double arrow

Функции региональных бюджетных систем

Цели и задачи бюджетно-налоговой системы региона, органы управления.

Бюджетные отношения регионапредставляют собой часть финансовых отношений государственных органов власти с государственными, акционерными и частными предприятиями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.

Бюджет региона является формой образования и расходования денежных средств в целях обеспечения в регионе функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государственных органов.

Основные функции, которые призвана выполнять бюджетная система региона, можно сформулировать следующим образом:

  • создание условий повышения уровня и качества жизни населения региона;
  • содействие справедливому распределению доходов между отдельными группами населения, проживающего на территории региона;
  • развитие деловой активности в регионе путем направления региональных инвестиций, подконтрольных администрации, в «точки роста» регионального хозяйственного комплекса через бюджет развития региона или путем прямых государственных инвестиций;
  • выравнивание условий предпринимательства в территориальных образованиях региона путем развития производственной, социальной и рыночной инфраструктур.

Эти функции носят общий характер и действенны в любых странах и условиях. На определенном этапе эти функции могут претерпевать видоизменения, могут появиться новые задачи, вызванные особенностями переходной экономики.

Принципы формирования бюджетной системы региона.Концепция формирования финансовой политики основана на признании необходимости формирования таких финансовой базы региона и системы налогообложения, которые способствовали бы развитию рыночной экономики и социальной инфраструктуры и одновременно обеспечивали бездефицитность бюджетов и достижение финансовой стабилизации и предпосылки последующего экономического роста.

Бюджетная система регионавключает в себя консолидированный бюджет и внебюджетные фонды.

Консолидированный бюджет регионавключает в себя непосредственно сам бюджет региона, бюджеты городов регионального подчинения, а также консолидированные районные бюджеты, каждый из которых объединяет административно входящие в состав района бюджеты местных органов власти.

Консолидированный бюджет региона (применительно к области) формируется за счет следующих налогов и сборов:

  • налога на прибыль (бюджет субъекта РФ);
  • госпошлины за исключением госпошлины по делам, рассматриваемым в судах;
  • НДС (кроме импорта);
  • акциза на спирт, водку и ликеро-водочные изделия;
  • прочих акцизов, за исключением акцизов на нефть, бензин, газ, автомобили;
  • налога на имущество предприятий;
  • налога на имущество физических лиц;
  • подоходного налога с физических лиц, удерживаемого налоговыми органами с граждан, имеющих предпринимательский доход;
  • подоходного налога с физических лиц, удерживаемого предприятиями;
  • транспортного налога;
  • платы за пользование природными ресурсами;
  • водный налог;
  • налог НДПИ.

В структуре доходов консолидированного бюджета региона основное место занимает налог на прибыль (так, по Самарской области — 33,0%). Далее, по мере убывания, следуют: НДС, подоходный налог с физических лиц, сборы и разные неналоговые доходы, налог на имущество. Остальные доходы бюджета составляют в его структуре менее 1/10.

В структуре расходов основное место занимают расходы на социально-культурные мероприятия (42,9%), на народное хозяйство и капвложения, причем большую часть в расходах на народное хозяйство составляют государственные дотации, а в них, в свою очередь, большую часть занимают расходы на жилищно-коммунальное хозяйство.


Сейчас читают про: