double arrow

Либеральный протестантизм

Одно из самых серьезных явлений в современном богословии. Классический либеральный протестантизм появился в Германии в середине 19 в., то есть в то время, когда все больше росло осознание того, что христианская вера и христианское богословие должны быть реконструированы в свете современного знания. В Англии 19 в. широкое распространение получила теория естественного отбора Дарвина (теория эволюции), что создало условия для фактического отвержения традиционной христианской доктрины о 7 днях творения. С самого своего возникновения либерализм видел свою задачу в том, чтобы перебросить мост через пропасть, образовавшуюся между христианской верой и современным знанием о мире.

Это требовало определенной гибкости по отношению к традиционному христианскому богословию. Ведущие либеральные авторы доказывали, что если хр-во хочет остаться серьезным интеллектуальным выбором для современного человека, необходимо видоизменить некоторые положения христианского вероучения. Поэтому они настаивали на том, что должна быть свобода по отношению к

· вероучительному наследию хр-ва;

· традиционным методам истолкования библейского текста.

Там, где появлялось противоречие христианского вероучения с современными научными достижениями, предпочтение отдавалось последним.

Последствия такого подхода к богословию были весьма значительны для последнего: многие основополагающие доктрины христианства стали рассматриваться как устаревшие и не согласующиеся с современными познаниями о мире. Тогда их должно было постигнуть одно из двух:

1.отказ от них, так как они основывались на ошибочных предпосылках (учение о первородном грехе... ведь рассказ о грехопадении - миф);

2.их реинтерпретация в согласии с духом времени (Божественная природа Христа стала объясняться таким образом, будто ее стали приписывать Христу для того, чтобы придать больший авторитет Его учению и сделать Его Личность более привлекательной).

Для либерального богословия недостаточным было основывать христианскую веру на Священном Писании ил на откровении Личности Иисуса Христа. Необходимо было укоренить эту веру в некотором общечеловеческом опыте и так истолковать ее, чтобы она имела смысл для современного человека.

Либерализм вдохновлялся идеей человечества, движущегося к процветанию. Религия рассматривалась как этическое руководство для общества. Это нашло свое выражение в трудах Альбрехта Бенджамина Ритшеля. Какие идеи он исповедовал?

1.Царство Божие - это ряд этических ценностей, которые содействуют развитию немецкого общества (конец 19 в.);

2.История есть Богом направляемое движение общества к совершенству;

3.В ходе истории появлялись некоторые личности, которые были носителями особых Божественных истин. Одной из таких личностей был Иисус. Следуя Его примеру люди могут нравственно развиваться.

4.Оптимизм, вера в человеческие способности.

5.Религия и культура, доказывалось, по сути идентичны.

1 и 2 мировые войны разоблачили этот миф.

Пауль Тиллих (1886 - 1965) - крупнейший из либеральных богословов 20 века, жил в США. Его идея: современная философия, литературные произведения, искусство ставят вопросы. Богословие же ищет ответы, соотнося Евангелие с современной культурой. Евангелие должно быть обращено к культуре, а это возможно лишь тогда, когда будут слышаться ее вопросы. Результат - Евангелие должно меняться в том же направлении, в котором меняется и культура.

Итак, либеральным богословом может быть назван тот, кто, кто, придерживаясь традиции Шлейермахера и Тиллиха ставит своей целью реконструировать вероучение в ответ современной культуре.

Howkins: Термин “либеральный” означает прежде всего “свободный”, подразумевая свободу от рабства традиционных взглядов и свободу следовать истинной учености, куда бы она не вела. Это, конечно, в идеале. Но само слово обычно ассоциируется с определенной моделью богословского мышления, в которой нет места чудесам и сверхъестественному и которая строится на чисто гуманистических и естественных предпосылках (27).

Основные черты либ. богословия можно суммировать следующим образом:

1. Стремление приспособить религиозные идеи к современной культуре и современному образу мышления. Либеральные богословы говорят о том, что со времени основания хр-ва мир настолько изменился, что библейская терминология стала совершенно неудобовразумительной для современного человека. Не следует отождествлять сущность хр-ва с изменяющимися категориями, посредством которых эта сущность была выражена в прошлом. Либералы: хр-во всегда приспосабливало свои формы и язык к определенным культурным условиям.

2. Отвержение всякого религиозного верования, которое основывается исключительно на авторитете. Всякое верование должно пройти тест разума и опыта. Ум человека должен быть готов принять новые истины и факты, откуда бы они не исходили. Нет закрытых тем. Религия не должна ограждать себя от критики. Ввиду того, что авторы книг Св. Писания были ограничены культурными условиями своего времени, нельзя считать эту книгу сверхъестественной записью Божественного откровения, а значит, она не обладает абсолютным авторитетом. Т.о. “сущность хр-ва” заменяет авторитет Писания, символов веры и Церкви. Это означает, что нет внутреннего противоречия между верой и естественными законами, откровением и наукой, священным и светским, религией и культурой.

3. Центральная идея либерального богословия - Божественная имманентность.Бог живет в этом мире, Он не отстранен от него. Его можно увидеть во всей жизни мира, а не только в Библии. Поскольку Он присутствует и действует во всем, что происходит, не следует разделять естественное от сверхъестественного. Божественное присутствие видно в рациональной истине, художественной красоте, доброй морали. Хотя либералы пытаются оставаться христианами, все же многие из них доводят до своего логического конца идею Божественной имманентности, что приводит их к пантеизму. Религиозная идея и различные способы ее выражения...

4. Позитивный взгляд на человеческое развитие.1 мировая - удар... начало неоортодоксии К. Барта.

Либеральное богословие справедливо критикуется за

· то, что слишком большой акцент делается на преходящих культурных формах, которые диктуют свою повестку дня, принимаемую некритически;

· слишком быстро либеральные богословы отказываются от традиционных христианских догм с тем, чтобы сделать христианскую веру более приемлемой для современной культуры.


Сейчас читают про: