double arrow

Приемы активного слушания. Язык телодвижений, помогающий эффективному общению

Язык телодвижений, помогающий эффективному общению

1. Рукопожатие должно быть крепким, но сдержанным:

слишком слабое рукопожатие воспринимается как

неуверенное, безвольное, слишком крепкое характеризует человека как слишком самоуверенного.

2. Не вторгайтесь без необходимости в «личное пространство» собеседника (около 1-2 м).

3. Поддерживайте зрительный контакт, но не смотрите на собеседника слишком пристально. Отсутствие зрительного

контакта воспринимается как незаинтересованность или неуверенность в себе, слишком пристальный взгляд – как

стремление навязать свое мнение.

4. Стремитесь к тому, чтобы ваши движения и реакции вошли в резонанс с движениями и реакциями собеседника – этим вы показываете свой интерес и внимание как к нему, так и к его словам.

5. Избегайте «закрытых» поз: они демонстрируют вашу напряженность и могут означать: «Я вам не доверяю».


Активное слушание помогает понять, оценить и запомнить информацию, полученную от собеседника. Кроме того,

использование приемов активного слушания может побуждать собеседника к ответам, направлять беседу в

нужное русло и препятствовать неверному пониманию или ошибочной интерпретации

информации, полученной от собеседника. Цель –

получение максимально полной и точной информации для принятия верного решения.

Действия, ориентированные на конфликт или консенсус, рассмотрены в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Действия, ориентированные на конфликт или консенсус

Ориентация на конфликт Ориентация на консенсус
1 Возражать • «Этого я еще не слышал» • «Это вы видите все в свете» • «Здесь вы меня неправильно поняли» 2 Поучать • «Вы должны еще раз точно просмотреть документы» «Вы должны лучше слушать меня» • «Итак, теперь вы меня внима- тельно послушайте» 3 Оправдывать • «Это, по-видимому, было • «Этого мне никто не сказал» 4 Убеждать • «Вы ведь со мной одного мне- ния, что...» 5 Утверждать, настаивать • «По-другому это нельзя • «Я на это смотрю так» 1. Задавать вопросы • «Какого вы мнения об этом?» • «Как вы об этом догадались?» • «К какой теме вы хотите обра- титься?» • «Кто, кроме вас, такого же мнения?» 2. Констатировать • «Это новый аспект вопроса для меня» • «Мне трудно следить за вами» • «Я»-обращение • «Я не понимаю, почему вы пункту придаете такое большое значение. Я хотел бы, чтобы мы перешли к следующей теме» • «Мне нравится ход которые мы до сих пор вели» 3. Внимательно слушать • «Из вашего высказывания я заключаю, что...» • «Что касается меня, я с вами

Ориентация на конфликт Ориентация на консенсус
6 Провоцировать, игнорировать, иронизировать • «Ваше поведение, которое мы сих пор наблюдали, что вы действуете • «Ваше предложение что вы теоретик. К сожалению, на практике это все выглядит по-другому» соглашусь, но как...» • «Я правильно вас понял, что...» • «Выгода» — аргументация • «Это означает для вас...» • «Тем самым вы получаете тию...» • «Это вам позволит...» • «Это требуется вам...»

Сейчас читают про: