Проблемы межбюджетных отношений в России

В России продолжается реформа межбюджетных отношений. Ее правовой основой стали следующие документы:

1. Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 - 2001 годах, одобренная Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1998 г. N 862

2. Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 г. N 584

3. Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации на 2006-2008 годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 03.04.2006 г. № 467-Р

4. Федеральный Закон от 26 апреля 2007 г., внесший существенные поправки в Бюджетный кодекс РФ в главу 16 Межбюджетные трансферты

5. Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 8 августа 2009 г. N 1123-р

6. Ежегодные Бюджетные послания Президента РФ о бюджетной политике.

Проблемами межбюджетных отношений остаются:

1) высокая централизация налоговых доходов в федеральном бюджете;

2) зависимость региональных и местных бюджетов от регулирующих доходов и финансовой помощи из вышестоящего бюджета;

3) отсутствие четкой и прозрачной методологии расчета финансовой помощи региональным и местным бюджетам;

4) несбалансированность региональных и местных бюджетов;

5) высокая дифференциация территорий по социально-экономическому развитию;

6) низкое качество управления региональными и муниципальными финансами;

7) «иждивенческий» характер межбюджетных отношений, отсутствие стимулов повышения бюджетной обеспеченности

8) отсутствие согласования и координации бюджетной политики субъектов РФ и муниципальных образований с общегосударственной политикой.

Все это приводит к неэффективному использованию бюджетных ресурсов, сокращению объема и качества бюджетных услуг, подрыву предпосылок для устойчивого экономического роста, усложнению условий для проведения структурных реформ, искажению условий равной конкуренции, ухудшению предпринимательского и инвестиционного климата, дальнейшему усилению межрегиональных диспропорций, росту социальной и политической напряженности.

Многие проблемы межбюджетных отношений связаны с тем, что Российская Федерация как суверенное государство находится в стадии становления, еще идет поиск оптимальных пропорций разграничения объема властных полномочий в структуре центр – регионы – муниципалитеты. Завышенная финансовая централизация обусловлена слабостью местной власти и политической ответственностью федеральной власти за все, что происходит в стране.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: