double arrow

Образование. В этот период получила развитие литература различных жанров

Литература

В этот период получила развитие литература различных жанров. Один из распространенных видов — воинская повесть. В основу произведений были положены конкретные исторические факты и события, а персонажами являлись конкретные исторические лица. Выдающимся памятником литературы XIV в. является «Сказание о разорении Рязани Батыем». В ней рассказывается о взятии и разорении Рязани и о трагической судьбе княжеской семьи. Повесть включает и рассказ о герое — дружиннике Евпатии Коловрате и его отряде, наводившем ужас на врага.

Победа русских на Куликовом поле способствовала появлению многих литературных произведений. Самое яркое из них — «Слово о великом князе Дмитрее Ивановиче и о брате его князе Владимире Андреевиче, яко победили супостата своего царя Мамая», иначе эту поэму называют «Задонщина».

В «Сказании о побоище на Дону» («Сказании о Мамаевом побоище») повествуется о поездке князя Дмитрия Донского в Троицкий монастырь к Сергию Радонежскому, прощании русских ратников с женами и выступлении войск в поход. В деталях описывается битва. Автор сообщает о возвращении русских домой, о гибели Мамая в Кафе, о появлении в Орде Тохтамыша.

В конце XIV в. были написаны «Сказание о взятии Москвы Тохтамышем», «Житие Дмитрия Донского» и жизнеописание его соперника тверского князя Михаила Александровича.

Итогом многолетнего путешествия по Северному Кавказу и Востоку (Ирану и Индии) в XV в. стала книга тверского купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря».

В первой половине XVI в. с благословения митрополита Макария были созданы знаменитые Четьи Минеи. «Четьими» на Руси называли книги, предназначенные для чтения, в отличие от церковных книг, употреблявшихся при богослужении. «Минеи» — сборники, где все произведения распределены по месяцам и дням, в которые их рекомендуется читать. Четьи Минеи вобрали в себя и сгруппировали все книги, читавшиеся на Руси. Там были и жития, и поучения, и произведения, стоявшие вне круга церковной литературы. Четьи Минеи стали своего рода церковно-литературной энциклопедией русского средневекового общества.

В XVI в. был написан «Домострой», который содержал наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье религиозных норм и обрядов. «Домострой» проникнут идеей подчинения в государстве царской власти, а в семье — ее главе.

В «Истории о великом князе Московском» и посланиях Ивану Грозному князь Андрей Курбский изложил свои взгляды на характер царской власти и ее взаимоотношения с подданными.

Проблема укрепления государственной власти, ее авторитета как внутри страны, так и за ее пределами, приводит к появлению нового литературного жанра — публицистики. Одним из самых интересных публицистов XVI в. был Иван Семенович Пересветов. В своих челобитных, адресованных Ивану Грозному, он предложил проекты реформ, укрепляющих самодержавную власть царя, опирающегося на дворянство.

В XIV–XVI вв. наивысшего расцвета достигает героический былинный эпос. Главными темами и образами этого времени были: Иван Грозный, Ермак, Марфа Посадница, взятие Казани, Новгорода, освоение Сибири. Произведения устного народного творчества — былины, пословицы, песни, заговоры — стали впервые записываться в XVII в., что вносило в литературу демократические черты.

В XVII в. расширяется жанровый круг исторических сочинений. Наряду с традиционными летописными формами появились новые формы исторического повествования: мемуары, сказания, повести. Летописная форма сохранилась в официальных исторических трудах — хронографах. Характерной чертой публицистики стало обращение к событиям Смутного времени.

В литературе XVII в. утверждается новое стилистическое направлениебарокко (от итал. barocco — странный, причудливый). В русской словесности в этот период появились два новых литературных жанра — драматургия и поэзия. Автором стихотворных пьес «О Навуходоносоре царе…» и комедии «Притчи о блудном сыне», написанных для придворного царского театра был Симеон Полоцкий. Сильвестр Медведев являлся наиболее вероятным составителем первого русского библиографического труда «Оглавление книг. Кто их сложил».

В сатирических иносказательных повестях обличаются пороки — плутовство, ябедничество, обман («История о российском дворянине Фроле Скобелеве»), заносчивость иноземцев на русской службе и их невежество («Лечебник»).

Многие сатиры, как могли, защищали старину. Например, в «Повести о Горе Злосчастии» герой — безымянный молодец, который пренебрег домостроевскими советами родителей и стал жить своим умом. Пришел он к похвальбе, к пьяному разгулу, а в конце концов впал в «злую немерную наготу, босоту и бесконечную нищету». Не знал, куда голову приклонить, пока не ушел в монастырь и не стал иноком.

В числе произведений литературного жанра демократической сатиры, обличавших пороки духовенства и посадских людей, — пародии «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче». Ярким образцом народной литературы является «Житие протопопа Аввакума», им самим написанное.

В XIV в. на Русь начали ввозить бумагу, с появлением которой книг стало больше (и они стали дешевле). С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. На Стоглавом соборе в 1551 г. было принято решение об открытии в Москве и других городах при церквях и монастырях «книжных училищ». Обучением грамоте стали заниматься и учителя недуховного звания, которые за «кашу да гривну денег» учили грамоте в течение двух лет. Появились первые «азбуковники» — краткие словари, в которых содержались элементарные сведения по грамматике, арифметике, истории, географии. Самой распространенной формой получения образования в XVII в. было домашнее обучение. Дворяне и бояре приглашали для обучения своих детей и учителей из-за границы. Начиналось активное обучение иностранным языкам (главным образом латыни и польскому).

В 1664 г. в Москву для воспитания детей царя Алексея Михайловича был приглашен Симеон Полоцкий. Он был не просто образованным человеком, но и писателем, ученым, переводчиком. По предложению Полоцкого в 1665 г. при московском Законоспасском монастыре была открыта государственная школа для подготовки образованных подьячих для приказов. В 1687 г. греками братьями Лихудами было открыто первое в России учебное заведение — Славяно-греко-латинское училище (позже — академия). Прием в него был разрешен детям любых сословий. Однако, несмотря на распространение просвещения, крепостное население и женщины всех сословий оставались неграмотными.

Крупнейшим событием русской культуры стало возникновение книгопечатания. Оно началось по инициативе Ивана Грозного и при поддержке церкви. В 1563–1564 гг. в Москве на Печатном дворе (казенной типографии) Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец напечатали первую русскую книгу «Апостол». В 1565 г. был издан «Часословец» — первая русская книга для обучения грамоте.

В домашнем и школьном обучении использовались такие издания, как «Букварь» Кариона Истомина, «Азбука» Василия Бурцева, «Славянская грамматика» украинского ученого Милентия Смотрицкого и др. Во второй половине XVII в. Печатный двор выпустил более 300 тыс. букварей, около 150 тыс. церковных учебных книг и 10–15 тыс. книг естественно-научного содержания, что для того времени было значительным количеством. Большинство книг были доступны для разных слоев населения (например, буквари стоили 1 копейку).


Сейчас читают про: