double arrow

Форма государственного правления

Власть и оппозиция

Различие мнений, интересов, позиций, направлений политической жизни, порождаемое самой природой политики, ставит вопрос об отношениях между силами, обладающими политической властью, и теми, кто борется против них. Характер практического решения этого вопроса зависит от типа политической системы. В тоталитарных, авторитарных политических системах эти отношения антагонистичны, ни власть, ни оппозиция не признают права на существование друг друга, между ними возможны только отношения отбрасывания, подавления. Политика в этом случае становится зоной уголовного преследования, военного противостояния.

В демократической политической системе открывается возможность сосуществования, конструктивного взаимодействия как политических сил, обладающих государственной властью, так и тех, кто ей противостоит, оспаривает — оппозиции. Оппозиция может использовать разные формы взаимодействия с властью и влияния на нее.

Лояльная оппозиция действует как часть политической системы, соблюдая ее основные законы и принципы, отказывается от использования силы во взаимодействии с властью. Ее представители входят во все элементы политической структуры демократического общества, открыто и активно участвуют в политической жизни. Формы участия могут быть достаточно многообразны: избирательная деятельность, критика правительства и его действий, разнообразные формы влияния на принятие политических решений, иногда даже участие представителей оппозиции во властных структурах (конструктивная оппозиция). Власть и оппозиция в этом случае, несмотря на наличие очевидных противоречий, готовы к диалогу, сотрудничеству, особенно в сложных, кризисных условиях жизни общества.

Нелегальная оппозиция в силу разнообразных причин, зависящих как от правительства, так и от нее самой, исключается из политической системы, а ее права и притязания не признаются, а подавляются властными структурами. Нелегальная оппозиция осуществляет скрытую политическую деятельность, часто использует (или ее вынуждают использовать) насильственные средства борьбы.

Полулегальная оппозиция включает политические силы, которые воздерживаются от открытого вызова и противостояния по отношению к власти, но и не сотрудничают с ней, терпимо относятся к действиям других политических сил, выходящих за рамки разрешенного в данном обществе законом.

Форма государственного правления — это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов иих взаимоотношения с населением.

Верховной государственной властью являются глава государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство.

В зависимости от положения главы государства формы правления подразделяются на монархии и республики.

Монархия (от греческого — “единовластие”) — это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (короля, царя, шаха, императора и т.д.).

Признаки монархии:

o власть передается по наследству;

o осуществляется бессрочно;

o не зависит от воли населения.

Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных — Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие его власть (Англия, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и т.п.).

Монархия была господствующей формой правления в мире на протяжении нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира.

Республика (от латинского — “государственные, общественные дела”) — это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от воли избирателей или представительного органа.

Признаки республики:

o выборность власти;

o срочность;

o зависимость от воли избирателей.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) — парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария. Австрия и др.) — совместно президент и парламент.

В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент — распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского — “запрет”) на решения законодательного органа.

В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства.

Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства — и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

65. Политические кампании: их стратегия и тактика

Политическая кампания — это система действий, рассчитанная на достижение определенной цели. Обычно такими целями в политике бывают изменения структуры власти в обществе, перераспределение политических полномочий, формирование органов власти, достижение тех или иных национальных приоритетов. Поскольку речь идет именно о коллективных действиях, то успех политической кампании в значительной степени зависит от степени поддержки ее целей как можно большим количеством людей.

Успех политической кампании предопределяется рядом обстоятельств:

o экономическая конъюнктура, на фоне которой разворачивается политическая кампания;

o понятные всем лозунги, символы, в которых в образной форме выражаются программные цели кампании, вызывающие эмоциональный отклик, позитивное отношение;

o наличие общепризнанного лидера, образ которого служит зримым выражением цели движения, кампании.

Для демократического общества важнейшим видом избирательных кампаний служат выборы.

Специальная техника ведения избирательных кампаний называется избирательной инженерией и строится на учете ряда объективных и субъективных обстоятельств:

o существует значительная степень зависимости настроений и политических предпочтений избирателей от состояния социально-экономических условий, в которых они находятся;

o господствующая в данном обществе или социальной группе политическая культура влияет на политические ориентации участвующих в голосовании людей;

o большое значение имеет личность претендента на выборную должность, его умение сделать понятной цель своих действий, симпатии или антипатии, которые он вызывает у голосующей (или отказывающейся голосовать) публики;

o для исхода голосования существенно не только отношение к личности кандидата, но и политической силе, которую он в данный момент представляет, чьи интересы декларирует и защищает.

Среди мотивов поведения, сдерживающих участие в выборах, доминирующую роль играет чувство безразличия к политическим деятелям, враждебность к политической системе, впечатление сложности, запутанности избирательного процесса, лишающее людей возможности сделать осознанный, продуманный выбор, а иногда и создающее впечатление игры или фарса, участие в котором рассматривается как недостойное дело.

1) Гос-во -(в шир. см. слова.)-Общность людей организуемые органы высшей власти проживающих на опред. территории.- (в узк. см. слова.)-Система учреждений обладающих верховной властью на опред. территории.

2) Полит. организация - вид существующей организации, созданной на основе совместной деятельности с целью реализации политико-властной цели полит. интересов.

3) Полит. партия –полит. движение, имеет высокую степень организации , достигает своих целей путём борьбы, программно не ограничиваясь лишь оказанием воздействия на способы осуществления власти.

4) Полит. лидерство – постоянное, легетивное влияние 1-ого или нескольких лиц, занимающие властные позиции.

5) Полит. власть -(в узк. см. слова.)-Система мер и действий удовлетворяющих потребности людей-(в шир. см. слова.)-Управление обществом через 3 подсистемы власти: закон., исполн. и судебная.

6) Полит. режим – сов-ть методов, которыми полит. власть действует в рамках данного полит. режима.

7) Полит. участие – неотъемлемое св-во любого индивида или соц. общности, которая служит средством выражения или достижения их интересов. Участие приобретает хар-р полит-ого, когда в СС вовлекается политика властные отношения.

8) Полит. взаимодействия – действия, высказывания и психические факторы, полит. СС и ОО.

9) Элита – соц. общность, которая формирует свои специфические интересы, может реализовать их сама, пользующееся преимуществом положения, а уже потом реализовать интересы общества.

10) Бюрократия – соц. слой, отличается от элиты лучшей подготовкой, монопольно владеющий не только управлением, но и знанием законов.

11) Бюрократизм – бумаготворчество, равнодушие к носителям (!), взятка (!), все виды вымогательства услуг (!), коррупция.

12) Полит. борьба – вкл. в себя по конфликты и компромиссы, полит. нейтралитет, уровни полит. консенсуса.


Сейчас читают про: