Регуляторы мотивации и главные мотивы работников

В различных ситуациях межличностного общения могут активизироваться различные состояния «Я» и определять собой конкретную структуру «Транзакций». Важнейший вид такой структуры – «игра» (система транзакций со скрытой мотивацией, предсказуемым исходом).

Иногда выделяют следующие функции делового общения: 1) инструментальную (общение как социальный механизм управления, позволяющий получить и передать информацию, необходимого доя реализации принятого решения и т.д.); 2) интегративную – средство объединения деловых партнеров для коммуникативного процесса: решение задачи, выработки совместного общения и т.д.; 3) самовыражающую – позволяет показать личностный интеллектуальный и психологический потенциал; 4) трансляционную – предназначается для передачи конкретных способов деятельности, мнений, суждений и пр.; 5) социально контролирующую – регламентирует поведение и деятельность и речевые акции участников делового взаимодействия; 6) социализирующую – развитие навыков культуры делового общения, делового этикета; 7) экспрессивную – деловые партнеры стремятся выразить и понять эмоции, переживания друг друга, чаще выражающиеся невербальными средствами.

Ориентация на контроль и понимание. Ориентация на контроль предполагает стремление управлять ситуацией и поведением других, которые обычно сочетаются с желанием доминировать во взаимодействии. Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и поведение других. Эти ориентации предполагают определенные закономерности общения.

Стратегия «контролера» - стремление заставить партнера принять свой план взаимодействия, навязать свое понимание ситуации, и довольно часто они действительно достигают контроля над взаимодействием.

Стратегия «понимателя»- адаптация к партнеру. «Контролеры» стремятся к доминирующим позициям «вертикального взаимодействия», а «пониматели» - к равным горизонтальным взаимодействиям.

Открытость и закрытость в общении. Открытость общения – открытость предметной позиции в способности выразить свою точку зрения на предмет и готовности учесть позиции других. Закрытость общения – нежелание раскрывать свои позиции. Существуют смешанные типы.

Мотивы общения. Функция мотивации направлена на обеспечение добросовестного выполнения подчиненными их обязанностей. Повышение мотивации ставит сразу две цели: 1) снижение уровня неудовлетворенности работников благодаря регуляторам мотивации; 2) увеличение уровня удовлетворенности с помощью усиления главных мотиваторов (см. 2.3.).

Таблица 2.3.

РЕГУЛЯТОРЫ МОТИВАЦИИ
1. Рабочая среда 2. Вознаграждения 3. Безопасность
Удобное рабочее место, низкий уровень шума, эргономика, дизайн, столовая, чистота, хорошие физические условия работы Хорошая зарплата, справедливое вознаграждение по результатам работы (премии, акции, девиденты от прибыли), социальные блага (жилье, детсады, медобслуживание и пр.) Ощущение своей принадлежности, нужности для фирмы, уважение, признание, одобрение со стороны коллег и руководителя, хорошие отношения в коллективе
ГЛАВНЫЕ МОТИВЫ
4. Личностный рост 5. Чувство причастности 6. Интерес и вызов
Возможности для обучения, возможность карьеры, рост ответственности и влияния, возможность экспериментирования, творчества, самовыражения Ощущение полезности своей работы, информированность о делах, планах, перспективах фирмы, интерес и учет руководством мнений работников, совместное принятие решений Интересная работа, усложняющаяся работа, требующая мастерства; возрастающая ответственность; соревновательный эффект; постановка трудных интересных трудовых целей

Выделяют следующие методы стимулирования результативности труда: 1) экономические методы; 2) целевой метод; 3) метод расширения и обогащения работ; 4) метод соучастия или привлечения работников.

Мотивы общения могут быть совпадающими (облегчают общение) и противодействующими (препятствуют установлению хорошего общения). Устойчивые мотивы наблюдаются в том случае, если одному человеку интересно общаться с другим в течение длительного времени. Временные мотивы ситуативны, возникают под влиянием тех или иных обстоятельств. Мотив-долг характеризует общение, реально мотивированное соображениями и чувствами долга, совести, мировоззрения. Мотив-потребность обусловлен биологическими, материальными или духовными ценностями.

Вопросы для обсуждения:

1. Функции общения (аффективно-коммуникативная, информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная).

2. Общение как обмен информацией (коммуникатив­ная сторона общения).

3. Общение как понимание людьми друг друга (перцептивная сторона общения).

4. Коммуникативные барьеры.

5. Механизмы форми­рования взаимоотношений и преодоления стереотипов.

6. Стратегия и структура межличностного взаимодей­ствия.

7. Диалог как наиболее эффек­тивная форма общения.

8. Взаимопонимание как результат процесса общения.

9. Воздействие на человека и группы людей как цель общения.

10. Мотивы общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: