Соотношение государства, права и экономики в различных социальных системах
Типы социальных систем: социальные системы с рыночной экономикой; 2) социальные системы с административно-командной экономикой (или системы, в которых полностью или почти полностью отсутствуют элементы рыночной экономики); 3) социальные системы со смешанной экономикой.
Характерные особенности взаимоотношений государства и экономики в условиях существования исторически сложившейся третьей группы рыночных социальных систем заключаются в следующем:
а) установление преимущественно партнерских отношений между государственными и рыночными структурами;
б) минимальное вмешательство государства в экономику, уровень которого для каждой страны является, как правило, различным;
в) органичное сочетание административно-правовых с финансовыми и иными "либеральными" средствами воздействия государства на экономические отношения;
г) сосредоточение в руках государства лишь минимальных, объективно необходимых для его нормального существования и функционирования материальных средств;
|
|
д) полное сосредоточение в руках государства финансовой и налоговой систем;
е) доминирование частной собственности над государственной и всеми другими формами собственности.
О характере взаимосвязи и взаимодействия государства и экономики в условиях рыночных отношений существует огромная научная литература. В силу этого нет необходимости останавливаться здесь на освещении данного вопроса.
Принципы взаимоотношений права и экономики в пределах социальной системы с административно-командной экономикой, сформулированные Ф. Хайеком:
- опора на спонтанные силы общества и применение принуждения в исключительных случаях;
- свобода личная и политическая не может существовать без свободы экономической;
- невозможна замена конкуренции координацией сверху: конкуренция позволяет координировать деятельность внутренним образом, избегая насильственного вмешательства, и дает шанс индивиду принимать самостоятельные экономические решения;
- планирование возможно лишь тогда, когда оно способствует конкуренции, не действует против нее;
- система, основанная на конкуренции, нуждается в разумном правовом механизме, вместе с тем есть области, где никакие правовые установления не могут создать условий для функционирования частной собственности и конкуренции;
- государство должно ограничиваться установлениями общих правил, способствующих развитию конкуренции, законодательство должно быть сконструировано для охраны и развития конкуренции;
|
|
- формальное равенство перед законом несовместимо с любыми действиями государства, нацеленными на обеспечение материального равенства различных людей, и всякий политический курс, основанный на идее справедливого распределения, однозначно ведет к разрушению правозаконности.
Подобное взаимоотношение между правом и экономикой было характерно для многих стран Европы и Америки до экономического кризиса 1929-1933 гг., когда функционирование экономики в большей степени основывалось на спонтанных процессах, нежели на каких-либо организующих, в том числе правовых.
С конца 30-х годов получает свое распространение теория регулируемого капитализма, или кейнсианства, по имени основоположника этого учения английского ученого-экономиста Джона Мейнарда Кейнса. Основные принципы данного подхода:
- государственная поддержка инвестиций в сфере транспорта, строительства жилья, коммуникаций и т.д.
- времена автоматической саморегуляции капитализма ушли в прошлое, и государственное воздействие является непременным условием здоровой рыночной экономики.
- методы государственно-правового вмешательства в экономику: важнейшим объектом регулирования является эффективный спрос и в первую очередь наиболее важный его компонент - инвестиции. Привлечь инвестиции можно, во-первых, за счет понижения ставки процента за кредиты, во-вторых, за счет активного финансирования, кредитования частного предпринимательства и, в-третьих, благодаря государственной бюджетной политике.
Для периода Великой депрессии показательным примером позиции государственной власти в отношении экономики стал "новый курс" Ф. Рузвельта. Суть мероприятий "нового курса" заключалась в следующем:
- восстановление национальной промышленности (установление правил, регулирующих условия конкурентности, занятости и найма, защиты потребителей, установление форм налогообложения и другие меры, связанные с увеличением общественных работ);
- регулирование сельского хозяйства (сокращение посевных площадей и поголовья скота в целях поддержания цен на сельскохозяйственную продукцию, рефинансирование фермерской задолженности государству);
- банковская реформа (разъединение инвестиционных и коммерческих банков и т.д.), усиление контроля над банками;
-контроль над выпуском акций, запрет на манипуляции с ценными бумагами, ежегодная отчетность;
-налоговая политика, в основе которой "справедливое распределение национального дохода" (введение прогрессивного налога на доходы);
- введение "справедливых" условий труда (отмена детского труда, введение минимальной заработной платы, максимальной рабочей недели);
- массированные государственные инвестиции в жилищное строительство, коммунальные сооружения и транспорт.
Таким образом, с помощью правовых установлений происходило сглаживание социально-экономических противоречий в период величайшего мирового кризиса.