double arrow

Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция делового общения

Общение как взаимодействие (типичные состояния сознания по Э. Берну, открытость и закрытость общения, этапы делового общения.

Эрик Бёрн (1910-1970) – американский психотерапевт, основоположник трансанктного анализа (ТА). В ТА выделяется сценарий (жизненный план) индивида, зачастую запланированный предками, «структурный анализ» состояний Я данного индивида (эго-состояний). Родитель – поведенческие схемы индивида, повторяющиеся схемы родителей. Взрослый – состояния Я, объективно оценивающие реальность. Ребенок – архаические пережитки детства. Остальные фазы транзактного анализа (по степе­ни возрастания сложности) — анализ действий, анализ игр и анализ жизненных сценариев. Действия, противоположные полученным посланиям, называются антисценарными.

По словам Э. Берна, наблюдения за пациентами привели его к открытию, согласно которому в каждый данный момент времени ин­дивид существует водном из трех основных состояний, име­нуемых состояниями Эго. Состояние Эго определяет, каким об­разом человек думает, чувствует и ведет себя в этот момент. Эти состояния Эго, в которых может находиться любой человек, носят названия Родитель, Взрослый и Ребенок. Сочетание трех ипостасей человеческого «Я» выражено в этих названиях не совсем удачно (из-за логических параллелей меж­ду Родителем и Взрослым, в результате чего они как бы объ­единяются в нашем сознании по своим функциям и противо­поставляются Ребенку; по Берну же это три самостоятельные субличности). Однако эта терминология прочно утвердилась и вошла в обиход не только у специалистов.

По мнению Э. Берну «личность индивида состоит из разных частей, и одна из этих частей может вводить в заблуждение другую точно так же, как он вводит в заблуждение других людей в своей повседневной жизни. Принципы анализа взаимодействий... объясняют, каким образом люди «надувают» самих себя и других, иногда с трагическими последствиями, и как они повторяют снова и снова такие шаблоны поведения».

Различные внутренние «Я» взаимодействуют с другими людьми по-разному, и при этом далеко не всегда в открытую, а зачастую подразумевая нечто совсем иное.

Согласносценарной теории выбора профессии Э. Берна существует взаимосвязь между общесемейной средой и выбором профессии. Данная теория объясняет содержание профессионального выбора строением личности субъекта и доминированием одного из Эго - состояний - «Родителя», «Взрослого», «Ребенка» («Дитя»). По его мнению Э.Берна, для профессиональной карьеры важна способность людей к изоляции «Родителя», «Взрослого» и «Ребенка», чтобы позволить каждому из них выполнять свои функции. Для некоторых людей доминирующие Эго - состояния становятся главной характеристикой их профессии: военные, домохозяйки, политики, учителя – это в основном «Родители». Диагносты, экономисты, химики, математики – входят в группу «Взрослые». Рабочие конвейерного производства, спортсмены, клоуны – «Дети».

Семейные сценарии передаются из поколения в поколение. Из Эго – состояния «Родитель» в Эго – состояние «Родитель» передаются модели семьи – каково оптимальное количество детей и как их воспитывать, семейные традиции, ответственность и права каждого члена семьи, вплоть до мелких подробностей семейного быта. В семейных моделях есть место для героев и злодеев, подвигов и подлостей, они несут в себе семейные истории, мифы и предания. Семейные модели могут быть жесткими, которые необходимо выполнять, и мягкими, от которых можно отойти или изменить их содержание. В семье каждый человек исполняет свою роль. Родители создают эмоциональный климат, который может быть теплым или холодным. Родители, обеспечивая постоянную заботу о детях, могут поощрять конструктивные сценарии удачников, либо проявляя непостоянство, безразличие к детям могут способствовать развитию деструктивных или непродуктивных сценариев неудачников.

Состояние «Родителя» может проявляться двояким образом (критическое и кормяще-заботливое), состояние «Ребенка»обнаруживает себя в формах – свободное, приспосабливающееся и бунтарское. Состояния «Родителя», «Взрослого» и «Ребенка» важны для человека. «Ребенок» является источником радости, творчества, интуиции. Благодаря «Родителю» наши реакции стали автоматическими, что позволяет сберечь массу времени и энергии. «Взрослый» перерабатывает информацию и учитывает возможности эффективного взаимодействия с окружающим миром, является посредником между Родителем и Ребенком (см. табл. 2.2.).


Таблица 2.2.


Сейчас читают про: