Тема 2. Роль маркетинга в системе управления фирмой. Основные концепции маркетинга. Маркетинговое управление и маркетинговое мышление. Процесс управления маркетингом: этапы и подходы.
Тема 1.Особенности современного этапа общественно-экономического развития России. Потребности в изучении и применении маркетинга. Тенденции в развитии рынка. Особенности развития маркетинга в условиях северного региона. Роль Тюм ГНГУ в развитии маркетинга в России и Тюменском регионе. Криогенные факторы.
Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта, используемых в туристских перевозках
У каждого вида транспорта есть свои преимущества и недостатки, обусловленные историческим развитием, техническими, экономическими и экологическими характеристиками.
Так, высокой пассажировместимости и комфорту путешествия на морских и речных судах противопоставляется их невысокая мобильность и скорость сообщения.
Высокая скорость доставки на самолетах при достаточно высоком уровне сервиса связана с высоким уровнем тарифов.
|
|
Высокая мобильность автомобильного транспорта противопоставляется невысокой пассажировместимости и низкому уровню безопасности и др.
Достоинства | Недостатки | |
Автотуры | 1. Максимальная Мобильность – автомобильные дороги есть даже там, где нет железнодорожного полотна, аэропорта или порта 2. Максимальная информативность. 3. Возможность совершения остановок в пути следования 4. Доступность (дешевизна) | 1. Минимальная степень комфорта 2. Загрязнение окружающей среды 3. Необходимость получения транзитных виз 4. Небольшая скорость движения |
Железно дорожные туры | 1. Большая степень комфорта в дороге 2. Высокая информативность 3. Доступность (дешевизна) 4. Средняя мобильность | 1. Необходимость получения транзитных виз 2. Невысокая скорость движения 3. Поставщик туристских услуг (железные дороги) – естественный монополист |
Авиатуры | 1. Максимальная скорость передвижения 2. Средний или высокий уровень комфорта в дороге 3. Максимальный географический охват 4. Нет необходимости в транзитных визах | 1. Низкая информативность туров 2. Дороговизна 3. Низкая мобильность (зависимость тура от места расположения аэропорта) |
Круизы | 1. Максимальный комфорт туристов 2. Единство средства размещения, питания, транспортировки и досуга 3. Возможность сходить на берег по круизным спискам (вообще без визы) | 1. Синдром замкнутого пространства 2. Низкая скорость движения судов 3. Дороговизна 4. Низкая мобильность туров |
Туризм полностью зависит от транспорта, поэтому безопасность последнего, его скорость, качество удобств, предоставляемых пассажиру, имеют большое значение. Развитие туризма сдерживается тем, что транспортные системы в ряде стран не соответствуют мировым стандартам комфортабельности, эффективности и безопасности, а строительство новых аэропортов, автострад и железных дорог требует огромных инвестиций и времени.
|
|
Особенности современного этапа общественно-экономического развития России определяются целым комплексом факторов внешнего и внутреннего порядка. К числу основных из них относятся тенденции развития мирового сообщества и международного экономического пространства, с одной стороны, и специфика характеристик страны, связанной с ее историческими корнями, с другой.
Потребность в маркетинге появилась на рубеже 19-20 вв., когда на смену «рынка продавца» стал приходить «рынок потребителя». В условиях развития современного рынка на фоне кризисных явлений в мировой и отечественной экономике потребности в изучении и применении маркетинга растут. Сегодня, если компания не стремится занять лидирующее положение, то существует высокая вероятность, что она погибнет под натиском конкурентов. Очевидно, что эффективность деятельности предприятия в условиях усиления реальных угроз со стороны внешнего окружения в существенной мере зависит от уровня развития маркетинга.
Развитие маркетинга в условиях конкретного региона, в данном случае северного, будет иметь свою специфику, связанную с конкретными особенностями развития данного региона. Конкретные условия развития воздействуют на выбор инструментов маркетинга с учетом специфических характеристик потребителей, связанных с особенностями их проживания на северной территории.
Роль ТюмГНГУ в развитии маркетинга в России и Тюменском регионе велика, т.к. это один из немногих в стране вузов, который имеет специальность «Маркетинг». Специалисты-маркетологи нужны практически во всех сферах деятельности предприятий, функционирующих в условиях рыночной экономики. Обучаясь в вузе, будущие специалисты получают необходимые знания и навыки для работы в качестве маркетологов, в том числе по управлению маркетингом.
В эпоху глобальных экономических и экологических изменений важность роли маркетинга как основы функционирования предприятия в условиях рыночной экономики становится очевидной.
В классическом понимании маркетинг- это прежде всего предпринимательская деятельность, связанная с продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю. Современные специалисты в сфере экономики рассматривают маркетинг в более широком смысле- как философию бизнеса, определяющую стратегию и тактику предприятия в условиях конкренции.
Современные предприятия должны разрабатывать и производить лучшие товары и услуги и находить лучшие пути продвижения их на рынок, чтобы выжить и обеспечить дальнейшее свое развитие. То, что когда-то считалось достаточно хорошим, теперь не выдерживает конкуренции. Ресурсы, которые раньше считались неисчерпаемыми, теперь должны использоваться более рационально, что предполагает обоснованный выбор перспективных направлений развития бизнеса. Таким образом, эффективность функционирования предприятия в условиях реальных угроз со стороны внешнего окружения тесно связана с управлением маркетингом.
Управление маркетингом – это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль проведения мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких, как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т.д.
|
|
Главной задачей управления маркетингом является воздействие на уровень, время и характер спроса таким образом, чтобы это помогало организации в достижении стоящих перед ней целей.
Иными словами, управлять маркетингом – управлять спросом.
Ф Котлер отмечает пять основных подходов, на основе которых фирмы осуществляют маркетинговую деятельность. К ним относятся:
§ концепция совершенствования производства,
§ концепция совершенствования товара,
§ концепция интенсификации коммерческих усилий,
§ концепция маркетинга,
§ концепция социально-этичного маркетинга.
Принципы маркетинга должны не только способствовать повышению способности предприятия приспосабливаться к рыночной ситуации, но и также облегчить управление рынком. В связи с этим сущность концепции совершенствования производства заключается в массовом эффективном производстве продукции с минимальными затратами с целью широкого распространения товаров по доступной цене для большей части потребителей.
Ф Котлер обращает особое внимание на необходимость ориентации предприятий на товар. По этой концепции предполагается, что потребители при данной цене будут стремиться приобрести товары и услуги высшего качества. В связи с этим основные усилия предприятий должны быть направлены на повышение качества продукции.
В маркетинге часто применяется концепция ориентации на продажу или интенсификацию коммерческих усилий, которая предполагает применение при организации продажи товаров, услуг различных активных форм сбыта и его стимулирования.
В основе концепции маркетинга лежит утверждение, что залогом достижения целей предприятия являются определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными способами, чем у конкурентов.
В самое последнее время появилась концепция социально-этичного маркетинга, которая стала дальнейшим развитием маркетинговых идей в условиях усложняющейся социально-экономической и экологической обстановки. Суть ее сводится к необходимости сбалансированности трех факторов, которые могут вступать в противоречие между собой: прибыли предприятий, потребностей покупателей и интересов общества.
|
|
Процесс управления маркетингом базируется на использовании концепции маркетинга исходя из понятия функций управления: вначале проводится анализ маркетинга с целью выбора направлений маркетинговой деятельности, далее разрабатываются планы маркетинга, выполнение которых предполагает организацию и контроль в ходе выполнения этих планов. Эффективное управление маркетингом невозможно без реализации функции мотивации, т.к. маркетинговая деятельность осуществляется людьми и ориентирована на людей.
Руководители и ведущие специалисты маркетинговых служб должны удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к кадрам управления (компетентность, высокие моральные качества и т.д.). Кроме того. Они должны удовлетворять ряду специфических требований, определяемых особенностями работы в области маркетинга.
К числу таких требований относятся:
1. Системность знаний, большая эрудиция и кругозор. Маркетолог должен обладать знаниями и в области последних достижений НТП, и в области коммерческой деятельности, и в области производства и т.д.
2. Коммуникабельность. Маркетолог должен уметь находить общий язык с людьми разных мировоззрений, привычек, характеров, проживающих в разных регионах и странах и занимающимися разными видами деятельности
3. Мобильность, высокая степень динамизма, стремление к новому. Для современного рынка характерна стремительность изменений, время в маркетинге – решающий фактор
4. Дипломатичность, умение гасить конфликты. Являясь носителем нового, маркетолог, вынуждая других руководителей идти на нововведения, вызывает этим у них противодействие и раздражение.
5. Знание иностранных языков.Для тех, кто ведет операции с зарубежными партнерами.