходит разрыв культурной непрерывности вследствие репрессий и цензуры. Останавливается продуктивная работа в науке и искусстве.

· Последняя стадия развития города - некрополис. Войны, голод, болезни истощают и город, и деревню. Л. Мэмфорд подчёркивает, что города становятся просто раковинами. Те, кто остался в них, уже не могут поддерживать старые муниципальные службы или сохранять старую гражданскую жизнь. Название сохраняется, реальность исчезает. Памятники и книги не несут больше сообщающих значений; улицы становятся ветхими, трава прорастает в трещинах тротуаров, разруша­ются виадуки; магазины, однажды ограбленные, остаются пустыми по причине упадка торговли и производства. Историческая культура страдает повсеместно и погружается во тьму.

· Л. Мэмфорд делает вывод, что жизненный порядок городов существенно отличается от более высокоразвитых организмов. Города представляют феномен неустойчивого развития, частичной смерти, саморегенерации. Города и городские культуры могут иметь внезапное начало из незначительного ростка, и они способны на продолжение физической организации через продление жизни более чем в одной культуре. Города могут приобрести новую жизнь путем "трансплантации ткани" здоровых обществ других регионов или цивилизаций: несколько сотен человек, подобных гугенотам в Шотландии или Германии или евреям, почти в каждой цивилизации могут иметь глубокий стимулирующий эффект. Эти "трансплантированные ткани" могут быть даже не в виде людей: коллективные органы культуры, песни, символы, абстрактные сущности, духовные идеи способны иметь подобный решающий эффект.

· "Корни культуры, - пишет Л. Мэмфорд, - глубоки. Если крона поражена болезнью, то могут прорасти новые побеги, и в одно прекрасное время эти ростки могут образовать и новый символ, и новую верхушку. Социальная жизнь имеет свой собственный ритм и свои законы, во многом остающиеся скрытыми или иррациональными, во многом ускользающие от статистических анализов. Одно можно сказать с очевидностью, когда город достигает фазы мегаполиса, ему требуется невероятное напряжение социальных сил, чтобы преодо­леть инерцию, чтобы сопротивляться поступательному процессу дезинтеграции. Пока есть жизнь, существует возможность контрдвижения, нового роста".

1. Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры. - СПб.:АО «Славия», 1996 г. - 407 с.

2. Каган М.С. Философия культуры. - СПб.:ТОО ТК «Петрополис», 1996 г. - 416с.

3. Кайсаров Е.А., Кайсарова Ж.Е. Л. Мамфорд «город» культуры. В кн.: Актуальные проблемы гуманитарной культуры. Ученые записки факультета культуры. Вып. - СПб. СПбГУП, 1999г., с.20 -23.

4. Кошман Л. В. Город в общественно - культурной жизни. В кн.: Очерки русской культуры ХIХ века. Т.1. Общественно культурная среда. М.: изд. - во Моск. Ун - та, 1998г. - 384с.

Тема: Санкт-Петербург 1740-1750-х гг. - дворцовая культура

(для студентов всех факультетов)

Автор-составитель:

Кандидат культурологии, доцент Скобельцына А.С.

Санкт-Петербург
2005

Конспект лекции предназначен для студентов всех факультетов и представляет собой часть единого комплекса учебно-методических разработок по дисциплине "История культуры Петербурга". Конспект освещает один из аспектов темы 2. "Культура Санкт-Петербурга в послепетровские времена (1725-1761)" - особенности дворцовой культуры в период правления Елизаветы Петровны (1741-1761).

Цель конспекта - помочь студентам в усвоении данной темы, дать удобные схемы усвоения материала, выделить аспекты, на которые надо обратить особое внимание. К тексту лекции прилагается литература по теме.

1.Общая характеристика эпохи правления Елизаветы Петровны.
2.Дворец как центр культурной жизни города.

2.1. Архитектура дворцов

А) особенности архитектурного стиля “елизаветинское барокко”
Б) Дворцы Санкт-Петербурга.
В) Загородные дворцовые резиденции

2.2.Дворцовая жизнь

а) Дворец как жилище
б) Официальные церемонии
в) Развлечения

3.Выводы
4. Список литературы
5.Интернет ресурсы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: