double arrow

Ценности социальных групп — правовые, политические, религиозные


2.

Исторический процесс образования государств потребовал появления законодательного оформления правовых отношений, определявших обязанности и права каждой части общества и обязательных для всех представителей каждого сословия и каждой этнической, половой, возрастной, профессиональной группы. Тем самым сложилась и была формализована новая система ценностей: Общественный порядок, Права, Законопослушание.

Правовые ценности – это ценности государства, закрепляемые законодательно и требующие законопослушания от всех членов общества.

Уже в полисах Древней Греции сложились разные социальные системы, каждая из которых имела свое законодательство — ибо устанавливали его люди, а не боги.

Вместе с тем, чем сложнее становилась структура социально неоднородного общества, тем более непреложной оказывалась необходимость удвоения способов его организации — дополнение правового способа политическим. Ибо если первый призван регулировать отношения между социальным целым, его составными частями социальными группами и каждым индивидом, то второй нужен для того, чтобы регулировать отношения между самими этими социальными группами — сословиями, классами, нациями, различными частями сословия, класса, нации, представляемыми политическими партиями и организованными движениями. Поскольку же отношения эти являются борьбой за власть, они должны опредмечиваться в соответствующих программах, теоретических концепциях, идеологических системах, за которыми стоят соответствующие системы ценностей.

Политическими ценностями становятся Патриотизм, Гражданственность, Национальное достоинство, Сословная гордость, Классовая солидарность, Партийная дисциплина и т. п., то есть духовные силы, объединяющие множество людей независимоот того, знакомы ли они, находятся ли в непосредственном контакте друг с другом. Политические ценности рождаются на социально-психологическом уровнеобщественного сознания, как общие для макрогруппы черты национального характера,сословной психологии, классового самосознания, и формулируются на идеологическомуровне теоретиками.

Значение политических ценностей в истории человечества амбивалентно — они и объединяют, и разъединяют людей, ибо укрепляют единство какой-то одной части человечества, тем самым разрушая его целостность, вплоть до провоцирования и оправдания военных и революционных конфликтов. Так политические ценности возникли и стали могущественной силой в жизни общества, порожденные этническим, экономическим, организационным, социально-психологическим и идеологическим расчленением человечества.

Правовые ценности являются, таким образом, по природе своей силой упорядочивающей, стабилизирующей, консервативной, тогда как политические ценности могут иметь и конструктивный и деструктивный характер, могут обосновывать и реакционную, и реформаторскую, и революционную практику.

Соприкасаясь, с одной стороны, с правом, политика, с другой стороны, сталкивается с религией. Закономерность возникновения религии и ее необходимость на ранних этапах истории человечества связаны с тем, что в организации общественного бытия правовые и политические ценности имеют ограниченную сферу действия, поскольку не затрагивают те глубинные уровни жизни человеческого духа, на которых произрастают ценности религиозные: если и право, и политика получают рациональное обоснование, аппелируют к разуму и рационально формулируют свои ценности, то религия овладевает иррациональным уровнем человеческого сознания, объединяя людей не знаниями и рассуждениями, а верой и переживанием недоступного познанию. Поэтому религия не может быть вытеснена и опровергнута рациональными средствами — она находится с познанием в отношении взаимной дополнительности, то есть опирается на другие способности человеческой психики. Потому в сознании Ученого религиозное переживание мира может подчас уживаться с научным мышлением, и веру в Бога способны вытеснить не научные рациональные доводы, а только другая, лишенная мистицизма, вера — скажем, вера в грядущее счастье человечества не на небе, а на земле, или в покорение людьми космоса, или в бесконечность научного и технического прогресса, или в преобразующие человека возможности искусства...

Люди испытывают потребность в вере в разной степени, в зависимости от соотношения в психике каждого индивида рациональных и иррациональных ее"механизмов", и от особенностей воспитания, от умонастроения среды, от счастливой или несчастной жизни, от тех или иных случайных обстоятельств; если же говорить об исторической потребности культуры в религиозных ценностях, то она была — и остается поныне — обратно пропорциональной уровню объективного знания каждой эпохи о мире и человеке, ибо религиозная вера, как всякая иная, есть способ восполнения дефицита информации.

В отличие от нравственного сознания, которое покоится на любви и уважении человека к человеку, религия "дополняет " любовь ненавистью, уважение одних презрением других, сближение представителей одной конфессиональной группы ее отчуждением от всех других.

Вот почему наивно иллюзорны надежды некоторых неортодоксальных религиозных мыслителей на возможность преодоления межконфессиональных различий в будущем и слияние всех конфессий в единую религию человечества: несовместимы разные мифологии, лежащие в основе религиозной веры, — нельзя слить в один образ Иегову, Будду, Христа и нельзя объединить повествования Библии, Авесты и Корана.

Достижение единства человечества возможно не на религиозной, а на нравственной основе — именно потому, что нравственное сознание утверждает ценность человека как человека, то есть соотносит его не с какой-либо сверхчеловеческой мифической силой, а с реальнейшей историей человеческого рода, представителем которого является каждый из нас и в соотнесенности с судьбой которого и определяется ценность личности.

Вместе с тем, не будучи носительницей общечеловеческой системы ценностей, религия отличается от всех других форм ценностного сознания тем, что оказывается способной осмыслить не какую-то часть реальности — материальную или духовную, социальную или природную — а все существующее и несуществующее, мыслимое и чувствуемое, рассматриваемое как символическое представление Божественной благости или дьявольских козней. По справедливому заключению Э.Дюркгейма, религия ценностно осмысляет все сущее, связывая таким образом природу, общество, человека, бытие и небытие, реальное и воображаемое, конкретное и абстрактное, — она может сделать "священными вещами" все, от куска камня, поставленного на могилу, до ритуальных речений, обращенных к мифическому Божеству.


Сейчас читают про: