Особенности взаимоотношений права и экономики в пределах социальной системы с рыночной экономикой

Соотно­шение государства, права и экономики в различных социальных системах

Типы социальных систем: социальные системы с рыночной экономикой; 2) социальные системы с администра­тивно-командной экономикой (или системы, в которых полностью или почти полностью отсутствуют элементы рыночной экономики); 3) соци­альные системы со смешанной экономикой.

Характерные особенности взаимоотношений государства и экономики в условиях существования исторически сложившейся третьей группы рыночных социальных систем заключаются в следующем:

а) установление преимущественно партнерских отношений между государственными и рыночными структурами;

б) минимальное вмешательство государства в экономику, уровень которого для каждой страны является, как правило, различным;

в) органичное сочетание административно-правовых с финансовыми и иными "либеральными" средствами воздействия государства на экономические отношения;

г) сосредоточение в руках государства лишь минимальных, объективно необходимых для его нормального существования и функционирования материальных средств;

д) полное сосредоточение в руках государства финансовой и налоговой систем;

е) доминирование частной собственности над государственной и всеми другими формами собственности.

О характере взаимосвязи и взаимодействия государства и экономики в условиях рыночных отношений существует огромная научная литература. В силу этого нет необходимости останавливаться здесь на освещении данного вопроса.

Принципы взаимоотношений права и экономики в пределах социальной системы с администра­тивно-командной экономикой, сформулированные Ф. Хайеком:

- опора на спонтанные силы общества и применение прину­ждения в исключительных случаях;

- свобода личная и политическая не может существовать без свободы экономической;

- невозможна замена конкуренции координацией сверху: конкуренция позволяет координировать деятельность внутренним образом, избегая насильственного вмешательства, и дает шанс индивиду принимать само­стоятельные экономические решения;

- планирование возможно лишь тогда, когда оно способствует конку­ренции, не действует против нее;

- система, основанная на конкуренции, нуждается в разумном право­вом механизме, вместе с тем есть области, где никакие правовые уста­новления не могут создать условий для функционирования частной соб­ственности и конкуренции;

- государство должно ограничиваться установлениями общих правил, способствующих развитию конкуренции, законодательство должно быть сконструировано для охраны и развития конкуренции;

- формальное равенство перед законом несовместимо с любыми дей­ствиями государства, нацеленными на обеспечение материального ра­венства различных людей, и всякий политический курс, основанный на идее справедливого распределения, однозначно ведет к разрушению правозаконности.

Подобное взаимоотношение между правом и экономикой было ха­рактерно для многих стран Европы и Америки до экономического кри­зиса 1929-1933 гг., когда функционирование экономики в большей сте­пени основывалось на спонтанных процессах, нежели на каких-либо организующих, в том числе правовых.

С конца 30-х го­дов получает свое распространение теория регулируемого капитализма, или кейнсианства, по имени основоположника этого учения английско­го ученого-экономиста Джона Мейнарда Кейнса. Основные принципы данного подхода:

- государственная поддержка инвестиций в сфере транспорта, строительства жилья, коммуникаций и т.д.

- времена автоматической саморегуляции капитализма ушли в про­шлое, и государственное воздействие является непременным условием здоровой рыночной экономики.

- методы государственно-правового вмешательства в экономику: важнейшим объектом регулирования является эффек­тивный спрос и в первую очередь наиболее важный его компонент - инвестиции. Привлечь инвестиции можно, во-первых, за счет понижения ставки процента за кредиты, во-вторых, за счет актив­ного финансирования, кредитования частного предпринимательства и, в-третьих, благодаря государственной бюджетной политике.

Для периода Великой депрессии показательным примером позиции государственной власти в отношении экономики стал "новый курс" Ф. Рузвельта. Суть мероприятий "нового курса" заклю­чалась в следующем:

- восстановление национальной промышленности (установление пра­вил, регулирующих условия конкурентности, занятости и найма, защиты потребителей, установление форм налогообложения и другие меры, свя­занные с увеличением общественных работ);

- регулирование сельского хозяйства (сокращение посевных площадей и поголовья скота в целях поддержания цен на сельскохозяйственную продукцию, рефинансирование фермерской задолженности государст­ву);

- банковская реформа (разъединение инвестиционных и коммерческих банков и т.д.), усиление контроля над банками;

-контроль над выпуском акций, запрет на манипуляции с ценными бумагами, ежегодная отчетность;

-налоговая политика, в основе которой "справедливое распределение национального дохода" (введение прогрессивного налога на доходы);

- введение "справедливых" условий труда (отмена детского труда, вве­дение минимальной заработной платы, максимальной рабочей недели);

- массированные государственные инвестиции в жилищное строитель­ство, коммунальные сооружения и транспорт.

Таким образом, с помощью правовых установлений происходило сглаживание социально-экономических противоречий в период вели­чайшего мирового кризиса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: