double arrow

Различие иерархий ценностей в социокультурном пространстве

3.

Начнем с характеристики различия иерархий ценностных ориентации у мужчин и у женщин. Как показал В. Геодакян, функциональное различие полов оно порождено потребностью совместного бытия живых существ.

Соответственно определяется "разделение труда" между полами: изначально в истории человечества мужчина — добытчик пищи и защитник от врагов, то есть охотник и воин, женщина — хранительница очага, распределитель добычи и "роженица".

Соответственно инвариантны и порождаемые этими функциональными различиями особенности иерархических структур в системах ценностей обоих полов: у женщины ценностная доминанта — стабильность, покой, порядок, гармония, традиция, у мужчины — динамизм, нарушение сложившегося порядка вещей, обновление бытия, изобретение все новых и новых форм деятельности.

Бессмысленно ставить вопрос об абсолютных преимуществах той или другой системы ценностей или желать приравнять одну к другой из-за абстрактно понимаемого идеала равенства полов, ибо эти иерархические структуры равноценны в принципе, в равной степени необходимые обществу, культуре, самосохранению и одновременно саморазвитию человечества; понятно, что в разных конкретных условиях одна из них оказывается более эффективной, чем другая.

Еще более очевидны особенности иерархических структур аксиосферы в разных социальных субкультурах одного исторического типа культуры. В моих работах последних лет показано, что в средневековой культуре в целом и в ее художественном самосознании явственно различаются четыре модификации: фольклорная, существовавшая в деревне и сохранявшая синкретическую аморфность первобытной культуры; субкультуры, сложившиеся в храме и монастыре; в замке и дворце; в развивающемся ремесленно-торговом городе. Они различались по многим внутренним и внешним признакам, но определяющим было различие иерархий ценностей: в одном случае верховной, всеопределяющей и всеподавляющей ценностью было служение Богу; в культуре рыцарского замка и княжеского дворца доминанта была светской, обусловливая двоякие функции этой культуры — политически-демонстрационную и декоративистски-гедонистическую: действительно, образ жизни рыцарей и королей с их придворной знатью диктовал необходимость эстетического утверждения, с одной стороны, их власти и военной силы, воплощения идеи государственного величия, превосходства социального происхождения аристократов, их положения, богатства, а с другой — их стремления наслаждаться своей властью и богатством, которое удовлетворялось безмерным украшением жилья, одежды, убранства быта, играми и художественными развлечениями; бюргерство же, сохраняя светскую доминанту в системе своих ценностей, выдвигало на вершину аксиологической пирамиды значение продуктивного труда, материального интереса, силы денег, способной соревноваться с могуществом власти и церкви.

Также инвариантны и особенности иерархических структур в системах ценностей различных национальных культур.

В ходе истории социальное, национальное, культурное, специализированно-профессиональное, возрастное расслоение общества при отмирании традиционной культуры, привело к еще большему дроблению культуры и изменениям иерархии ценностей.


Сейчас читают про: