double arrow

Ремесло. Письменность у славянских племен зародилась еще до принятия христианства

Музыка

Литература и образование

Письменность у славянских племен зародилась еще до принятия христианства. Известен алфавит южных славян из 24 греческих и 14 «своих», не имевшихся в греческом языке букв.

Арабские авторы X в. упоминают о надписях по-русски на камне и дереве; текст договора князя Олега с греками (911) был составлен на двух языках — греческом и русском. В Новгороде, Смоленске, Полоцке, Пскове и других городах найдено более 600 берестяных грамот, которые содержат хозяйственные и бытовые сообщения. Создателями славянского бытового алфавита — кириллицы — были просветители, братья Кирилл (826–869) и Мефодий (820–885).

Широкое распространение грамотности на Руси (среди духовенства, князей, бояр, горожан) началось с распространением христианства. Дочь Ярослава Мудрого Анна была одной из первых грамотных русских женщин. Образованные жители страны знали иностранные языки. Обычно они владели греческим и латинским, а сын Ярослава Мудрого Всеволод — пятью языками.

Учить на Руси в школах стали при Владимире Святом. В XI в. Ярослав Мудрый повелел создать школы для мальчиков из «лучших людей» и поповичей. В школах учили писать, читать и считать. Специального образования на Руси не существовало. Зодчие, врачи, полководцы учились на практике.

Происходило постепенное накопление научных знаний. Получают распространения сведения по географии, медицине, зоологии, всемирной истории и др. Религиозное объяснение многих явлений природы мешало развитию научных знаний. Но точное описание таких природных явлений, как затмения, кометы, бури, грозы, землетрясения, наводнения и проч., способствовало накоплению фактического материала и элементов научных знаний, необходимых для будущего развития науки. Сведения по математике, механике, астрономии, химии, агрономии, географии использовались в земледелии, ремесленном производстве, живописи.

Значительно обогатились географические знания русских людей. Образованный человек того времени имел представление не только о Европе, но и о Китае, Индии, Ближнем Востоке и части Африки, к которой примыкала Палестина. Русские паломники посещали Царьград и Иерусалим. Приобретению знаний способствовали:

  • торговые связи;
  • военные походы;
  • путешествия отдельных лиц.

При Владимире Святом на Руси стали переводить и переписывать книги. В период правления Ярослава в Софийском соборе в Киеве завели мастерскую по созданию книг и книгохранилище.

Писцы-монахи копировали Библию, Евангелие. Из отрывков сочинений византийских и античных авторов составлялись «изборники», которые были очень популярны.

Книги писали на телячьей коже — пергаменте. На большую книгу «уходило» стадо телят. Книги имели небольшие рисунки — миниатюры, рисованные заставки. Обложки изготавливались из дерева и кости, оковывались драгоценными металлами, украшались самоцветами. До сих пор сохранилось выражение: «Прочесть от доски до доски», или «от корки до корки». Книги ценились очень дорого, поэтому их хранили, передавая как часть наследства.

Литературных произведений времен древнерусского государства сохранилось немного. Наиболее выдающиеся из них: «Остромирово Евангелие», «Изборник» князя Святослава, «Моление Даниила Заточника», «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Сказание о Борисе и Глебе» Иакова Мниха или Лазаря, «Слово о законе и благодати», «Повесть временных лет» и другие. Хотя эти произведения писались по заказу князей и духовенства, они донесли до наших дней сведения о жизни и быте людей того времени, содержали призыв к единению против общих врагов, прославление веры и сильной княжеской власти, гордость за свой народ и Отечество.

Период феодальной раздробленности нашел отражение в летописях отдельных земель. «Псковская летопись» звучит как героическая военная хроника; «Ипатьевская летопись» описывает княжеские усобицы Галицко-Волынской земли; «Новгородская летопись» подробно описывает наводнения, пожары, постройку дворов, крепостных стен и т. д.; «Лаврентьевская летопись» проводит идею единой и сильной великокняжеской власти Владимиро-Суздальской земли.

Глубина мысли, яркость образов и меткость языка отличают «Слово о полку Игореве» — повествование о неудачном походе Новгород-Северского князя Игоря против половцев (1185). Автор с горечью пишет о проблемах Отечества, раздираемого усобицами князей и разоряемого половцами, горячо выступает за единение русских земель, воспевает мирный труд земледельца.

В «Притче о человеческой душе» (конец XII в.) епископ города Турова Кирилл, опираясь на христианское учение, дает свое толкование смысла человеческой жизни, рассуждает о взаимоотношениях церковной и светской власти, защищает национально-патриотическую идею единства Русской земли.

Широкое распространение получило устное народное творчество: местные сказания, «рыцарские» песни дружинников о походах, былины о богатырях — Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и др. Легенды попали на страницы летописей.

Известны предания о Кие и об основании Киева, о мести Ольги и многие другие. Былины и сказания обогатили наш язык поговорками, яркими образами мудрой народной речи.

Древнерусские былины, как и песни дружинников, исполняли под музыку. Свадьбы и похороны на Руси сопровождались хоровым пением и песнями-плачами. Под сводами храмов звучала византийская церковная музыка. Церковные хористы знали ноты, которые записывали с помощью букв.

О бродячих народных артистах (скоморохах) рассказывают летописи и фрески. Играли скоморохи на флейтах, трубах, щипковых инструментах — лютне и псалтыри, на барабанах, тарелках (кимвалах), гуслях, небольших органах.

Древняя Русь славилась мастерством ремесленников, изготавливавших изделия из железа и стали более 50 видов. Больших успехов достигло искусство русских ювелиров. Для изготовления украшений использовалась довольно сложная техника:

  • зернь: на изделие напаивался узор, состоящий из множества мельчайших шариков;
  • скань: орнамент или рисунок наносился тонкой золотой или серебряной проволокой, которая напаивалась на металлическую поверхность (кружевное плетение из проволоки);
  • перегородчатая эмаль: промежутки между сканными перегородками заполнялись разноцветной эмалью;
  • филигрань: скань плющилась, надрезалась под разными углами и полировалась, наполнялась блестящими камешками и узорами.

На весь мир были известны «русские» мечи с узором на клинке и художественной отделкой рукояти. В совершенстве владели своим ремеслом резчики по дереву, гончары, косторезы, каменщики, плотники.


Сейчас читают про: