double arrow

Индивидуальная деятельность и потребности


Потребности выступают источником деятельности индивида. Ни природная, ни общественная среда не дают индивиду в готовом виде продукт для удовлетворения потребности. Поэтому он вынужден действовать. Потребность не только побуждает индивида к деятельности, но и постоянно и многообразно оказывает воздействие на нее. В свою очередь деятельность влияет на функционирование и развитие потребностей.

Потребность связана, прежде всего, с внутренней, психической деятельностью индивида, которая формирует потребность. Она включает фиксацию, необходимости индивиду тех или иных явлений (материальных или духовных, вещественных или процессуальных и т.д.), отражение внешних условий существования индивида, сопоставление их с имеющейся доминантой, оценку условий и старой доминанты и т.д. Далее внутренняя, психическая деятельность индивида переходит во внешнюю, физическую деятельность, которая в той или иной мере имеет социальный характер.

Деятельность индивида с самого начала своего существования (в виде внутренней деятельности) переходит от абстрактных форм к конкретным. Это связано с тем, что уже на психическом уровне потребность конкретизируется в интересе, т.е. происходит осмысление необходимого, оценка имеющихся возможностей, выбор из них наиболее реальных, планирование конкретных действий и т.д. Интерес при этом не уничтожает потребность. Он ведет ее к конкретной деятельности по пути детальной мотивации, всестороннему определению путей, средств, форм достижения необходимого результата. А результат деятельности приносит в той или иной форме продукт, удовлетворяющий потребность.

Своеобразной формой человеческой деятельности выступает процесс удовлетворения потребности - потребительская деятельность. Она осуществляется в трех основных видах:

Материальное потребление как уничтожение, использование различных материальных вещей по их назначению (например, пищи, одежды, оборудования, приборов т.д.)

Духовное потребление связано с использованием вещей, но здесь в отличие от материального потребления используется не телесность, материальность вещей, а их духовное содержание (например, чтение книги, прослушивание диска, просмотр живописных полотен, спектакля и т.д.)

Потребление услуг-это использование деятельности других людей самой по себе (например, использование деятельности сиделки по уходу за больным) либо в качестве средства по доставке материальных или духовных благ (например, торговля продовольственными и промышленными товарами, экскурсионное обслуживание и т.д.)

Удовлетворение потребности не уничтожает потребность. Оно переводит ее в иную форму существования – в состояние той или иной удовлетворенности. И напротив, неудовлетворенная потребность вызывает состояние неудовлетворенности, которое побуждает индивида к новой деятельности, к поиску иных возможностей, условий, путей, форм, средств удовлетворения имеющейся потребности. В случае безрезультатности этих поисков и соответственно невозможности удовлетворения потребности возможны следующие типы деятельности индивида, по-разному влияющие на потребности.

Во-первых, замещение потребностей – это означает, что индивид вместо одной потребности, удовлетворение которой затруднено или невозможно, удовлетворяет другую, родственную или схожую с первой. Например, невозможность из-за недостатка денег удовлетворить потребность в автомобиле – иномарке индивид замещает покупкой отечественного автомобиля “Лада “. Механизм замещения потребностей срабатывает тогда, когда либо потребность не является сильной, либо индивид по своим психосоциальным качествам предрасположен к замещению. Такими качествами могут быть: невысокое социальное положение индивида, отсутствие у индивида притязаний на более высокое социальное положение, отсутствие тщеславия, честолюбия, скромность, отсутствие комплексов неполноценности и желания кому-то доказывать, что индивид лучше, чем о нем думают окружающие и т.п.

Во-вторых, откладывание потребностей, то есть отсрочка их удовлетворения до того времени, когда у индивида появятся реальные возможности удовлетворить эти потребности. Например, индивид, имеющий потребность в иностранном автомобиле, не покупает “Ладу“, а продолжает копить деньги на иномарку. Такая деятельность может быть обусловлена как соответствующими психосоциальными качествами индивида, так и внешними обстоятельствами (например, ожидаемым в ближайшее время повышением зарплаты, давлением семьи, предполагаемым повышением по службе и т.п.)

В-третьих, отказ от потребностей. Такая деятельность возможна по отношению не ко всякой потребности. От физиологических потребностей (в питье, одежде, обуви, жилище и других) невозможно отказаться, ибо их удовлетворение выступает необходимым условием существования человека как живого существа. Есть и некоторые социальные потребности, которые индивид тоже не может отбросить, если он хочет остаться нормальным членом общества. (Например, потребность в элементарном воспитании и минимальном образовании, потребность в использовании определенной бытовой техники, одежды, форм досуговой деятельности, принятых в социальной группе, в которую входит индивид и ценности которой он разделяет. Вместе с тем существует у каждого индивида и много потребностей, от которых он может отказаться без ущерба для своего как биологического, так и социального бытия.

Взаимодействие индивидуальной деятельности и потребностей имеет сложный и неоднозначный характер. Он выражается не только в сложном и противоречивом влиянии деятельности на потребности: их актуализации, удовлетворении в той или иной мере, неудовлетворении с последующим замещением, отсрочкой удовлетворения либо отказом от них. Потребности тоже отказывают существенное и разнообразное влияние на деятельность: они порождают ее, определяют характер и формы осуществления (каждая потребность требует своей специфической деятельности), выступают постоянным двигателем деятельности, переходя из потенциального состояния в актуальное и обратно.

Взаимодействие индивидуальной деятельности и потребностей, в отличие от взаимодействия производства и потребностей на уровне общества, имеет незакономерный, случайный по преимуществу характер. Закономерности общественной жизни (в том числе и взаимодействия производства и потребления) представляют собой обобщение деятельности индивида и малых социальных групп (в том числе ее взаимодействие с потребностями). В процессе этого обобщения происходит отбрасывание, отвлечение от всего случайного, субъективного, единичного и в закономерность входит необходимое, объективное, общее. Поэтому взаимодействие индивидуальной деятельности с потребностями индивида имеет столь разнообразный, яркий, неоднозначный характер.

Взаимодействие потребностей и деятельности индивида обеспечивает поддержание, восстановление, воспроизведение жизненных сил человека. В жизненные силы каждого человека включаются его физические, физиологические, психические и социальные качества. Жизненные силы – это совокупность определенных качеств человека, которые позволяют ему осуществлять соответствующую деятельность. Разная степень развития этих качеств выражаются следующими понятиями: задатки-наименьшая степень развитости, способности – средняя степень развитости, таланты – высшая степень, а гениальность – наивысшая степень. По происхождению качества, необходимые индивиду для осуществления той или иной деятельности, имеют природный, биологический характер. Однако в процессе жизни индивида они при наличии соответствующих социальных условий получают свое развитие, завершающее формирование и реализацию. Если соответствующих социальных условий в жизни индивида нет, то эти качества остаются в потенциальном состоянии, не получают развития и реализации либо реализуются, не достигнув высшего развития (талант зарывают в землю).

Развитие и реализация жизненных сил индивида зависит не только от социальных уровней его жизни, но и от его личностных качеств: силы воли, работоспособности, целеустремленности и т.п. Причем высокие личностные качества позволяют индивиду и при скромных задатках достичь больших результатов в жизнедеятельности. И, напротив, при низких личностных качествах индивида, имея богатые задатки, так и не реализуют их и не добиваются в жизни заметных успехов.


Сейчас читают про: