Живопись. Древнерусское зодчество долгое время было деревянным

Древнерусское зодчество

Древнерусское зодчество долгое время было деревянным. Из дерева строились крестьянские избы, княжеские и боярские терема, городские крепости. Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчание их башенками, теремками, наличие разного рода пристроек — клетей, переходов, сеней. Художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений.

В конце X в. на Руси началось каменное строительство. В 989 г. князь Владимир заложил в Киеве так называемую Десятинную церковь, посвященную Успению Богородицы.

Всего на территории Руси известно около 15 каменных храмов XI–XII вв. преимущественно крестово-купольного типа, пришедшего к нам из Византии и как бы в уменьшенном виде отображавшего мироустройство: четыре, шесть или более столбов (столпов) в плане образовывали крест, над которым возвышался купол. Восточная часть храма называлась алтарной. Она отделялась от церковного зала, где находились верующие, невысокой преградой, задрапированной богатыми тканями. Сюда же вешали иконы. Впоследствии их количество увеличилось и место преграды занял иконостас с 5–7-ю рядами икон. В западной части располагался балкон для князя и его семьи, куда переходом можно было попасть непосредственно с княжеского двора.

Первые русские храмы были выстроены греческими мастерами в соответствии с византийскими архитектурными традициями, а построенный при Ярославе Мудром Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и византийских традиций: однокупольный византийский храм преобразовывался в многокупольную пирамиду, характерную для русского деревянного зодчества.

В XII–XIII вв. древнерусское зодчество пополнилось прекрасными образцами архитектуры: Собор Св. Софии в Новгороде, церковь Спас-Нередица, величественные Успенский и Дмитревский соборы, белокаменные Золотые ворота во Владимире, церковь Покрова на Нерли около Боголюбова. Храмы в Древней Руси издавна были средоточием нескольких видов искусства. Иконы, фрески и мозаики, торжественное богослужение, церковное пение — все это составляло в нем удивительное единство.

Живопись в основном носила религиозный характер. Русские художники вносили в произведения авторскую манеру исполнения и живые черты народного искусства. Это особенно было заметно в Новгородской живописи — «Николы», где преобладали яркие краски — красная, зеленая, синяя. В лицах святых было меньше, чем раньше, строгости и аскетизма, а их черты приобретали характерный славянский тип.

Фрески Владимиро-Суздальской земли тоже были яркими и красочными. На них нередко изображались реальные события и человеческие образы. А на иконах святые иногда очень походили на князей.

Самой почитаемой на Руси иконой считалась «Владимирская Богоматерь», выполненная неизвестным греческим живописцем XI–XII вв. Художнику удалось передать чувства молодой матери: радость материнства, любовь к сыну и одновременно предвидение мук, которые его ожидают.

Большой успех приходит к русским мастерам — иконописцам XI в. Алимпию, Олисею, Георгию и др.

Широкое распространение получила резьба по дереву и камню. Монументальная скульптура языческих времен не нашла применения, так как церковь видела в ней напоминание о низвергнутых идолах языческой веры. На капителях (верхушках) колонн и стенах вырезали скульптуры святых и фантастических животных.

На шиферных и известковых плитах художники делали полуобъемные изображения — рельефы. Причем иногда на рельефах встречались античные греческие персонажи. Например, на рельефах Киево-Печерской лавры изображены Геракл и волшебница Кибела.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: