В соответствии с Бюджетным кодексом РФ межбюджетные отношения - это взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. Под публично-правовыми образованиями понимаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Данные отношения связаны, во-первых, с разграничением на постоянной основе расходных и доходных полномочий между уровнями бюджетной системы. Во-вторых, межбюджетные отношения связаны с бюджетным регулированием и выравниванием бюджетной обеспеченности. В рамках межбюджетного регулирования происходит перераспределение средств из бюджетов одного уровня бюджетной системы в другой в формах межбюджетных трансфертов (дотаций, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов).
Основная цель межбюджетного регулирования - обеспечение доступа граждан на всей территории страны к получению бюджетных услуг в объеме и качестве не ниже минимально необходимого уровня.
Бюджетное регулирование – выравнивание финансовых возможностей территорий. Потребность в таком регулировании возникает в основном тогда, когда у органов власти нижестоящего территориального уровня при формировании бюджетов не хватает по объективным причинам средств от доходных источников, закрепленных на постоянной основе полностью или частично, для обеспечения минимально необходимых расходов в соответствии с возложенными на них функциями и полномочиями.
Выделяют следующие принципы межбюджетных отношений:
- четкое законодательное разграничение расходных полномочий между органами власти разных уровней и соответствующих им расходов, а также доходных источников (полностью или частично) между звеньями бюджетной системы;
- сокращение дотационности и количества дотационных бюджетов за счет оптимизации встречных финансовых потоков и наращивания налогового потенциала на соответствующих территориях;
- равенство прав в межбюджетных отношениях субъектов Федерации с федеральным центром и муниципальных образований с органами власти субъектов Федерации;
- применение в межбюджетном регулировании для всех субъектов Федерации, а внутри каждого из них для всех муниципальных образований единых методологии и критериев, учитывающих их индивидуальные и групповые особенности;
- выравнивание бюджетной обеспеченности;
- взаимная ответственность органов власти разных уровней за соблюдение обязательств по межбюджетным отношениям;
- обязательность компенсации недостающих средств при увеличении расходов бюджетов или снижении их доходов, явившихся следствием решений, принятых органами власти другого уровня;
- ясность (прозрачность) и гласность межбюджетных отношений, простота расчетов.