double arrow

Возникновение германского нацизма

Политическим и идеологическим предшественником национал-социализма в Германии было немецкое националистическое и антисемитское движение, которое сформировалось в конце 1870–1880-х годов. Его сторонники происходили преимущественно из среды городских и сельских мелких собственников и деклассированных элементов. Уже одна из первых политических организаций движения – «Лига антисемитов» имела тайное членство и была построена на жестких принципах слепого повиновения вождям. Лига и связанные с ней группировки собирали подписи под петицией за ограничение гражданских прав евреев, устраивали еврейские погромы. Действовали также «Христианско-социальная рабочая партия», «Социальная имперская партия», «Немецкий народный союз», «Немецкая партия реформ», «Немецкий союз антисемитов», объединение антисемитских студенческих союзов и др. В 1888 было создано объединенное общенациональное «Немецкое антисемитское объединение». Его программа предусматривала создание «немецко-социального государства» с сильной императорской властью, ограничением демократических свобод и агрессивной внешней политикой. Антисемиты предлагали ввести жесткое «государственно-социалистическое» регулирование экономики: установить контроль над банковской и биржевой деятельностью, над монополистическими объединениями, принять меры по защите крестьянства и развитию цехового ремесла, устранить классовую борьбу и добиться гармонии между трудом и «национальным» капиталом при уничтожении «антинационального» (прежде всего, еврейского). С 1890 движение антисемитов было представлено в германском парламенте – рейхстаге.

В начале 20 в. на идейную и общественную арену Германии вышло националистическое движение «фёлькише» (от нем. das Volk – народ). «Фёлькише» трактовали народ как культурно-биологическую и мистическую общность «крови и почвы» и пропагандировали превосходство «германского духа» и немецкой культуры над бездушной либеральной цивилизацией остальной Европы. Они не только воспевали древнегерманское прошлое и Средневековье, но и соединяли идеализацию старины с «расовыми теориями» Хустона Стюарта Чемберлена (1855–1927), графа Гобино и др., идеями социал-дарвинизма и господства сильных, а также с мистическими и оккультными учениями (теософией, ариософией и т.д.). Все эти старые и новые учения использовались для того, чтобы обосновать изначальное биологическое «превосходство» германской или «арийской» расы. Движение «фёлькише» составляли многотысячные общественные организации – молодежные, крестьянские, приказчицкие, рабочие и иные союзы, а также интеллигентские группы, которые занимались разработкой идеологии немецкого расизма и национализма. Среди этих последних особое место занимали оккультные ордена – «Германский орден», «Орден рыцарей святого Грааля» и «Общество Туле», избравшее своей эмблемой древний знак «свастики», который затем заимствовали национал-социалисты.

Значительная активизация националистических организаций в Германии произошла в период Первой мировой войны. Сотни тысяч человек состояли в таких появившихся в 1917–1918 группах, как «Свободный комитет за немецкий рабочий мир», «Независимый комитет за германский мир», «Народный комитет за скорейший разгром Англии» и т.д. 3 марта 1918 в Мюнхене возникла одна из таких организаций – «Свободный рабочий комитет за хороший мир» во главе с железнодорожным слесарем Антоном Дрекслером. Первоначально в нем состояло всего 40 членов. Фактически комитет Дрекслера находился под идейно-политическим влиянием «Общества Туле». После поражения Германии в войне националистические и реваншистские настроения усилились. 5 января 1919 на базе кружков и комитетов, связанных с «Туле» и Дрекслером, в одной из пивных Мюнхена было провозглашено создание Немецкой рабочей партии; в ней состояло первоначало около 40 человек. К осени 1919 в партию по заданию военного командования вступили офицеры, унтер-офицеры и солдаты, включая ефрейтора Адольфа Шикльгрубера, австрийца по происхождению, принявшего фамилию Гитлер и капитана Эрнста Рёма. В феврале 1920 партия сменила имя на НСДАП – Национал-социалистическую немецкую рабочую партию; членов партии (их было уже около 200) стали называть «наци» или «нацистами». Программа НСДАП соединяла принципиальные националистические декларации в духе «фёлькише» и всевозможные социальные обещания, адресованные к одинокому и ощущавшему страх перед миром «маленькому человеку», который должен был в итоге почувствовать себя хозяином страны. При этом нацисты широко пользовались принципом: обещать людям именно то, что те хотели услышать, не заботясь о выполнении сделанных посулов. В области внешней политики нацисты провозглашали своей целью объединение всех немцев в «Великой Германии» и отмены Версальского и других послевоенных договоров, как неравноправных и ущемлявших германские интересы. Что касается политики внутренней, то НСДАП объявляла себя сторонницей равных прав и обязанностей для всех германских граждан, но тут же оговаривала, что гражданами могут быть исключительно те, «в чьих жилах течет немецкая кровь»; евреи подлежали лишению гражданства. Партия взывала к духу коллективизма, но трактовала его весьма своеобразно, в традициях «фёлькише» и «фронтового братства», подчиняя личность определяемой на основе «расовых» критериев нации, организованной в идеале как огромная, жестко дисциплинированная военная машина. НСДАП заявила о своем стремлении к национальному, «подлинному и честному социализму», при котором «личная польза» подчинена «общественному благу», все люди трудятся умственно или физически (сюда включались не только наемный труд, но и предпринимательская деятельность), прибыли военных спекулянтов и ростовщиков национализированы, крупные тресты переданы государству, действует разветвленная пенсионная система, развиваются образование и здравоохранение. Крестьянам была обещана земельная реформа, рабочим – участие в прибылях предприятий, лавочникам и торговцам – закрытие крупных универмагов, принадлежавших «еврейскому капиталу». Различные социальные слои («сословия») должны были получить органы представительства своих интересов – «палаты».

Сущностью идеологии национал - социализма была идея избранности германской нации, созданной для того, чтобы управлять миром и неполноценности всех других наций. Остальные нации должны были быть либо уничтожены, либо низведены до положения рабов. Кроме того, национал-социализм подразумевал почти полное подчинениеличности государству. Рассмотрим теперь основные составляющиенационал - социализма. 1. В экономической сфере - создание жестко контролируемой государством экономики. Государство устанавливает жесткий контроль и даже национализирует ведущие экономические отрасли, но при этом сохраняет частную собственность и достаточно широкую экономическую свободу граждан во второстепенных отраслях - таких как сфера обслуживания, мелкая торговля и т.д. 2. В политической сфере - полное отрицание политических прав и свобод (избираемость власти, многопартийная система, свобода слова и т.д.) и, как следствие, политическая несвобода личности. 3. В сфере личной жизни - почти полный контроль государства над личной жизнью человека. В XX столетии крайний национализм (национал - социализм) достигсвоего расцвета в период 30-х-40-х гг. В это время в ряде европейских государств складываются режимы ультранационалистического, фашистского типа (Германия, Италия, Испания). Однако в ходе второй Мировой войны крайний национализм как идеология терпит поражение, а по ее окончании утрачивает ведущие политические позиции в мире. Разумеется, во второй половине XX века идеология крайнего национализма, идея избранности, превосходства той или иной нации по сравнению с остальными нациями была достаточно востребована.Пожалуй, наиболее яркими примерами идеологий предельного, крайнего национализма, идеологиями национальной нетерпимости во второй половине XX столетия могут служить противостоящие друг другу сионизм, исходящий из идеи избранности еврейской нации и противостоящий ему исламский радикализм, говорящий об избранностинародов, исповедующих ислам, как единственно истинную религию. Во внешнеполитической проекции отображением этого противостояния стал затяжной арабо-израильский конфликт на Ближнем Востоке, охвативший по времени почти всю вторую половину XX века.

Коммунизм – В основе коммунистической идеологии, идеи которой по окончании первой Мировой войны были на практике реализованы в России (СССР) партией большевиков, возглавляемой В.И. Лениным, лежали принципы установления диктатуры пролетариата, то есть политического господства одного из классов общества при подчинении, а в определенных случаях даже физическом уничтожении других классов. Кроме того, важной составной частью коммунистической идеологии было почти полное подчинение личности государству. Конкретное содержание коммунистической идеологии можно свести к следующим положениям:

1. В экономической сфере - полное уничтожение института частной собственности и как следствие, экономической независимости человека от государства. В СССР данный принцип был реализован на практике. Институт частной собственности как таковой в Советском Союзе отсутствовал. В других коммунистических государствах, в первую очередь в станах Восточной Европы, где коммунистические режимы были установлены по окончании второй Мировой войны, данный принцип соблюдался уже не столь строго. В ряде восточноевропейских государств - таких как Венгрия, Польша, Чехословакия, институт частной собственности (хотя и в ограниченном виде) был сохранен. 2. В политической сфере - полное отрицание политических прав и свобод (избираемость власти, многопартийная система, свобода слова) и, как следствие отсутствие политической свободы личности. 3. В сфере личной жизни - максимальный контроль государства над личной жизнью человека. В XX столетии коммунистическая идеология прошла сложный путь развития. Реализовавшись на практике в начале столетия, достигнув своего расцвета в середине века, в период 90-х годов, в результате распада СССР и краха мировой коммунистической системы коммунизм как идеология утратил свои позиции. На сегодняшний день необходимо отметить процесс социал-демократизации коммунистической идеологии. Суть этого процесса заключается в том, что современные коммунистические партии,как в России, так и в других странах мира отказываются от идей классического коммунизма (классовая борьба, отрицание частной собственности) и переходят на позиции социал-демократии.

Сейчас читают про: