Следствием петровских реформ стало разделение русской культуры на две четко выраженные субкультуры – дворянско-аристократическую субкультуру, характеризующуюся светскость, европеизированностью, зависимостью от правительства, новаторством, а также народную субкультуру, сохранявшую верность фольклорным народным и православным традициям.
В эпоху Елизаветы дворянская культура была сосредоточена и развивалась в городском дворце и дворянской усадьбе. В Санкт-Петербурге именно дворец играл роль политического и культурного центра. В нем проходили как важнейшие государственные церемонии, приемы иностранных делегаций, подписание важнейших государственных документов, так и праздники, балы, маскарады, театрализованные представления. Главной задачей всех дворцовых мероприятий, проходивших всегда в присутствии многочисленных иностранцев, выступало стремление подчеркнуть богатство и величие Российской империи. Эти объясняются огромные размеры дворцового строительства и чрезмерная роскошь фасадов и интерьеров. Данным задачам полностью удовлетворял архитектурный стиль зрелое русское или елизаветинское барокко, иногда называемый по имени своего главного мастера расстреллиевским барокко.
|
|
Структура дворцов была полностью рассчитана на парадные церемониальные формы жизни. Обязательным элементом дворцов становятся торжественный разворот фасадов, парадные анфилады приемных залов, подъездные парадные ворота. Произошло обособление хозяйственной и парадной частей дворца. Хозяйственные службы располагались, как правило, в первом этаже и в отдельных корпусах. Парадные комнаты занимали зону бельэтажа. Восприятие расположенных здесь помещений начиналось с лестницы. Затем начиналось торжественное прохождение по залам. В состав помещений парадной зоны входили, как правило, несколько столовых, гостиных комнат, картинная галерея, залы с восточным оформлением (китайским или японским), кабинет, парадная опочивальня, танцевальный и тронный (в царских дворцах) залы. Необычайная пышность дворцовых интерьеров создавала ощущение непрекращающегося праздника.
Наиболее развитый тип барочного дворца и регулярного парка сложился в загородных усадьбах. Загородные дворцы строились с большим размахом, особое значение придавалось огромному подъездному двору, с которого начинался осмотр самого дворца, а также регулярному парку, размеры которого значительно превосходили размеры городских садов. Парк выступал в качестве огромной сцены, поделенной на отдельные сценические площадки, каждая из которых несла определенную условно-игровую и аллегорическую функции. Создавались сценарии театрализованных парковых праздников, где наряду с актерами участвовала и прогуливающаяся костюмированная публика. В убранство регулярных парков входили разнообразные строения: домики, павильоны, беседки, оранжереи, амфитеатры, живописные перспективные виды, постройки, стилизованные в духе восточной или западноевропейской архитектуры (голландские, итальянские, турецкие, китайские домики). Устраивались зверинцы с редкими видами животных, оранжереи с диковинными растениями.
|
|
Наибольшего размаха достигло парковое строительство в окрестностях Петербурга – в Петергофе, Царском Селе, Ораниенбауме.